Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 18:31, реферат
Целью работы является изучение теоретических аспектов и методики аудита кассовых операций.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
•раскрыть понятие кассовых операций,
•дать характеристику нормативно-правовой базы аудита кассовых операций,
•привести примеры типичных злоупотреблений в сфере денежно-расчетных операций,
•изучить методику планирования аудиторской проверки,
•провести аудит кассовых операций на примере ООО «Луч»,
•дать рекомендации по совершенствованию ведения кассовых операций.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы аудита кассовых операций…………………………..4
1.Аудит кассовых операций злоупотребления в сфере денежно-расчетных операциях……………………………………………………………………….…4
2.Нормативно-правовое обеспечение аудита кассовых операций, аудиторские процедуры, источники информации…………………………...…9
2. Планирование аудиторской проверки кассовых операций………………...10
2.1 Составление общего плана проверки………………………………………10
2.2 Подготовка программы аудита кассовых операций………………………14
3. Аудиторская проверка кассовых операций на примере ООО «Луч»……...17
3.1 Составление плана и программы аудита кассовых операций…………….17
3.2 Аудит кассовых операций ООО «Луч»…………………………………….22
Заключение…………...…………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………...…27
Перечисленные формы злоупотреблений не носят исчерпывающего характера. Не может считаться полностью решенным и вопрос о методах раскрытия их. В каждом конкретном случае требуется учет обстановки работы и инициативный подход ревизора к решению возникающих проблем.
В
ходе проверки кассовых операций аудитор
должен удостовериться в соблюдении законодательных
и нормативных актов, которые представлены
в таблице №1 (см. приложение).
2. Планирование аудиторской проверки
кассовых операций
2.1
Составление общего плана проверки
На стадии планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию о финансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономических предпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также об особенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затем полученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельности клиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита.
С учетом проведенного анализа разрабатывается общий план аудита, который отражает стратегию аудита данной организации. Ответственный по планированию аудита определяет максимальную погрешность, которая не должна превышать общий уровень существенности.
Значимые области определяются на основании данных о возможных областях аудита, выявленных при предварительном планировании, и принятых значений уровня существенности и аудиторского риска. По каждой области аудита следует обосновать выбранный метод аудита: систематизированный, т.е. ориентированный на систему внутреннего контроля в каждой данной области, или существенный, т.е. сплошной или выборочный. Выводы о значимых областях аудита и применяемых методах используются при составлении плана аудиторской проверки.
Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в плане также необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущего аудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации, проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимость привлечения экспертов и консультантов.
Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации [7; стр. 43].
Наметив
конкретные цели аудита можно начать процесс
сбора фактической информации. Аудитор
определяет, какие свидетельства следует
в данном случае собирать. Аудит опирается
на определенный набор методов по его
организации, которые помогают аудитору
собрать достаточное количество свидетельств.
Процесс аудирования включает в себя четыре
фазы. Они показаны в таб. №2.
Таблица №2
Планирование и разработка аудиторского подхода. В аудите существует множество способов, при помощи которых аудитор может собирать свидетельства, чтобы достичь всех стоящих перед ним целей. Выбор аудитором своего подхода определяется двумя важнейшими соображениями: необходимо собрать достаточное количество имеющих к делу свидетельств, чтобы аудитор мог взять на себя профессиональную ответственность, а кроме того, стоимость накопленных свидетельств должна быть минимальной. Первое условие более важно, но и минимизация стоимости также необходима, если аудиторская фирма хочет быть конкурентоспособной и приносить прибыль. Если не существует особой необходимости, то проверка стоимости аудиторских свидетельств не будет трудной. В этом случае аудиторы будут добавлять одно свидетельство к другому, пока они не убедятся в том, что нет никаких существенных неточностей.
Чтобы правильно интерпретировать значение той информации, которая получена в результате аудита, необходимо понимать, что такое бизнес клиента и его отраслевые особенности. Финансовая отчетность отражает своеобразные аспекты тех или иных видов деятельности. Так, невозможно представить аудит клиента занимающегося строительством мостов, без знания особенностей строительного производства, а также бухгалтерского учета работ по принципу процентной степени готовности. Достаточное понимание бизнеса клиента и особенностей данной отрасли требует и Положение о стандартах аудита SAS 22 (AU 311).
Если у клиента отличная система внутрихозяйственного контроля, то риск контроля будет минимальным, а количество аудиторских свидетельств может быть меньше, чем при слабом внутрихозяйственном контроле.
Общепринятые стандарты аудита требуют, чтобы аудитор достиг понимания системы внутрихозяйственного контроля для соответствующего планирования и сбора аудиторских свидетельств. Это можно сделать при изучении организационных структур, действующих у клиента инструктивно-методических руководств, проводя беседы с работниками компании-клиента, составляя анкеты и блок-схемы документооборота, а также наблюдая за деятельностью клиента.
Полностью поняв систему внутрихозяйственного контроля, аудитор оценивает, можно предотвращать и обнаруживать ошибки и отклонения от норм. Такая оценка включает в себя выявление конкретных контрольных моментов, которые понижают вероятность того, что ошибки и отклонения от норм могут возникнуть, но не будут выявлены и своевременно устранены. Эту процедуру называют оценкой риска контроля.
Тестирование контрольных моментов и проверки хозяйственных операций. Когда, по мнению аудитора, риск контроля незначителен, он может уменьшить недоверие к точности информации финансовой отчетности, непосредственно относящейся к этим моментам, иначе ее придется проверять методом сбора аудиторских свидетельств. Но чтобы обосновать свое мнение относительно того, что риск контроля незначителен, аудитор должен проверить степень эффективности контрольных моментов.
Многие тесты контрольных моментов подразумевают проверку первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции. Кроме того, значительная часть накапливаемых аудиторских свидетельств - это и есть документы, имеющие отношение к хозяйственным операциям.
Проверка статей баланса. Проверки заключительных балансов необходимы при аудите, поскольку большая часть свидетельств поступает из источников, независящих от клиента, и, следовательно, эти источники можно считать надежными.
Существует тесная связь между общей оценкой того положения, в котором находится клиент, пониманием системы внутрихозяйственного контроля клиента и оценкой риска контроля, а также проверкой отдельных статей баланса, содержащихся в финансовой отчетности. Если аудитор уверен, что финансовая отчетность представлена достаточно объективно, то можно существенно сократить проверку отдельных статей баланса. Однако некоторые проверки финансовой отчетности следует проводить во всех случаях.
Завершение
аудита и составление заключения. После
завершения аудитором всех процедур необходимо
объединить полученную информацию, чтобы
прийти к общему выводу о том, достаточно
ли объективно составлена финансовая
отчетность. На практике аудитор непрерывно
сопоставляет полученную и собранную
им информацию. Конечное обобщение - это
окончательный вывод о готовности выполнения
работы. После этого аудитор должен представить
аудиторское заключение, которое и будет
приложено к публикуемой клиентом финансовой
отчетности. Это заключение должно отвечать
четко сформулированным техническим требованиям,
на которые влияют масштабы выполнявшегося
аудита и сущность того, что именно обнаружил
аудитор [8; стр. 168].
2.2
Подготовка программы аудита кассовых
операций
Развитием Общего плана аудита является Программа аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, она также устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей или проведение различных процедур аудита.
Каждую проводимую аудиторскую процедуру необходимо обозначить номером или кодом, с тем, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочих документах [7; стр. 48].
Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится по серийно-порядковой системе: первый знак - номер нарушения по классификации (выделено семь нарушений порядка ведения кассовых операций), второй знак - номер разновидности нарушения (от 1 до 4), третий знак - порядковый номер процедуры для выявления данного нарушения [1; стр. 406].
Программа аудита составляется в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Тесты средств контроля представляют собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Они также помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта [7; стр. 48].
Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать [1; стр. 198].
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отражены в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Документальным итогом планирования проверки являются Программа аудита и рабочие материалы, сгруппированные в постоянные и текущие аудиторские файлы [7; стр. 48].
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:
Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.
По
окончании процесса планирования аудита
Общий план и Программа аудита должны
быть оформлены документально и завизированы
в установленном порядке [1; стр. 199].
3. Аудиторская проверка кассовых операций
на примере ООО «Луч»
3.1
Составление плана и программы аудита
кассовых операций
Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.
2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.
3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.
4. Проверка организации материальной ответственности.
5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.
6. Документальное оформление движения наличности.