Антиинфляционная политика и ее основные методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование антиинфляционной политики, определение ее основных методов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия;
рассмотреть классические методы антиинфляционной политики;
обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
Объектом исследования данной курсовой работы являются инфляционные процессы. Предметом исследования курсовой работы являются методы антиинфляционной политики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность и последствия инфляции ………………………6
2. Классические методы антиинфляционной политики…………………….18
3. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь………………30
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованных источников ………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

курсовая Антиинфляционная политика.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

       В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов [22].

      Особое  внимание в области антиинфляционных мер  будет  уделено повышению  эффективности работы банковской  системы  по  привлечению сбережений  и  повышению  доступности  кредитов  для  предприятий  и населения. Основным инструментом решения этой задачи будет  являться процентная  политика,  которая  будет  ориентирована  на   понижение процентных  ставок по депозитам и кредитам по мере  снижения  темпов инфляции  при  поддержании  их на положительном  уровне  в  реальном выражении.

    C 17 августа 2011 г. ставка рефинансирования Национального банка увеличилась на 2 процентных пункта – с 20 до 22 процентов годовых. Последовательное увеличение ставки рефинансирования, которое проводится на протяжении всего 2011 года.  Повышение номинального уровня процентных ставок в качестве элемента стабилизационной политики является мировой практикой [18, с. 35].

      Правлением Национального банка принято решение о дальнейшем повышении ставки рефинансирования — с 1 сентября 2011 г. она увеличивается на 5 процентных пунктов и составит 27 процентов годовых (постановление от 26.08.2011 № 352). Такое увеличение ставки рефинансирования обусловлено необходимостью ужесточения денежно-кредитной политики для стабилизации ситуации на валютном рынке и снижения интенсивности роста цен. Кроме того, повышение ставки рефинансирования позволит увеличить размер компенсации вкладчикам издержек, связанных с инфляционными процессами, а так-же станет дополнительным фактором сдерживания роста денежного предложения. В рамках разработанного плана по выходу на единый курс белорусского рубля и социальной защиты населения Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит проведение скоординированной политики для обеспечения экономической и финансовой стабилизации в стране.[28]

    Необходимо концентрировать усилия государства по борьбе с инфляцией и на иных направлениях, не связанных с чисто денежными факторами. Инфляция как макроэкономический феномен во многом коренится в самой природе государственно-монополистической системы и связана с дисбалансами в государственной политике регулирования важнейших составляющих инфляционных процессов.

    Антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

     В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к денежно-кредитной политике на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

     Существует ряд мер,  имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции.

      Первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса  инвестиций путем оживления инвестиционного процесса,  концентрации средств на приоритетных направлениях.

     Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. Следует также отметить, что политика поощрения инвестиций отнюдь не должна означать отказа от жесткой монетарной политики; напротив, льготы инвесторам должны носить строго целевой характер, а использование ими финансовых ресурсов должно строго контролироваться. Потенциально весьма значительную роль в оживлении инвестиционной активности могут сыграть банки. Как показывает мировой опыт, при дефиците ресурсов на первый план в финансировании инвестиций, как правило, выступает кредит. Но большинство белорусских банков в настоящее время не располагает достаточной финансовой базой для крупных операций, особенно инвестиционного характера.

     Необходимы так же решительные меры по возвращению “беглых” капиталов из-за рубежа.

     Необходимо всеми способами обеспечивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,  банковской систем [16, с.158].

    Не менее важны методы покрытия очередного транша кредита Беларуси, предоставляемого Международным валютным фондом. Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга,  но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.

    Единственный  способ  остановить  инфляцию –  научиться выдавать новые кредиты исключительно за счет возврата старых. Так работают все  безинфляционные  банковские  системы  мира. Это  возможно  только  в  том случае,  если  при  невозможности  возврата  кредита  неотвратимо  и  эффективно начинает  действовать  процедура  банкротства.  Без  решения  проблемы демонтажа  устаревших  и  неэффективных  производственных  мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся.

    Важнейшая особенность антиинфляционной  политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том,  что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

    Особенностями белорусской экономической   модели является приоритет политики обеспечения занятости над антиинфляционной политикой, значительные темпы экономического роста при допущении невысокой инфляции.

        В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004-2008 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким.  Ключевым фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

    Антиинфляционная стратегия и  тактика в Республике Беларусь  должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

  • необходимость структурной перестройки народного хозяйства;
  • запаздывание с формированием рыночной экономики;
  • монопольный характер экономики;
  • перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

   Поэтому антиинфляционная стратегия  должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальную аграрную реформу;
  • реформу системы налогообложения.

    Главной особенностью и приоритетом нового пятилетия должен стать переход белорусской экономики на инновационный путь развития. Глава государства отметил, что развитие науки и инноваций нужно полностью сориентировать на потребности нашей страны, решение перспективных задач и проблем конкретных отраслей народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования.

   Инфляция – это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

    Причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития. Инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата. Инфляция спроса в краткосрочном периоде способна временно повысить реальный объем производства, стимулируя предложение труда. Инфляция издержек, наоборот, ведет к падению реального производства и уменьшению спроса на труд.

     К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

    Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать их. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всего страдают простые люди.

      Таким образом, инфляция – это очень  сложное социально-экономическое  явление. Ее социально-экономические последствия играют серьезную роль в экономиках стран и мирового хозяйства в целом. Эти последствия вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики.

    Важнейшим компонентом государственного регулирования рыночной экономики служит воздействие на инфляцию (антиинфляционная политика).

    Эффективная антиинфляционная политика позволяет держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

    Антиинфляционная политика - система  мер по предупреждению и преодолению инфляции.

    Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин ее вызвавших. Различают монетарные инструменты борьбы с инфляцией и немонетарные инструменты борьбы с инфляцией.

    Мировой опыт показал, что использование их отдельно может принести положительные результаты в очень редких случаях (например, использование только монетаристской концепции может принести положительные плоды в условиях очень хорошо развитой сферы материального производства, сферы обмена, сферы потребления и совершенной банковской системы).

      Монетарные  инструменты – это не единственный способ влияния на инфляцию. Объем  денежной массы влияет на инфляционные процессы не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее основные методы