Анализ состояния финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;

- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 62.02 Кб (Скачать)

Введение

Данная  работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы  в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи  с этим необходимо осознавать всю  важность этой системы, разбираться, каким  образом действует ее механизм и  как функционирует финансовая система  Российской Федерации.

Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами.

Актуальность  данной темы курсовой работы также  определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы  Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы  РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:

- рассмотреть  понятие и сущность финансовой  системы в экономике;

- проанализировать  современную структуру финансовой  системы РФ и ее состояние;

- выявить  проблемы и перспективы развития  финансовой системы РФ.

Объектом  курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические  отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы  РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Глава 1 Финансовая система

1.1 Сущность финансовой  системы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и  территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение  научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности. Такие  потребности у хозяйствующих  субъектов и государства обусловливают  возникновение разнообразных видов  финансовых отношений. Финансовые отношения  складываются между государством, с  одной стороны, юридическими и физическими  лицами, с другой; между двумя  юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой [1].

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в  отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы  и звенья тесно связаны между  собой. Каждой группе финансовых отношений  соответствуют денежные фонды, а  соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями  и фондами [3].

Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем  динамическое единство, взаимообусловленность  и взаимодействие всех элементов  в процессе функционирования [5].

      Термин  и понятие финансовой системы  того или иного государства широко распространены в области научных  исследований и широко применяется  как в юридической, так и в  экономической литературе. Нередко наблюдается их перекрестное применение. В любом случае, не только логика научных исследований, но потребности практики требуют использования некоего обобщающего понятия, отражающего агрегированное функционирование финансовых институтов в той или иной национальной экономике [2].

      Является  ли понятие финансовой системы правовой категорией? Для утвердительного  ответа на этот вопрос необходимо как  минимум существование законодательной  дефиниции или юридической конструкции, в которой это понятие имеет  правообразующее значение. Однако реальная картина носит обратный характер - к финансовой системе в литературе причисляют те или иные экономические  институты, могущие быть классифицированными  как финансовые, и, следовательно, сама финансовая система - явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения [4]. С этим связано и следующая особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической формации, господствующей в тот или иной период в общественном производстве. 

В связи  с этим, широкое распространение  получило следующее определение  финансовой системы - это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством [6].

      Финансовая  система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее  круг соответствующих понятий и  категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее  будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие  будут вызывать финансовые государственные  мероприятия [5].

      Роль  финансовой системы сводится к правовому  регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы  можно контролировать эффективность  и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы  с помощью финансовых отношений  влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое  обеспечение (государственный бюджет);

- финансовое  регулирование (система налогов).

      Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть выполняемые  ей функции [7].

      Сущность  финансов проявляется в их функциях. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание. В  финансовой науке нет единого  мнения по поводу функций финансов. Некоторые авторы выделяют распределительную и контрольную функции, другие авторы – формирование денежных фондов и использование денежных фондов. Другие авторы выделяют воспроизводственную, распределительную и контрольную функции.

Распределение в денежной форме осуществляется финансами в силу того, что созданный  в процессе производства продукт  поступает к потребителю разными  способами и путем формирования различных доходов и накоплений. Процесс распределения можно  представить двумя этапами: распределение  и перераспределение.

На первом этапе происходит формирование первичных  доходов, которые считаются доходами участников материального производства. При перераспределении возникает  еще один субъект – государство, у которого также формируются  доходы через налоги и сборы, источниками  которых является национальный доход. Особое значение в этом процессе имеет  также многоуровневое перераспределение, которое включает межотраслевое, внутриотраслевое, между территориями государства или страны, между отдельными слоями населения. Государство с помощью финансовых механизмов изымает часть, созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы. В результате перераспределения национального дохода образуются вторичные или производственные доходы. При вторичном перераспределении национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления (резервный фонд), затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферой, а так же территориями страны. Активно, участвуя в распределении и перераспределении дохода финансы, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использования.

Контрольная функция проявляется в контроле над распределением стоимости общественного  продукта на различных стадиях его  движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Действия этой функции позволяют определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, на сколько, своевременно поступают финансовые ресурсы в распоряжения экономических субъектов, на сколько экономически эффективно они используются. Распределение и контроль представляют собой две стороны одного и тоже экономического процесса, только в их единстве и тесном взаимодействии финансов могут проявить качестве категории стоимостного распределения.

1.2 Эволюция финансовой  системы

Финансовая  система Русского государства стала  складываться в IX - X веках одновременно с объединением русских земель в  Киевскую Русь. Централизованная система  управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

      В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное  казначейство. Государственный контролер  занимался ревизией всех счетов.

      Надо  отметить, что в эпоху бурного  развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих  держав мира.

      Первая  мировая война отрицательно сказалась  на финансовой системе России. Для  покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые  налоговые платежи [12].

      После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма»  финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с  началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

      В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система  России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к  административным методам изъятия  прибыли предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через государственный  бюджет. Таким образом, в 30-х годах  прошлого столетия впервые в мировой  практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной  собственности на землю, недра и  все средства производства. В такой модели нет, и не может, быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью [11].

      Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который  разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки»  или «рыночных преобразований».

      После прихода к власти Горбачева в  соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»  был проведен эксперимент по распространению  новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась  к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение  и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения  доходов. Устанавливались нормативы  платежей в бюджет, в фонд производственного  и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

      Нормативный метод распределения доходов  стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с  предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза  и начала кардинальных экономических  преобразований с 1.01.1992 г. вступил в  силу новый Закон «Об основах  налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [13].

Информация о работе Анализ состояния финансовой системы