Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Эффективность экономической системы зависит от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние и тенденции развития банковского сектора. Происходящие в настоящее время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии мировой и российской экономик. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобальной экономической нестабильности и кризиса в мировой банковской системе. Происходит перестройка банковского сектора, и от того, как она повлияет на функционирование отечественных кредитных учреждений, будет зависеть экономика страны.
На современном этапе в России без качественного скачка в развитии национальной банковской системы невозможно добиться как существенного прогресса в развитии экономики страны (удвоение ВВП, выравнивание структурных диспропорций, диверсификация экспорта), так и повышения уровня жизни населения страны (расширение социальных программ, решение проблем жилья, занятости, здравоохранения, образования).

Содержание

• Введение…………………………………………………………………………………………………..2
o Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России.
o 1.1 Сущность и принципы организации банковской системы России……4
o 1.2 Основные цели деятельности, функции и операции Банка России…9
o 1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы…18
o Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования.
o 2.1 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса………………………………………………………………………………………………………………22
o 2.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2011-2013 годов……………………….28
o 2.3 Перспективы развития банковской системы России………………………36
o Заключение…………………………………………………………………………………………….42
o Литература……………………………………………………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Курсовая дкб.docx

— 71.12 Кб (Скачать)

Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия  и организации, необходимые для  осуществления деятельности Банка  России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном  плане структуру центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов  и два управления, которые в  совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Рассмотрим специфику работы этих подразделений  на примере департаментов, осуществляющих надзорную функцию. Так, департамент  лицензирования кредитных организаций  и аудиторских фирм является структурным  звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации  кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей  департамента является осуществление  надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.

Задачей департамента пруденциального (смысл  регулирования которого состоит  в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и  системный кризис банков) банковского  надзора является методическое и  организационное обеспечение функций  Банка России в сфере пруденциального  надзора за деятельностью кредитных  организаций.

Департамент инспектирования занимается организацией инспекционной деятельности территориальных  учреждений Банка России, координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Кроме того, в задачи этого департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое  обеспечение деятельности подразделений  инспектирования кредитных организаций  в территориальных учреждениях  Банка России.

В свою очередь  департамент исследований и информации выполняет функции: во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике  в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка - стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований. Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в структуре Банка России, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития.

Коммерческие  банки - составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплекс услуг клиентам - юридическим и физическим лицам. Функционирование банка как субъекта экономической деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро- и микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг, банки действуют сообразно законам спроса и предложения. В то же время значительное воздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная политика через систему государственного регулирования и контроля, как со стороны ЦБ, так и со стороны правительства.

Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся  ресурсов. Коммерческий банк может  осуществлять безналичные платежи  в пользу других банков, предоставлять  другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка  средств на своих корреспондентских  счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных  счетах своей клиентуры сверх  имеющихся у них ресурсов, ограничены.

Работа  в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами  и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфики мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится  к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом  на короткие сроки (вклады краткосрочные  или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без  задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается  под угрозой.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических  нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен  административными, волевыми методами. Административные ограничения могут  иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает  коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акцепты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция  за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует  поиск банками наиболее эффективных  сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского  капитала в наиболее рентабельные и  динамичные отрасли. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ  от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так  и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже  составляют ресурсы банка, а не его  вложения.

Работать  в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддерживание  своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании  с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая  самостоятельность, подразумевающая  и экономическую ответственность  банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность  предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Банковское  законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в  распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в  его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с  решением общего собрания акционеров. Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности. Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка:

1) посредничество  в кредите, которое осуществляется  путем перераспределения денежных  средств, временно высвобождающихся  в процессе кругооборота фондов  предприятий и денежных доходов  частных лиц. Особенность посреднической  функции коммерческих банков  состоит в том, что главным  критерием перераспределения ресурсов  выступает прибыльность их использования  заемщиком. Перераспределение ресурсов  осуществляется по горизонтали  хозяйственных связей от кредитора  к заемщику, при посредстве банков  без участия промежуточных звеньев  в лице вышестоящих банковских  структур, на условиях платности  и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение  посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что  они своей деятельностью уменьшают  степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы  и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения  денежных средств не совпадают с  размерами и сроками потребности  в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями  заемщиков и на основе широкой  диверсификации своих активов снижают  совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

2) стимулирование  накоплений в хозяйстве. Осуществление  структурной перестройки экономики  должно опираться на использование  главным образом и в первую  очередь внутренних накоплений  хозяйства. Коммерческие банки,  а не иностранные инвестиции  должны составлять основную часть  средств, необходимых для реформирования  экономики. Между тем все ее  предшествующее развитие не создавало  у непосредственных производителей  и других субъектов хозяйственной  жизни, включая население, достаточных  стимулов к сбережению и накоплению  полученных доходов на потребляемую  и накопляемую часть устанавливались  директивным планированием. При  невысоком уровне доходов населения  его склонность к накоплению  находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие  банки, выступая на финансовом рынке  со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные  стимулы к накоплению средств  на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых  по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения  накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования  активов банковских учреждений, депозитов  в коммерческих банках.

3) посредничество  в платежах между отдельными  самостоятельными субъектами. В  условиях государственной монополии  на общественную собственность  все расчеты между субъектами  этой собственности проводились  через единый государственный  банк. Соответственно и формы  расчетов, порядок платежей, меры  ответственности сторон были  рассчитаны на безусловную концентрацию  всех расчетов в одном банке  и приспособление к ней. Гарантом  совершения платежей при такой  системе расчетов выступало государство.  Оно принимало на себя все  возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание  системы независимых коммерческих  банков привело к рассредоточению  расчетов и повышению в связи  с этим рисков, которые должны  брать на себя коммерческие  банки. Формы расчетов и платежные  документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы  на совершение расчетных операций  между филиалами одного банка,  а платежные документы по форме  являются внутрибанковскими документами.  Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место  в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в  обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране.

Таким образом, основными функциями Центрального Банка являются защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации  и обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования платежной  системы. Он не является органом государственной  власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся  к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Коммерческие  банки в свою очередь выполняют  следующие функции в экономической  системе:

• посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов предприятий  и денежных доходов частных лиц;

• стимулирование накоплений в хозяйстве;

• посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

 

1.3 Основные факторы, влияющие  на развитие банковской системы.

     На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним  факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную  совокупность взаимоувязанных и  взаимообусловленных факторов, которые  с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.

Совокупность  экономических факторов отражает состояние  экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.

К экономическим  факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических  реформ, формирующие общие условия  функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как  правило, увеличивается число субъектов  хозяйствования, растут экономические  связи, что влечет за собой соответствующий  рост спроса на банковские услуги как  со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные  процессы, угнетающие банковскую систему  в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под  влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для  осуществления банковских операций, убыточность значительного числа  крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

Информация о работе Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования