Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Указанная работа проводится аудиторами в соответствии со стандартом аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита”. В соответствии со стандартом в ходе планирования и непосредственного проведения проверки аудитор обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемом коммерческом банке. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о учетной политике и основных принципах ведения бухгалтерского учета; об организационной структуре штатного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности; о распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности; об организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих совершенные банком операции; о порядке отражения совершенных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров; о порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; о роли и месте вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности; о критических областях учета, где риск выявления ошибок или искажений отчетности особенно высок; о средствах контроля, предусмотренных на отдельных участках системы учета [7].

Работа содержит 1 файл

учетная политика.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

         9. Периодичность распределения прибыли,  порядок создания и использования  фондов банка. Все это также  должно найти отражение в учетной  политике банка [8].

 

Налоговые аспекты учетной политики коммерческого  банка

        Особенность  учетной политики в современных  условиях — необходимость разработки  наряду с учетной политикой  для целей собственно бухгалтерского  учета также и специальной  учетной политики для целей  расчетов по налогам (и иным  обязательным платежам). 
Порядок ведения бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения не во всех случаях совпадают. Кроме того, налоговое законодательство допускает разные сроки и варианты уплаты налогов. 
        В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие разные законодательные базы. 
         Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяющихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевременным исполнением ими обязанности вносить соответствующие суммы в бюджеты [2].

Начиная с 2001 г. в налоговое  законодательство вводится норма о  необходимости формирования предприятиями  и организациями своей учетной  политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый  учет — это система обобщения  информации для определения налоговой  базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ.

Положения указанной главы  Налогового кодекса допускают значительные расхождения порядков группировки  и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом  учете. Так, налоговый учет в организаций  может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании  данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором —  на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки.

        Выбор  той или иной схемы налогового  учета является элементом учетной  политики организации. Организация  должна самостоятельно разработать  регистры налогового учета. В  приказе об учетной политике  для целей расчетов по налогам  (и иным обязательным платежам) должны быть отражены следующие  вопросы (с соответствующим обоснованием):

- выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам;

-  схемы ведения налогового учета;

- формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения [1].

Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или  иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;  
2)        порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде;  
3)   остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4)      порядок формирования резервов;

5)      сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

Для целей налогового учета  банку наряду с рабочим планом счетов и другими обязательными  элементами учетной политики целесообразно  утвердить единые для всех филиалов:

- периодичность определения финансовых результатов деятельности;

- варианты исчисления и уплаты налогов, выбранные из допускаемых налоговым законодательством;

- рабочую схему аналитического учета доходов и расходов;

- формы внутренней документации, применяемой банком с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

           Для уплаты налога на прибыль  банком и его филиалами важно  вести учет доходов и расходов  по идентичной схеме счетов  аналитического учета.

         Внедрение единой схемы аналитического  учета доходов и расходов является  важным условием правильности  исчисления и уплаты налогов.  Большое значение имеет и внедрение единых форм документов с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

          Наряду с изложенными принципиальными  вопросами ведения налогового  учета банку следует определиться  по ряду других вопросов:

а) методы оценки имущества  и обязательств;

б) порядок амортизации  активов, их переоценки и выявления  финансового результата от реализации (списания);

в) порядок ведения бухгалтерского и налогового учета отдельных  операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

г) порядок ведения бухгалтерского и налогового учета доходов банка, являющихся базой для исчисления и уплаты налогов, исчисляемых от доходов банка;

д) порядок исчисления и  уплаты налога на добавленную стоимость [10].

         При выборе учетной политики  необходимо предусмотреть возможность  максимального совмещения бухгалтерского  и налогового учета. Их совмещение  возможно, в частности, по следующим  направлениям: учет расходов на  ремонт основных средств; учет  расходов на НИОКР; оценка остатков  незавершенного производства; способы  группировки учета затрат.

В силу различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом учетная политика должна стать связующим  звеном между указанными видами учета, дать возможность составлять консолидированную  отчетность в организациях, имеющих  филиалы и дочерние компании, а  также обеспечить однозначное толкование финансовых результатов деятельности как внутренними, так и внешними пользователями отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белоглазова Г.Н., Аудит банков: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.
  2. Коробова Г.Г., Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Коробовой Г.Г. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 590 с.
  3. Куницына Н.Н., Банковский аудит: Учебное пособие/ Н.Н. Куницына, В.В. Хисамудинов. – 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010. 216 с.
  4. Курсов В.Н., Бухгалтерский учет в коммерческом банке: Учебное пособие/ В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев - М.: ИНФРА-М, 2010. 280 с.
  5. Рогуленко Т.М., Аудит: Учебник/ Т.М. Рогуленко. – М.: КНОРУС, 2010 - 416 с.
  6. Фофанов В.А., Банковский учет и аудит: Учебное пособие/ Фофанов В.А - М.: Дашко и К. 2010 – 720 с.
  7. Тихомирова Е.В., Банковский аудит: Учебное пособие/ Е.В. Тихомирова - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010 – 66 с.
  8. Рыбин В.И., Национальные банковские системы: Учебник /Под общ. ред. проф. В.И. Рыбина – М.: ИНФРА-М, 2011 – 528 с.
  9. Тарасов В.И., Деньги, кредит, банки: Учебник/ В.И. Тарасов – Минск: МИСАНТА, 2005 – 176 с.
  10. Хахонова Н.Н., Аудит: Учебник/ Н.Н. Хахонова, И.Н. Богатая. – М.: КНОРУС, 2011 –720 с.

 

 

 

 

 

 

Анализ и оценка учетной политики коммерческого  банка

Учетная политика коммерческого  банка – это документ,  отражающий наряду с вопросами учета, внутреннего  контроля и некоторые аспекты  эффективности управления коммерческим банком и требует профессионального  подхода к его разработке.

В соответствии с Федеральным  законом “О бухгалтерском учете” все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и особенностей деятельности.

         При формировании учетной политики  коммерческого банка по конкретному  направлению (вопросу) ведения  и организации бухгалтерского  учета осуществляется выбор одного  способа из нескольких допускаемых  законодательными и нормативными  актами, входящими в систему нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

         Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не  установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики  организация разрабатывает соответствующий  способ исходя из положений  по бухгалтерскому учету.

         Таким образом, целями разработки  учетной политики коммерческого  банка являются:

- конкретизация порядка  использования допустимых нормативными  актами способов ведения бухгалтерского  и налогового учета;

- придание нормативного  статуса самостоятельно разработанным  способам ведения бухгалтерского  и налогового учета;

- установление механизмов  реализации способов бухгалтерского  и налогового учета в соответствии  со структурой и спецификой  деятельности банка.

     

Банком России установлено, что в составе учетной политики коммерческого банка должны быть определены:

- рабочий план счетов  бухгалтерского учета в банке, его филиалах и подведомственных учреждениях;

- формы первичных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Роскомстата типовые формы первичных учетных документов;

- порядок расчетов с филиалами (структурными подразделениями);

- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Банка России;

- порядок проведения  инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

- порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В силу различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом учетная политика должна стать связующим  звеном между указанными видами учета, дать возможность составлять консолидированную  отчетность в организациях, имеющих  филиалы и дочерние компании, а  также обеспечить однозначное толкование финансовых результатов деятельности как внутренними, так и внешними пользователями отчетности.

 


Информация о работе Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка