Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...6
Понятие и осуществление государственного регулирования……………………………………………………………..6
1.2 Виды таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение….……………………………………………………………..13
2. ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….....17
2.1 Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО………………………………………………………………………..18
2.2 Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции……………...........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………..………………………………………...24
Список использованных источников ……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством:

     - таможенно-тарифного регулирования;

     - нетарифного регулирования;

     - запретов и ограничений внешней  торговли услугами и объектами  интеллектуальной собственности;

     - мер экономического и административного  характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности [25].

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными  государственными органами Республики Беларусь.

     Основным  методом регулирования внешней  торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли относится к методам экономического регулирования, предполагающим стоимостное  воздействие на экспорт и импорт товаров. Непосредственно воздействуя  на цену товаров с помощью тарифов, налогов, акцизов, сборов, государство  регулирует внешнеторговые потоки (более  характерно для развитых стран), получает дополнительные финансовые ресурсы (более  типично для развивающихся стран), защищает интересы национальных производителей, прежде всего в трудоемких отраслях.

     Содержанием таможенно-тарифного регулирования  является порядок и методология  таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, которыми руководствуются  субъекты внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортно-импортных  операций. В мировой практике национальное законодательство в этой области  состоит, в основном, из двух блоков:

     - закона, определяющего все аспекты  обложения пошлинами товаров  и других предметов, перемещаемых  через госграницу страны, — Закон  о таможенном тарифе;

     - закона, регулирующего деятельность  служб таможенного контроля, определяющего  их права, обязанности, порядок  и организацию таможенного контроля, — Таможенный кодекс [14].

     Вопросы, регулируемые Таможенным кодексом, относятся  к области действия национальных законов страны, в отличие от него таможенный тариф (правила его применения, уровень ставок пошлин, структура, перечень позиций тарифа) часто является объектом международных переговоров.

     Основным  элементом механизма тарифного  регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный  перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Увеличивая цену импортного или экспортного  товара, он оказывает влияние на объем и структуру внешней  торговли.

     С 1 января 2010 г. взимание ввозных таможенных пошлин при ввозе в Беларусь товаров из третьих стран осуществляется по ставкам Единого таможенного тарифа. При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы. Такие льготы применяются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

     Единая  система тарифных преференций таможенного  союза применяется в целях  содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.

     Нетарифные  методы регулирования относятся  к мерам прямого воздействия на хозяйственные экономические процессы. Они включают меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, моральных и религиозных традиций, национальной безопасности страны. В практике государственного регулирования они получили название «нетарифные ограничения».

     Нетарифные  ограничения — меры запретительного  или ограничительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров  на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования.

     Согласно  Закону Республики Беларусь «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  мерами нетарифного регулирования  определены: «квотирование и лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, установление максимальных и  минимальных цен на экспортируемые и (или) импортируемые товары» и  прочие ограничения ввоза и вывоза товаров. Применение особых таможенных пошлин лимитировано Законом Республики Беларусь «О мерах по защите экономических  интересов Республики Беларусь при  осуществлении внешней торговли товарами», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 800 «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных  защитных, антидемпинговых или компенсационных мер» от 5.06.2000 г. [25]

     Рассмотрим  отдельные меры нетарифного регулирования.

     Лицензирование  — это разрешение на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными государственными органами.

     Различаются разовые и генеральные лицензии.

     Разовая лицензия — разовое разрешение на экспорт (импорт) товаров. Такая лицензия является именной, ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну. Генеральная лицензия — постоянно  действующее разрешение, дающее право  на экспорт (импорт) указанных в ней  товаров без ограничений по стоимости  и количеству.

     Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран. Она выдается МИДом по решению Правительства  при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой, и генеральной лицензий установлен в пределах текущего календарного года при поставке квотируемых товаров, в остальных случаях — в  течение 12 месяцев со дня выдачи лицензии.

     На  ряд товаров при выдаче лицензии требуется согласование с такими органами государственного управления, как: Минсельхозпрод, концерн «Белбиофарм», Драгмет, концерн «Белнефтехим», Минэкономики, Минлесхоз, объединение «Белвтормет», Мннторг, Минприроды.

     Квотирование, т.е. количественные и стоимостные  ограничения на ввоз/вывоз в данную страну, вводится на определенный срок применительно к отдельным товарам, транспортным средствам, работам, услугам, странам либо группам стран и  выступают в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные  акции зарубежных торговых партнеров.

     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса, аукциона или фактического проведения операций по экспорту/импорту.

     Аукционы  и конкурсы проводятся для выполнения решений о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечения равенства  участников внешнеторговой деятельности, защиты их прав и законных интересов  при продаже экспортных и импортных  квот.

     В Республике Беларусь подобные квоты  оформляются специальными лицензиями на продукцию, поставляемую в рамках соглашения между странами Европейского Союза и Республикой Беларусь о торговле текстильными товарами.

     Система экспортного контроля – это комплекс специальных мер, направленных на защиту национальных интересов при осуществлении  внешней торговли вооружением, военной  техникой, товарами двойного назначения, технологиями, а также при передаче за границу научно-технической информации и предоставления за рубежом услуг, которые применяются или могут  быть применены при создании оружия массового поражения, ракетных средств  его доставки и иных наиболее опасных  видов оружия. Причиной такого подхода  является возможность того, что при  бесконтрольном вывозе вышеуказанной  продукции она может оказаться  в руках потенциального противника, а также возможность получения  больших прибылей при торговле данным видом товара. В систему экспортного  контроля включаются также и государственные  органы, осуществляющие указанные меры [19].

     В Республике Беларусь экспортный контроль осуществляется в рамках Постановления  Совета Министров Республики Беларусь № 218 «Об установлении запретов и  ограничений на перемещение вещей  через таможенную границу Республики Беларусь» от 18.03.1997 с изменениями  и дополнениями, которое утверждает перечень вещей, запрещенных а ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь. Во исполнение этого постановления приняты  соответствующие приказы Государственного таможенного комитета.

     Система технического контроля за качеством  ввозимых товаров представляет собой  комплекс мер по обеспечению соответствия импортируемых в страну товаров  установленным законодательством  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосани-тарным, экологическим  и другим стандартам и требованиям.

     Контролируют  качество ввозимой продукции в Беларуси ряд государственных органов  в пределах их компетенции, которые  на основании анализа представленных образцов ввозимой продукции выдают разрешительные документы, подтверждающие соответствие этой продукции необходимым  требованиям. Такими документами, например, являются сертификат соответствия, гигиеническое  заключение, ветеринарное свидетельство, фитосанитарный сертификат [25].

     Нетарифным  барьером является также обеспечение  государственного потребления товарами отечественного производства. В соответствии с Указом Президента Беларуси № 394 «О мерах по защите внутреннего рынка  и поддержке отечественных производителей», установлено, что использование  финансовых средств на приобретение в государствах, не входящих в Таможенный союз, продукции, включенной в Реестр продукции производственно-технического назначения для государственных  нужд, допускается только с разрешения Министерства экономики. Перечень продукции, включенной в данный Реестр, составляет около 400 позиций товаров в соответствии с ТН ВЭД СНГ, производимой в Республике Беларусь.

     В перечне экономических механизмов, с помощью которых регулируется внешнеэкономическая деятельность, выделяются механизмы налогового регулирования. Налоговая система во внешнеэкономической  сфере складывается из совокупности налогов, сборов и других платежей, которые взимаются в установленном  государством порядке. Налогооблагаемыми  объектами являются: доходы участников ВЭД, стоимость определенных экспортных и импортных товаров, добавленная стоимость.

     Основные  элементы налогового обложения экспорта и импорта товаров — налог  на добавленную стоимость (НДС) и  акциз. Оба они универсальные  фискальные инструменты, обеспечивающие регулярность налоговых платежей.

     Заметное  влияние на регулирование внешнеэкономической  деятельности оказывает акцизный налог, играющий важную роль в формировании государственного бюджета. Акциз включается в цену товаров особого рода, который  не отражает ни потребительских свойств  товара, ни эффективности производства, а является инструментом пополнения госбюджета за счет массового покупателя. Перечень подакцизных товаров определяется в законодательном порядке.

     В настоящее время в перечень подакцизных  товаров входят спирт гидролизный  технический, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, микроавтобусы и автомобили легковые.

     Ставки  акцизов дифференцированы по группам  товаров, устанавливаются в процентах  от таможенной стоимости товаров (адвалорные) или в евро за единицу товара (специфические).

     В соответствии с действующим законодательством  в Республике Беларусь резиденты  и физические лица — нерезиденты  Республики Беларусь в отношении  товаров, ввозимых в республику, уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС).

     Налогооблагаемой  базой при уплате НДС является таможенная стоимость товаров, ввозимых в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в  измененном состоянии и ввоза  для потребления нерезидентами.

     Важной  составной в механизме регулирования  ВЭД выступают меры валютного  регулирования. Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления  валютных операций, сделок с валютными  ценностями между организациями  и гражданами другой страны, порядок  ввоза, вывоза, перевода и пересылки  национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и  функции органов валютного регулирования  и валютного контроля и ответственность  за нарушение валютного законодательства [17].

Информация о работе Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции