Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагиваются две области права – международное и таможенное. Соответственно, в их контекстах рассматриваются понятия международного туризма и таможенного контроля. Понятия, казалось бы, несопоставимые: международный туризм – одно из направлений такого сектора экономики, как сфера услуг; а таможенный контроль как совокупность мер, призванных регулировать данную сферу. Поэтому цель работы – показать точку соприкосновения этих двух понятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……...3
I. Международный туризм………………………………………………...............…5
Туристские формальности……………………………………………...……….5
Правовые аспекты……………………………………………………………….8
II. Сущность таможенного контроля………………………………………............15
Понятие таможенного контроля и общие основы порядка его проведения…………………………………………………………………………...15
Таможенный контроль в отношении физических лиц……………………...18
III. Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля...................25
Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов…………………………………………..……….25
Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения………………………………………………………………….…………...26
Заключение…………………………………………………………………..............29
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….……...3

    I. Международный туризм………………………………………………...............…5

  1. Туристские формальности……………………………………………...……….5
  2. Правовые аспекты……………………………………………………………….8

    II. Сущность таможенного контроля………………………………………............15

  1. Понятие таможенного контроля и общие основы порядка его проведения…………………………………………………………………………...15
  2. Таможенный контроль в отношении физических лиц……………………...18

    III. Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля...................25

  1. Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов…………………………………………..……….25
  2. Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения………………………………………………………………….…………...26

    Заключение…………………………………………………………………..............29

    Список  использованных источников………………………………………............31

    Приложения...………………………………………………………………………..34 

 

          ВВЕДЕНИЕ 

         На  развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы  различных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных таможенных формальностей.

         Гаагская  декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам следует принять эффективные меры по упрощению таможенных формальностей в отношении организованных групп иностранных туристов1. Таможенные формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

         В данной работе затрагиваются две  области права – международное  и таможенное. Соответственно, в их контекстах рассматриваются понятия международного туризма и таможенного контроля. Понятия, казалось бы, несопоставимые: международный туризм – одно из направлений такого сектора экономики, как сфера услуг; а таможенный контроль как совокупность мер, призванных регулировать данную сферу. Поэтому цель работы – показать точку соприкосновения этих двух понятий. Иначе говоря, определение роли таможенного контроля как инструмента регулирования и воздействия на международный туризм. Для этого ставятся следующие задачи:

  • выявить связи между таможенным контролем и международным туризмом;
  • рассмотреть полный перечень таможенных формальностей, выполняемых туристами;
  • установить степень влияния таможенного контроля на развитие международного туризма;
  • изучить правовые источники, на основании которых таможенными органами производится таможенный контроль в отношении туристов.

         Из  вышеперечисленных задач следует, что в данной работе помимо цели присутствует проблема, суть которой состоит в том, что имеет место большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что разрешено к вывозу на законных основаниях в стране отправления, может быть запрещено таможней в стране назначения. Туристы зачастую нарушают законодательство даже не подозревая об этом. Это, в свою очередь, препятствует прохождению туристов через таможенную границу. Подобные несоответствия являются следствием несовершенства законодательных норм различных государств в области международного туризма и таможенного контроля, а также недостаточной их унификацией. Принимая во внимание интенсивность роста этого сектора экономики, данная проблема является на сегодняшний день наиболее актуальной, а само её существование отрицательно сказывается на темпах роста экономики страны в целом, сдерживая и тормозя естественный ход её развития. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что руководства большинства государств не уделяют должного внимания вышеназванной проблеме.

         Следует отметить, что актуальность работы заключается в том, что, хоть она и посвящена таможенной тематике, в ней также затрагиваются аспекты международного туризма.

         В соответствии с целью работы основными  источниками в работе стали правовые документы (постановления, указы, соглашения, декларации, кодексы). При этом также использовались учебные пособия, справочники, энциклопедии, журналы.

         Работа  состоит из введения, трех глав и  заключения (страниц).  В конце также представлены приложения.

 

           I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

  1. Туристские  формальности
 

         Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. В международном туризме выделяют две его формы — въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном туризме, во втором — о въездном. Следует отметить, что и в стране отправления, и в стране назначения турист и его багаж являются объектами таможенного контроля2.

         Пересечение государственной границы для  туристов связано с определенными  формальностями: оформлением заграничных  паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским  контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты3.

         Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает  прямое воздействие на международные  туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Необходимость заполнения таможенных деклараций и проведение таможенных досмотров также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок4.

         Национальные  туристские администрации и многие международные организации включили упрощение формальностей в перечень главных своих задач. Одной из первых к этой проблеме обратилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО), которая еще в 1944 г. на Чикагской конференции предложила унифицировать заграничные паспорта. Позднее, в 50—90-е годы, вопросы пограничного, таможенного, медицинского контроля нашли отражение в важнейших документах Совета таможенного сотрудничества (СТС), Международной морской организации, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и др.

         Международное сотрудничество и деятельность различных  международных организаций в  сфере туризма идет по пути упрощения подобных формальностей, направленного на ликвидацию препятствий на пути развития путешествий и международного туризма.

           Упрощение туристских формальностей  стало объектом целого ряда  международных соглашений и договоров.  К ним можно отнести:

          1. Чикагскую конвенцию Международной  организации гражданской авиации  1944 г. (ИКАО);

          2. Международные медицинские правила  Всемирной организации здравоохранения  1951 г.;

          3. Конвенцию по содействию международному  морскому транспорту Международной морской организации 1965 г.;

          4. Международную конвенцию 1973 г.  по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (конвенция  Киото);

          5. Заключительный акт Совещания  по безопасности и сотрудничеству  в Европе 1975 г.;

          6. Решение-рекомендация Совета ОЭСР по международной политике в области туризма 1985 г.;

          7. Единый европейский акт Европейских  сообществ 1987 г.;

          8. Гаагскую декларацию Межпарламентской  конференции по туризму 1989 г.;

          9. Конвенцию о применении шенгенских  соглашений 1985 г.

         ВТО, придавая особое значение упрощению  туристских формальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций в части:

         • паспортных:

         • визовых:

         • валютных:

         • таможенных:

         • медицинских формальностей.

         Сложные паспортно-визовые формальности и процедуры оформления перемещения иностранных граждан по национальной территории ведут к снижению туристских потоков, а также к ограничению доступа иностранцев к различным достопримечательностям государства, что, в свою очередь, снижает доходы туристских предприятий и ограничивает расходы иностранцев во время их пребывания в данной стране.

           Туристские формальности являются  одним из факторов внешней  среды, которые учитываются туристами при организации поездок в зарубежные страны. 

  1. Правовые  аспекты
 

         Международный туризм в современных условиях приобретает огромные масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Темпы роста этого сектора экономики находятся далеко впереди по сравнению с остальными. Республика Беларусь в этом плане не является исключением, увеличивая динамику международного туризма. Признавая это, государства устраняют барьеры, которые мешают развитию туризма, среди которых находятся и таможенные. В современных международных отношениях для его развития создана целостная система правового регулирования – комплекс принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий. Государство, как правило, не принимающее непосредственного участия в организации туристских поездок, все же ответственно за работу правовых, финансовых, таможенных и других институтов, призванных способствовать развитию туристских путешествий.

         Основу  нормативно-правовой базы в области  туризма составляют резолюции и  декларации международных организаций (ООН, Совета Европы), международных туристских организаций, в том числе ВТО (Всемирная туристская организация). Практически во всех этих документах содержаться нормы, указывающие на упрощение таможенных формальностей при осуществлении путешествий как один из важнейших факторов, содействующих развитию международного туризма.

         Главным документом международного сотрудничества и партнерства в сфере туризма  является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. Отдельные выводы и рекомендации конференции касаются упрощения именно таможенных формальностей. В частности, ст. 50 в качестве основной проблемы выделяет большой разброс в разрешениях на беспошлинный ввоз и вывоз в различных странах. В качестве рекомендации для решения этой проблемы служит предписание, содержащееся в ст. 55. В ней сказано, что государствам следует уделять возрастающее внимание принципам упрощения таможенных формальностей в международном туризме. Следует также отметить, что данная норма относится и к Республике Беларусь и закреплена в постановлении, принятом в рамках Содружества Независимых Государств в 2000 г. "О Гаагской декларации по туризму 1989 г».

         Межпарламентская  конференция по туризму, проходившая  в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в которой определено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упрощение туристских формальностей и облегчение поездок и путешествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллективных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соответствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

           Межпарламентская конференция по  туризму обратила особое внимание  на наличие взаимосвязи между  туризмом и окружающей средой и одновременно призвала определить уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

           Также был сделан вывод о  том, что одновременно с быстрым  ростом объемов путешествий и  туризма в последние годы уточняется  и расширяется понятие "упрощение  туристских формальностей".

Информация о работе Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля