Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:32, доклад
ВТО — это все-таки свод правил регулирования внешней торговли: пошлины, лицензии, субсидии, ограничения и так далее. Хотя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) есть нормы таможенного администрирования, сформулированные в виде принципов: административные барьеры не должны быть чрезмерными, таможенные формальности не должны превращаться в скрытые ограничители для торговли. А
ВТО — это все-таки свод
правил регулирования внешней
Главное, что могло бы дать вступление в ВТО нашей таможне, — это определение таможенной стоимости. Многие страны вообще не беспокоятся по поводу ее занижения, потому что есть сбалансированный фискальный подход: чего таможня не доберет на пошлине, то налоговая служба доберет на налоге с прибыли. Но у нас такое сейчас невозможно, при сборе доходов в бюджет наши таможенники и налоговики не взаимодействуют, а конкурируют: у каждого свой план, и каждый борется за его выполнение и перевыполнение.
Для определения таможенной
стоимости нужно обладать огромным
количеством юридических и
В рамках Всемирной таможенной
организации функционирует
— Пока этот оптимизм не оправдывается. Строго юридически у России есть обязательства выполнять соглашения, принятые в рамках ВТО, но не методические материалы, носящие в общем-то консультативный характер.
Проблема глубже. В России нет единообразной практики определения таможенной стоимости и одинаковых методологических подходов. Каждый кейс по таможенной стоимости индивидуален для каждой таможни и для каждого арбитражного суда. То есть при одной и той же ситуации в одном регионе арбитражный суд признает вашу таможенную стоимость справедливой, а в другом — нет.
Таможенная служба обязана мониторить всю эту практику, обобщать ее, вырабатывать единый подход к проблемным ситуациям, доводить до всех разъясняющие методические материалы, которые были бы понятны и бизнесу, и таможеннику. Чтобы не сталкивать таможню и бизнес один на один, вынуждая таможенного инспектора, за которым надзирают служба безопасности, прокуратура, Счетная палата, говорить: «Лучше ты больше пошлин заплати, чтобы меня в коррупции не заподозрили». Сотрудники таможни не берут на себя решение, потому что не уверены, что смогут его обосновать и начальство с ними согласится.
— Как-то все безнадежно получается.
— Нет, на самом деле примерно
с 2010 года стали проявляться две
обнадеживающие тенденции. Первая —
пристальное внимание руководителей
страны к таможне. И вторая — формирование
некоего общественного заказа на
качество таможенных услуг. Принята
дорожная карта Агентства стратегических
инициатив, проблемы таможни обсуждаются
на площадках разных комиссий при
правительстве и президенте, уже
говорят, что качество таможенного
администрирования — это
Но таможня в России
— это же огромная система. Там
шестьдесят с лишним тысяч служащих.
Она инерционна, неповоротлива, и
чтобы задать ей нужный импульс, нужны
гораздо большие усилия, чем в
2006 году. Прибавьте новые задачи,
связанные с формированием
Информация о работе Вступление Росии в ВТО:последствия в тамможенном администратировании