Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:45, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.
Задачи данной работы:
- изучить содержание и особенности ВЭД;
- рассмотреть внешнеторговый оборот России на современном этапе;
- выявить проблемы и перспективы развития ВЭД
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Содержание и особенности ВЭД
1.1 Понятие ВЭД……………………………………………………………4
1.2 Виды ВЭД……………………………………………………………….4
1.3 Элементы ВЭД…………………………………………………………..5
Глава 2. Внешнеторговый оборот России
2.1 Экспорт
2.1.1 Экспорт товаров из РФ в республику Казахстан и республику Беларусь…………………………………………………………………… 9
2.1.2 Экспорт товаров из РФ в страны дальнего зарубежья ……………..11
2.1.3 Экспорт товаров из РФ в страны СНГ……………………………….16
2.2 Импорт
2.2.1 Импорт товаров в РФ из стран дальнего зарубежья……………… 20
2.2.2 Импорт товаров в РФ из стран СНГ…………………………………. 26
Глава 3 Проблемы и перспективы развития ВЭД на современном этапе
3.1 Проблемы ВЭД………………………………………………………… 29
3.2 Перспективы развития ВЭД……………………………………………. 30
Заключение………………………………………………………………….. 39
Список литературы…………………………………………………………41
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Содержание и особенности ВЭД
1.3 Элементы ВЭД………………………………………………
Глава 2. Внешнеторговый оборот России
2.1 Экспорт
2.1.1 Экспорт товаров из
РФ в республику Казахстан
и республику Беларусь………………………
2.1.2 Экспорт товаров из
РФ в страны дальнего
2.1.3 Экспорт товаров из РФ в страны СНГ……………………………….16
2.2 Импорт
2.2.1 Импорт товаров в
РФ из стран дальнего
2.2.2 Импорт товаров в РФ из стран СНГ…………………………………. 26
Глава 3 Проблемы и перспективы развития ВЭД на современном этапе
3.1 Проблемы ВЭД………………………………………………
3.2 Перспективы развития ВЭД……………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность – это одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Цель данной работы: рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.
Задачи данной работы:
- изучить содержание и особенности ВЭД;
- рассмотреть внешнеторговый оборот России на современном этапе;
- выявить проблемы и перспективы развития ВЭД
Актуальность выбранной темы заключается в том, что масштабы внешнеэкономической деятельности России увеличиваются год от года, и эта отрасль экономики играет заметную роль в российской промышленной политике. С учетом специфики заданной темы структура работы позволяет последовательно изучить основные характеристики внешнеэкономической деятельности России (глава1) и отдельно рассмотреть экспортно-импортные отношения (глава 2).
Состояние российской внешнеэкономической деятельности достаточно хорошо освещено в современной экономической литературе и широко дискутируется в прессе. При подготовке данной работы в основном использованы материалы из специализированной периодической печати и материалы специализированных сайтов Интернета.
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЭД
ВЭД (внешнеэкономическая
ВЭД реализовывается
на уровне производственных структур
с полной самостоятельностью в выборе
внешнего рынка и иностранного партнера,
номенклатуры и ассортиментных позиций
товара для экспортно-импортной сделки,
в определении цены и стоимости контракта,
объема и сроков поставки и является частью
их производственно-коммерческой деятельности,
как с внутренними, так и с зарубежными
партнерами.
ВЭД относится к рыночной
сфере, базируется на критериях предпринимательской
деятельности, структурной связи с производством
и отличается правовой автономностью
и экономической, а также юридической
независимостью от отраслевой ведомственной
опеки.
Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Внешнеторговая деятельность1 - это своеобразное предпринимательство, которое происходит в области международного обмена информацией, услугами, товарами, а также работами.
Производственная
кооперация - представляет собой
одну из форм сотрудничества
партнеров разных стран,
Техпрогресс
разделения труда – это распределение
участников на две основные группы: создания
продукции и непосредственной ее реализации.
Согласованность партнеры достигают методом
совокупного ведения различных научных
разработок, прогнозирования, предоставления
материалов, приборов, аппаратуры, научно-технической
информации, а также методом организации
процесса подготовки кадров. Согласованность
обеспечивается за счет прямых связей
между производителями однородной продукции.
Международное
инвестиционное сотрудничество - это способ
взаимодействия с иностранными партнерами
методом объединения усилий материально-технического
и финансового характера. Основные цели
МИС: увеличение объемов экспортной продукции,
постоянное ее обновление и развитие.
Валютные и финансово-кредитные
операции - являются одними из главных
моментов во внешнеэкономической деятельности
любого предприятия или фирмы. Именно
эти операции сопровождают сделки, которые
связанны с обеспечением платежа за поставленную
продукцию через конкретные формы расчета.
Валютные операции совершаются во избегании
курсовых потерь.
Внешнеторговая деятельность
В состав первой
группы внешнеэкономических функций входят
выбор экспортной стратегии предприятия,
установление связей с внутренними партнерами,
обеспечение производства экспортной
продукции. Это достигается в процессе
комплексного изучения внешних рынков,
результаты которого экспортеры закладывают
в основу текущих и долгосрочных программ
своей деятельности.
Прогнозируются
динамика
Далее происходит выбор
Наиболее
значительными моментами в
Проведение
подобного анализа и расчетов
позволяет выработать решения
по обеспечению
Базовой основой
ВЭД предприятий, объединений и организаций
является производство экспортной продукции.
Дальнейшее продвижение экспортной продукции
на внешний рынок обеспечивается в рамках
осуществления внешнеторговой деятельности
как самим предприятием-экспортером, так
и посредником.
Вторая группа внешнеэкономических функций
предприятия-экспортера — организационно-экономические
— нацелена на поиск и выбор форм и методов
работы на внешнем рынке, изучение процедур
в составе технологического процесса
выхода на внешний рынок и обстоятельств
присутствия на рынке в стране своего
зарубежного партнера, на планирование
внешнеторговой операции и организацию
рекламы.
Выбор форм и методов работы на внешних
рынках осуществляется в рамках избранной
экспортной стратегии предприятия, существующих
возможных видов ВЭД, организационных
форм международной торговли в зависимости
от специфического характера товаров
и утвердившихся традиций в мировой практике.
Технологический
процесс выхода на внешний
рынок, входящий в состав
Он
включает определенную
• ознакомление с механизмом государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
в России через нормативно-техническую
документацию и законодательные акты;
• открытие валютного счета
в уполномоченном банке;
• изучение системы
федеральных органов и организаций, занимающихся
рассмотрением и оформлением документов,
необходимых для прохождения процедур
нетарифных ограничений вывоза и ввоза
продукции;
• маркетинговую оценку конъюнктуры
внешнего рынка и подготовку конкурентного
листа;
Глава 2. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РОССИИ
2.1 Экспорт
2.1.1 Экспорт товаров из РФ в республику Казахстан и республику
Беларусь
Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который ознаменовал создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Интеграционное объединение стран Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской - казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза.
В связи с реорганизацией и упрощением оформления таможенных документов, товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами ТС, предполагается не помещать под таможенную процедуру экспорта и импорта. Таким образом, с июля 2010 г., из доступных источников стала «уходить» информация о торговле РФ с Партнерами по Таможенному союзу. Так объем информации о товарообороте России и Республики Казахстан уменьшился более чем на 50% (см. рис. 1).
рис. 1 Ежемесячная динамика экспорта из РФ в Республику Казахстан в стоимостном выражении (млн.долл.), 2009-2010 гг.2
Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которым составляет 18% от всего объема внешней торговли Республики Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2010 год товарооборот составил 15,3 млрд. долл. США, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2009 годом.
Очень близкие экономические отношения у России и с Белоруссией - широчайший спектр областей сотрудничества, внешнеэкономический оборот - 27,9 млрд. долл. США (+ 19%) от 2009 года.
Однако при том, что руководители стран докладывают о больших объемах экономических операций, информация поступает очень обобщенная. Современное же ведение бизнеса невозможно без оценки емкости рынка и места компании на нем, выявления тенденций и перспектив. Любой обзор товарного рынка, а тем более маркетинговое исследование предполагает точную оценку емкости исследуемого рынка, основанную на анализе информации из многих источников. Такие данные предоставляют официальные источники - по производству Росстат, по статистике ВЭД (экспорт и импорт) - ФТС (Федеральная таможенная служба). Однако данные, приводимые ФТС, теперь не включают показатели о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (только в общих итогах, без распределения по товарам). Это ведет к искаженной оценке товарных рынков, емкость которых в реальности оказывается значительно выше, если учитывать «недостающие» данные.
Например, погрешность расчетной емкости рынка поваренной соли без учета данных импорта из Беларуси составляет более 20%. Но для конкретного участника внешнеэкономической деятельности незнание такой «погрешности» может оказаться губительной.
2.1.2 Экспорт товаров из РФ в страны дальнего зарубежья
Экспорт товаров из РФ в страны дальнего зарубежья
Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4%.