Виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Основной метод регулирования внешнеторговой политики – таможенный тариф. Его используют для поддержания положительного торгового баланса, управления валютными потоками, защиты национальных производителей. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Содержание

Введение 2
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности 4
1.1 Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. 4
1.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 6
2.1 Экспортный контроль. 19
2.2 Система валютного контроля. 25
Заключение 36
Список использованной литературы. 37

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 2

1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности 4

1.1 Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. 4

1.2 Нетарифное  регулирование внешнеэкономической  деятельности 6

2.1 Экспортный  контроль. 19

2.2 Система  валютного контроля. 25

Заключение 36

Список использованной литературы. 37

 

 

Таким образом, для регулирования внешнеэкономической деятельности применяются как тарифные, так и нетарифные меры.

Основной метод регулирования  внешнеторговой политики – таможенный тариф. Его используют для поддержания  положительного торгового баланса,  управления валютными потоками, защиты национальных производителей. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

К нетарифным методам регулирования

 

Введение

 

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет собой внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Средства регулирования  внешней политики, и в частности торговли, могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (пошлины, акцизы и прочие   сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее действенным  рычагом регулирования внешнеторговой политики является таможенный тариф – в задачи  которого  входит: поддержание положительного торгового баланса, управление валютными потоками, защита национальных производителей.

Нетарифное регулирование  включает многочисленные инструменты государственного воздействия на объемы экспорта и импорта (количественные или стоимостные, в отличие от тарифных – влияющих на стоимость единицы импортного или экспортного товара). К ним относятся практически все методы, включая пошлины, не входящие в таможенный тариф. Совокупность нетарифных методов регулирования является объектом исследования. Предмет исследования – последствия применения нетарифных мер.

Цель курсовой работы – изучить особенности нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства и ознакомиться с основными закономерностями использования нетарифных мер.

 

 

В соответствии с целью  необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить закономерности применения нетарифной политики
    • Классифицировать методы нетарифного регулирования
    • Измерить степень влияния нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности

 

  1. Основные  виды регулирования и контроля внешнеэкономической  деятельности

    1. Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Оно является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Основные функции таможенного тарифа:

  1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
  2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

 

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

 

Таможенный  тариф в зависимости от контекста может определяться как:

  • Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют  импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства  РФ, которые обязательно публикуются  в Российской газете.

В настоящий момент в РФ действует  таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в  течение 2007-2010 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

1.2 Нетарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности

 

Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В настоящее время существует около 50 различных инструментов нетарифного  регулирования внешней торговли. Такое количество инструментов требует их классификации. При этом используется 2 основные методики:

  • первая (ООН, ЮНКТАД) – классифицирует методы и инструменты по степени непосредственности воздействия на объемы внешнеторговых потоков;
  • вторая (ВТО, аналитические и статистические центры внешней торговли стран и их группировок) – классифицирует их и по характеру воздействия и тому фактору, который снижает или повышает привлекательность экспорта или импорта.

 

Первая  методика выделяет 3 группы мер:

    • прямого ограничения (прежде всего импорта), к которым относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые пошлины, импортные депозиты, добровольное ограничение экспорта, система минимальных импортных цен, увязка поставок с другими условиями контракта и т.д. (это самая многочисленная группа).
    • методы косвенно ограничения, связанные с организацией внешней торговли (методы скрытого протекционизма), к которым относятся: таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке, маркировке, разливу и т.д., открытие или закрытие таможенных постов, портов для прохождения всех или отдельных товаров и пр.
    • методы внутренней экономической политики, в целом не связанные с внешней торговлей, но, результатом которых, является ограничение или поощрение импорта или экспорта. Это все инструменты и направления денежно-кредитной (особенно валютной) и бюджетно-налоговой политики государства.

 

Вторая  методика выделяет 6 групп мер:

1) Количественные  ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные  ограничения могут применяться  по решению правительства одной  страны или на основе международных  соглашений.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности действия квоты делятся:

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем объеме экспорта, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса и прочих целей.

По охвату квоты делятся:

Глобальные – устанавливаются на экспорт или импорт определенного товара на определенный период времени, независимо от станы, экспортирующей или импортирующей данный товар;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Устанавливаются на основе двусторонних соглашений.

Обычно политика импортных квот легче поддается  административному управлению, чем  тарифная политика. Квоты легче и  быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

Тесно связан с квотированием другой вид  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его  экономическое содержание полностью  совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В  первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает  ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар е любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование  используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для  целей государственного регулирования  импорта. Развитые страны чаще всего  используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

Механизмы распределения лицензии, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  • Аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
  • Система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;
  • Распределение лицензий на неценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Информация о работе Виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности