Второй
этап (1995-1997 гг.) отличается применением
в курсообразовании политики наклонного
валютного коридора, который установил
пределы колебания валютного курса рубля
в режиме его плавного снижения. Это привело
к стабилизации валютного рынка, снижению
риска для его участников. В результате
произошел существенный рост объема валютных
операций на межбанковском валютном рынке
и снижение объема биржевых сделок. На
функционировании валютного рынка благоприятно
сказались два события: присоединение
России в 1996 г. к VIII статье Устава МВФ, обязывающей
членов данной организации отменить валютные
ограничения на текущей валютной операции;
допыск нерезидентов на рынок государственных
ценных бумаг – ГКО, существенно увеличившей
объемы валютных операций.
Третий
этап (1998 г.) характеризуется введением
политики центрального курса
рубля по отношению к доллару.
Ее сущность состоит в поддержании
курса национальной валюты около
среднего значения, в 6,2 рубля
за доллар. Эта более либеральный
режим регулирования валютного
рынка по сравнению с валютным
коридором. Его введение стало
возможным в результате достижения
относительно высокого уровня
стабильности функционирования
валютной сферы. Применять центральный
курс в качестве ориентира
формирования текущего курса
рубля к доллару Правительство
и Центральным банков РФ планировалось
до 2000 г. Однако этим планам
не суждено было сбыться. Финансовый
кризис августа 1998 г., резкое падение
курса рубля коренным образом
изменили ситуацию на внутреннем
валютном рынке. После принятия
экстренных мер, направленных
на стабилизацию финансовой и
банковской сфер экономики страны,
государство с 1999 г. возвратилось
к режиму плавающего валютного
курса рубля, но под контролем Центрального
банка РФ (режим регулируемого плавания).
Четвертый
этап (1999-2003 гг.) отличается режимом
регулируемого плавания курса
рубля по отношению к доллару
США и другим ведущим иностранным
валютам. Валютное регулирование
обретает черты сложившейся системы
воздействия государства на валютную
сферу. Внутренний валютный рынок
отличается стабильным функционированием.
Из-за благоприятной рыночной
конъюнктуры на мировых рынках
сырья и энергоносителей значительно
вырастает приток в страну
иностранной валюты (преимущественно
долларов США). Высокими темпами
увеличивается официальные золотовалютные
резервы. Складываются условия
для укрепления рубля, а значит,
и для дальнейших шагов по
пути либерализации валютной
политики государства, повышения
степени конвертируемости национальной
денежной единицы.
Пятый этап
(2004 г. - по настоящее время) характеризуется
тем, что в июне 2004 г. вступает
в силу новый Федеральный закон
«О валютном регулировании и
валютном контроле», создающий
правовую основу для реализации
взятого государства курса на
либерализацию валютной политики,
и следовательно, соответствующие изменения
в системе валютного регулирования. Либерализация
валютной политики РФ стала возможной,
благодаря существенному улучшению состояния
финансовой сферы национальной экономики,
платежного баланса страны. Основной причиной
этого стали высокие цены на мировых рынках
энергоносителей. С начала десятилетия
на протяжении ряда лет они позволяли
обеспечивать значительный приток иностранной
валюты в страну, высокие доходы государственного
бюджета, существенное увеличение официальных
валютных резервов.
Возникают
формальные основания для перехода
к полной конвертируемости рубля.
Начиная с 2005 г. в курс образования
в качестве операционного ориентира
используется рублевая стоимость
бивалютной корзины из евро и доллара
США. Происходит дальнейшее укрепление
национальной денежной единицы по отношению
к доллару. Создаются условия для перехода
к более гибкому формированию курса национальной
валюты на внутреннем валютном рынке,
минимизации воздействия на него со стороны
Центрального банка.
Разразившийся
мировой финансовый кризис отрицательно
сказался на экономике страны,
состоянии ее финансовой системы.
Однако накопленные резервы позволили
сохранить ее относительную устойчивость,
а также стратегические ориентиры
на либерализацию валютной политики
государства, но с учетом складывающейся
ситуации, обусловленной кризисными
явлениями.
Итак, система
валютного регулирования в РФ
в своем становлении прошла
достаточно сложный путь. При
этом менялись ее основные
характеристики в зависимости
от состояния денежной сферы
страны, задач, которые необходимо
было решать в целях обеспечения
ее стабильного функционирования.
На современном этапе своего
развития система валютного регулирования
реконструируется в направлении
сокращения вмешательства государства
в действия механизма валютного
рынка, что отвечает интересам
более эффективной интеграции
России мировое хозяйство.
1.2. Нормативно – правовые
и информационные основы валютного
контроля
Для написания
настоящего подпункта главы были
использованы следующие источники:
«Валютное регулирование» Панченко
В.И.[57], «Валютное право Российской
Федерации» Тосуняна Г.А. и Емелина
А.В.[58], «Валютный контроль в Российской
Федерации» Хаменушко И.В.[59], «Валютное
право России» Дорофеева Б.Ю., Земцова
Н.Н., Пушина В.А[60]. Использовались также
такие сайты, как «Валютное регулирование
и контроль РФ»[61], «Валютное регулирование
в долгосрочной стратегии социально-экономического
развития России»[62], сайт КонсультантПлюс[63].
Валютный
контроль не может осуществляться,
не имея соответствующих основ.
Под основами валютного контроля
следует понимать необходимые
условия, которые обеспечивают
действие его механизма. Данные
основы выступают в нормативно-правовой
и информационной форме.
Нормативно-правовая
основа валютного контроля представляет
собой совокупность нормативно-правовых
актов различного уровня, которыми
руководствуются органы и агенты
валютного контроля и их должностные
лица при выполнении своих функций.
В силу
того, что валютный контроль является
элементом механизма валютного
регулирования, его нормативно-правовая
основа не имеет самостоятельного
значения, то есть она не существует
в законченном виде как определенный,
внутренне связанный набор особых
нормативных актов. Данная основа
является составляющей единой
нормативной базы валютного регулирования,
что нельзя не учитывать при
его характеристике.
Прежде
всего, это касается иерархической
организации этой базы, включающей
в себя три уровня различных
видов нормативных актов: Конституция
РФ, Федеральные законы, Подзаконные
нормативно-правовые акты.
Главный
принцип, лежащий в основе нормативно-правовой
базы валютного контроля, - строгое
соответствие нормативных актов
более низкого уровня иерархии
нормативным актам более высокого
уровня. Соблюдение данного принципа
является непременным условием
действенности нормативной базы
валютного регулирования, а значит,
и эффективного функционирования
системы валютного контроля.
Высший
уровень организации нормативной
базы валютного регулирования
воплощается в Конституции РФ.
В ней нашли закрепление принципиальные
положения о федеральном ведении
решения вопросов, связанных с финансовым,
валютным, кредитным, таможенным регулированием
(ст.71), и его законодательном оформлении
(ст. 76).
Средний
уровень рассматриваемой иерархии
– законодательный. Его составляют
федеральные законы, которые содержат
положения, определяющие основные
направления действия механизма
валютного регулирования. Данный
уровень представлен:
• Гражданским кодексом РФ
от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
• Кодексом РФ об административных
правонарушениях от 30.12.2001 г. №
195-ФЗ;
• Федеральным законом от 10.12.2003
г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле»;
• Федеральным законом от 10.07.2002
г. № 86-ФЗ «О Центральном
банке РФ (Банке России)»;
• Федеральным законом от 02.12.1990
г. № 395-1 «О банках и банковской
деятельности»;
• Федеральным законом от 08.12.2003
г. № 164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»;
• Федеральным законом от 22.04.1996
г. № 39-ФЗ «О рынке ценных
бумаг»;
• Федеральным законом от 26.03.1998
г. № 41-ФЗ «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях»
и другими.
Особое
место в составе нормативно-правовой
базы валютного контроля занимает
Федеральный закон от 10.12.2003 года
№ 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле». Это –
законодательный акт специальной
направленности, в котором содержится
основной объем положений, регламентирующих
различные стороны воздействия
государства на валютную сферу
экономики страны, в том числе
связанные с осуществлением валютного
контроля. Данный Закон вместе
с другими принятыми в соответствии
с ним федеральными законами
составляет валютное законодательство
РФ – основу нормативно-правовой базы
валютного регулирования и валютного
контроля.
Нижний
уровень иерархической организации
нормативно-правовой базы валютного
контроля, на котором ее специфика
проявляется наиболее полно, составляет
совокупность различного вида
подзаконных актов. Их основное
содержание регламентирует вопросы
организации валютного контроля,
функционирования его механизма,
устанавливает порядок взаимодействия
контролирующих органов, алгоритм
действий их должностных лиц,
формы документов, применяемых при
осуществлении валютного контроля,
порядок их оборота и так
далее.
Состав
рассматриваемого уровня нормативно-правовых
основ валютного контроля неоднороден.
В него входят нормативные
акты, различные по своему статусу
и значению: указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и
распоряжения Правительства, акты
органов валютного регулирования,
акты органов валютного контроля
(инструкции, положения, приказы,
распоряжения, методические рекомендации,
письма). Приведем пример подобного
рода документов, это:
❖УказПрезидентаРФот 18.08.1996 года№1209
«Огосударственномрегулированиивнешнеторговыхбартерныхсделок»
(устанавливаетпорядокосуществленияконтроля
за внешнеторговыми бартерными сделками
с использованием технологии валютного
контроля внешней торговли);
❖ПостановлениеПравительстваРФот
15.06.2004 года№ 278 «ОбутвержденииПоложенияоФедеральнойслужбефинансово-бюджетногонадзора»
(наделяет Росфиннадзор статусом органа
валютного контроля);
❖ИнструкцияЦентральногобанкаРФот
15.06.2004 года№ 117-И«Опорядкепредставлениярезидентамиинерезидентамиуполномоченнымбанкамдокументовиинформацииприосуществлениивалютныхопераций
и оформления паспортов сделок» (устанавливает
порядок оформления основных документов
валютного контроля – справки о валютных
операциях, паспорта сделки);
❖ПоложениеЦентральногобанкаРФот
01.06.2004 года№ 258-П«Опорядкепредставления
резидентами уполномоченным банкам подтверждающих
документов и информации, связанных с
проведением валютных операций с нерезидентами
по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за
проведением валютных операций»;
❖Приказ Федеральной таможенной
службы от 05.02.2009 года № 125 «Об организации
работы по выявлению нарушений валютного
законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования при осуществлении внешнеэкономической
деятельности».
Важным
отличительным признаком уровня
подзаконных актов нормативно-правовой
базы валютного контроля является
изменчивость его состава. Достаточно
часто отдельные нормативные
акты, утратившие свою актуальность,
выводятся из оборота, перестают
действовать, а в оборот вводятся
новые документы, в большей
мере отвечающие требованиям
времени. Благодаря этому поддерживается
высокий уровень оперативности
нормативно-правовой базы валютного
контроля, ее способность быть
эффективным инструментом решения
соответствующих задач. Но при
этом незыблемым остается принцип
непротиворечивости содержания
подзаконных актов положениям
федеральных законов.
Информационную
основу валютного контроля составляет
необходимая для осуществления
органами и агентами валютного
контроля и их должностными
лицами своих функций совокупность
сведений, касающихся проведения
резидентами и нерезидентами
валютных операций, открытия и
ведения счетов.
В качестве
источника информации при осуществлении
валютного контроля используются
главным образом различные документы,
а также сведения, поступающие
от организаций – участников
контрольных действий.
Перечень
документов, являющихся основным
источником информации при осуществлении
валютного контроля, определен Законом
о валютном регулировании (ст.
23) и представляет собой закрытый
список. Это сделано в целях
недопущения произвола в отношении
участников валютных операций
со стороны должностных лиц,
контролирующих органов при выполнении
ими своих функций. Причем, как
отмечается в Законе, агенты валютного
контроля вправе требовать представления
только тех документов, которые
непосредственно относятся к
проведенной валютной операции.