Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования и все виды таможенных пошлин (или их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки возникновения международных таможенных союзов.егулирования внешней торговли и пути их развития в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5
Цели и функции регулирования……………………………………….5
Методы и подходы регулирования……………………………………7
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ………………………………………………………………...16
2.2. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды………………………………………………………………………………….20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Для Украины появление  в непосредственной близости единого  таможенного пространства уже в  ближайшее время приведет к резкому  осложнению ведения бизнеса в  этих странах. Создание Таможенного  союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать  возможные проблемы Украины в  связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного  союза, в связи с сокращением  экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены  ЕС (например, прибалтийские страны).

Ограничения экспорта украинского  металла, аграрной продукции, которые прежде были на украинско-российской границе, расширились теперь и на две другие страны таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса.

Стоит напомнить, что до создания ТС между Украиной и Беларусью  не было ограничений по основным статьям  украинского экспорта - металлопродукции, электроэнергии, сельскохозяйственной продукции, кондитерским изделиям. Теперь, российские ограничения будут распространяться на Беларусь и Казахстан, что приведет к повышению цены на украинский металл на 30%;

- возможны потери от  унификации таможенных правил, скоординированной  политики, направленной на увеличение  грузопотоков через территорию  Таможенного союза. Учитывая, что  70% объема транзитных перевозок  через украинскую территорию  составляют российские грузы,  то объемы транзита Украины  могут упасть в разы.

- можно также прогнозировать  снижение потока инвестиций в  экономику Украины. Трудно конкурировать  за инвестиции с огромным рынком  в 180 млн. человек. (7)

К вступлению в Таможенный союз Президента Украины В. Януковича  подталкивает и крупный украинский бизнес - Ринат Ахметов, Виктор Пинчук и другие, для которых Россия является основным рынком сбыта. Ведь на украинские трубы в России введены пошлины (до 55%). Богатства недр Украины и  географическое положение дали бы ей неоспоримые конкурентные преимущества в Таможенном союзе. А в противном  случае, украинский рынок может потерять перспективность не только для РФ, но и для ВТО. Как известно, транснациональные  корпорации часто рассматривают  Украину не просто как отдельный  рынок, а как составную часть  рынка СНГ. (8)

Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить  на экономические и политические.

Таможенный союз стал экономической  реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент – согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза, а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша». (7)

Доступ России к базам  данных национальных таможенных комитетов  Белоруссии и Казахстана – видимо, в рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) – не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что  информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует  реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза  с запада и востока.

К концу января 2010 г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом  негативные и даже опасные для  российского бюджета. (2) Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России – 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.

С 1 января 2010 г. действует  Единый перечень товаров, к которым  применяются запреты либо ограничения  на ввоз или вывоз странами –  участницами Таможенного союза  в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также введены в  действие Положения о применении ограничений. По этой причине в январе фактически закрылся импорт радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, так как порядок получения разрешений на ввоз данной техники в рамках Таможенного союза оказался неурегулированным. Только в начале февраля ситуация стала выправляться.

В сфере нетарифного регулирования  в отношении третьих стран  согласованы Единый перечень товаров, к которым применяются запреты  либо ограничения на ввоз или вывоз  странами-участницами в торговле с третьими странами, а также Положение  о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам. Тем не менее, зафиксированы факты сохранения и даже расширения практики появления  специмпортеров-монополистов (Белоруссия), которые могут обходить любые  ограничения. Кроме того, неясно, как  можно оградить российский рынок, к  примеру, от грузинских вин, беспрепятственно поступающих в Белоруссию. (6)

До настоящего времени  не решен вопрос о пропорциях распределения  ввозных пошлин между Россией, Белоруссией  и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты –  по причине транзитного статуса  данных государств. В итоге, чтобы  как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула  идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей. (5)

Особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного  органа – Комиссии Таможенного союза (КТС), состоящего из представителей трех стран – участниц Таможенного  союза. Считается, что по принципиальным вопросам решения должны приниматься  в формате консенсуса (договорённости). Однако число «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Белоруссии Александра Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Тем не менее Москва уже передала в КТС предложения об изменении четырех позиций единого таможенного тарифа.

Начало функционирования Таможенного союза возродило  в Белоруссии и Казахстане надежды  на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты  и изучаются маршруты. Снятие таможенного  контроля с российских границ откроет  «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи  обращает на себя внимание активизация  таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее  время активно арендует складские  помещения для будущего конфиската. (8)

Вывод: Таможенный союз формируется  наспех на основе противоречивых договоренностей  – не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому  расписанию. Интеграция в данном случае используется в роли политического  локомотива как внешних (проблема вступления России в ВТО, определенное давление на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при  создании Таможенного союза в  рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь  серьезное политическое значение. А  цунами дешевого ширпотреба из третьих  стран, которое может обрушиться с 1 июля 2010 г. через Белоруссию и  Казахстан, способно за несколько месяцев  превратить Россию в огромный Черкизовский рынок. Это грозит разорением большой  части российского мелкого и  среднего бизнеса.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские  барьеры эффективны в краткосрочном  периоде, они создают временный  эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

Ускорение интеграционных процессов  и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями  функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней  политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной  торговли и таможенных союзов.

Основными направлениями  таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу  должны стать:

  • системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
  • сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
  • обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
  • содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;
  • соблюдения интересов отечественных производителей товаров.  

Таможенно-тарифное регулирование  является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

  • определение страны происхождения товара;
  • определение таможенной стоимости товара;
  • определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые  диапазоны, и, в то же время, обеспечения  приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости  от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС "О создании единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" от 27 ноября 2009 года N 24 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  2. Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" от 27.11.2009 г. N 130 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"от 25.01.2008 года // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  4. Таможенный кодекс таможенного союза. – М.: Проспект, 2010. – 184 с.;
  5. Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» от 20 сентября 2010 г. N 376 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  6. Письмо ФТС России "О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза" от 29.06.2010 № 01-11/31846 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»;
  7. Истомин С.И. Таможенное право. – М.: Софт Издат, 2005. – 448 с.;
  8. Ермак Д. Таможенный союз – хорошо, но реально ли… // Экономическая газета. – 2007 №77(1096);
  9. Толстяк Н. Выгоды и потери Таможенного союза // Экономическая газета. – 2009 №34(1252);
  10. http://tsouz.ru – Сайт таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана;
  11. http://www.customs.ru/ - Сайт ФТС России;
  12. http://www.wto.com – Сайт ВТО.

 


Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России