Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования и все виды таможенных пошлин (или их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки возникновения международных таможенных союзов.егулирования внешней торговли и пути их развития в России
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5
Цели и функции регулирования……………………………………….5
Методы и подходы регулирования……………………………………7
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ………………………………………………………………...16
2.2. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды………………………………………………………………………………….20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
Для Украины появление в непосредственной близости единого таможенного пространства уже в ближайшее время приведет к резкому осложнению ведения бизнеса в этих странах. Создание Таможенного союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать возможные проблемы Украины в связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного союза, в связи с сокращением экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены ЕС (например, прибалтийские страны).
Ограничения экспорта украинского металла, аграрной продукции, которые прежде были на украинско-российской границе, расширились теперь и на две другие страны таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса.
Стоит напомнить, что до создания
ТС между Украиной и Беларусью
не было ограничений по основным статьям
украинского экспорта - металлопродукции,
электроэнергии, сельскохозяйственной
продукции, кондитерским изделиям. Теперь,
российские ограничения будут
- возможны потери от унификации таможенных правил, скоординированной политики, направленной на увеличение грузопотоков через территорию Таможенного союза. Учитывая, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию составляют российские грузы, то объемы транзита Украины могут упасть в разы.
- можно также прогнозировать
снижение потока инвестиций в
экономику Украины. Трудно
К вступлению в Таможенный союз Президента Украины В. Януковича подталкивает и крупный украинский бизнес - Ринат Ахметов, Виктор Пинчук и другие, для которых Россия является основным рынком сбыта. Ведь на украинские трубы в России введены пошлины (до 55%). Богатства недр Украины и географическое положение дали бы ей неоспоримые конкурентные преимущества в Таможенном союзе. А в противном случае, украинский рынок может потерять перспективность не только для РФ, но и для ВТО. Как известно, транснациональные корпорации часто рассматривают Украину не просто как отдельный рынок, а как составную часть рынка СНГ. (8)
Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить на экономические и политические.
Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент – согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза, а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша». (7)
Доступ России к базам данных национальных таможенных комитетов Белоруссии и Казахстана – видимо, в рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) – не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза с запада и востока.
К концу января 2010 г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом негативные и даже опасные для российского бюджета. (2) Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России – 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.
С 1 января 2010 г. действует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами – участницами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также введены в действие Положения о применении ограничений. По этой причине в январе фактически закрылся импорт радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, так как порядок получения разрешений на ввоз данной техники в рамках Таможенного союза оказался неурегулированным. Только в начале февраля ситуация стала выправляться.
В сфере нетарифного
До настоящего времени не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты – по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей. (5)
Особое беспокойство вызывает
регламент работы первого на территории
СНГ наднационального интеграционного
органа – Комиссии Таможенного союза
(КТС), состоящего из представителей трех
стран – участниц Таможенного
союза. Считается, что по принципиальным
вопросам решения должны приниматься
в формате консенсуса (договорённости).
Однако число «принципиальных
Начало функционирования
Таможенного союза возродило
в Белоруссии и Казахстане надежды
на быстрые прибыли. Оживляются старые
контрабандные схемы, проводятся расчеты
и изучаются маршруты. Снятие таможенного
контроля с российских границ откроет
«окно возможностей» для
Вывод: Таможенный союз формируется наспех на основе противоречивых договоренностей – не только письменных, но и устных. Он явно привязан к политическому расписанию. Интеграция в данном случае используется в роли политического локомотива как внешних (проблема вступления России в ВТО, определенное давление на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических трендов. Между тем цена ошибки при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической стороны, может иметь серьезное политическое значение. А цунами дешевого ширпотреба из третьих стран, которое может обрушиться с 1 июля 2010 г. через Белоруссию и Казахстан, способно за несколько месяцев превратить Россию в огромный Черкизовский рынок. Это грозит разорением большой части российского мелкого и среднего бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически динамика государственного
регулирования степени
Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.
Основными направлениями
таможенно-тарифной политики России на
ближайшую и среднесрочную
Таможенно-тарифное регулирование
является наиболее важным и трудоемким
процессом, который включает в себя
несколько взаимосвязанных
Принятие решений по таможенно-тарифному
регулированию ВЭД имеет
Для защиты российских производителей
товаров, имеющих значительные ценовые
диапазоны, и, в то же время, обеспечения
приемлемого уровня таможенных платежей
в отношении импортируемых
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России