Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальной таможенно-тарифной процедурой для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличен

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………….4
1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД ……………………………………………………………….6
1.1. Торговая политика: сущность и инструменты ..……………………………..6
1.2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в системе инструментов торговой политики ……………………………………………………………......17
2. Таможенно-тарифное регулирование в РБ……………………………………24
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь.……………………………………………………………...24
2.2. Таможенные пошлины и их виды в соответствии с законодательством ТС…………………………………………………………………………………...27
2.3. Таможенная стоимость как элемент таможенно-тарифного регулирования в ТС ..……………………………………………………………………………....33
3. Таможенная процедура: сущность, характеристика, значение……………………………………………………………………………34
Заключение…............................................................……………………….……..37
Список использованной литературы……………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТТР ВЭД.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

              При осуществлении импортной политики, как правило, используется следующая методика: анализируется национальный потенциал в производстве товаров; определяется место его в структуре национальной экономики и экспортной; анализируются тенденции мирового рынка.

              В случаях разбалансированности платежного баланса, снижения эффективности экспорта, вовлекается широкий арсенал инструментов, обеспечивающих протекционистский режим [13]. При достижении той или иной конкретной цели и степени защищенности этот инструментарий заменяется другими мерами и регуляторами, преследующими последствия другого качественного порядка. Такой пример широко известен и имеет место как в Латинской Америке, так и в Восточной Азии, когда осознание необходимости повышения экономического развития нацеливало государства на принятие долгосрочных программ развития перспективных секторов экономики. Необходимость структурной реконструкции обусловливала приоритетность интенсивной модернизации в ряде отраслей, которые нуждались в протекционистской защите государства. Однако использование таких регуляторов должно применяться в разумных пределах, не исключая фактора превращения конкуренции импорта в непосредственный стимул модернизации. Многие государства обеспечивали либерализацию импорта не всех товаров, а лишь стратегически важных для развития приоритетных отраслей.

              Следует отметить, что меры, используемые в торговой политике, синхронно должны подключить регуляторы инвестиционной, таможенной, валютной и другой политики. В частности, таможенная может быть направлена на перспективные отрасли, но пока не набравшие в своем развитии определенной силы, либо на отрасли, которые являются составляющими в экспортных доходах страны, но подвержены стремительному краху в результате свободного торгового режима. Инструменты же инвестиционной политики могут быть нацелены на развитие тех отраслей, которые служат "локомотивами роста" [11].

              В своей политике многие государства особое место придают стимулированию экспорта. По характеру эти мер могут быть направлены на различные пути стимулирования экспорта, в том числе предоставление льготных ccyд на экспортные контракты; стимулирование экспорта путец уменьшения налоговых ставок; поддержка развития и продвижение рынка; выделение субсидии для экспорта. При этом следует отметить, что каждая из этих мер может быть применена при тех или иных исключительных обстоятельствах. В торговой политике Франция, Япония и другие страны широко используют меры по поддержке развития и стимулирования рынка. Многими государствами могло быть использовано выделение субсидий для экспорта. Однако следует иметь виду, что нормы, пропагандируемые ВТО, не дают возможности осуществлять данный тип политики. В определенной мере инертна к этим нормам политика предоставления льготных ссуд.

              Анализ торговой политики различных стран свидетельствует, что на том или ином историческом этапе могла использоваться каждое из названных выше направлений в отдельности или в сочетании. Продвижение по пути наращивания конкурентоспособности обусловливает необходимость выбора государством тех или иных отраслей народного хозяйства, которые будут служить объектами; льготного финансирования и налогообложения экспортных производств. Особо при этом можно отметить направленность их не только на наращивание экспорта, а иногда и на развитие импорта (опыт Японии).

              Внешнеторговая политика государств неразрывно связана и направлена на повышение конкурентоспособности в борьбе за рынки с теми или иными государствами либо экономическими блоками [10]. Следует иметь в виду, что торговая политика как многоплановое явление может быть направлена на регулирование экспортных и импортных потоков; рационализацию структуры внешней торговли; обеспеченность отечественного рынка необходимыми материально-техническими ресурсами; эффективное включение страны в международное разделение труда, а также регулирование соотношений цен на экспортные и импортные товары. Все эти средства регулирования на уровне государства могут быть использованы в двух руслах - в политике либерализации либо протекционизма.

              По мере развития человечества все более расширяет свои ареалы политика свободы торговли (торгово-политические меры), направленная на устранение всевозможных препятствий для ввоза и вывоза товаров. Политика же протекционизма объективно ставит задачу защиты национального рынка от иностранной конкуренции. Как правило, меры по защите могут быть реализованы в трех направлениях: путем всемерного сокращения издержек производства того или иного товара; введением ограничений или запрета на допуск активов конкурентов на отечественный рынок; проведением политики увеличения отечественной цены на иностранный товар или услугу. Последствия вышеназванного могут быть парадоксальными.

              Исследованиями международных организаций зафиксированы обратные результаты по мере осуществления протекционистской политики. Здесь следует назвать такой факт, как снижение импорта, которое не повышает занятости населения в данной стране и не способствует созданию новых рабочих мест. К тому же практика применения торговых ограничений в конечном счете снижает экспорт. Нельзя отрицать и того, что протекционистская политика способствует уменьшению притока иностранных инвестиций, обусловливая низкий рост экономики. Более того, опыт выплаты внешних долгов Мексики свидетельствует о том, что политика протекционизма сужает возможности доступа к экспортным рынкам, а финансирование собственных долгов предопределяет необходимость формирования эффективного экспортного сектора. Для наглядности можно привести следующие цифры. В период с 1970 по 1985 годы в странах, проводивших политику свободной торговли, темпы роста достигали 5-6%, а в странах с протекционистским режимом - 0,1-0,2% (по данным Всемирного Банка и ОЭСР).

              Задачи внутреннего развития государств и осуществляемой внешней политики предопределяют целесообразность подключения тех или иных средств торговой политики, которые могут оказывать свое воздействие прямо или косвенно. Представляется целесообразным отметить среди них меры таможенного протекционизма; количественного регулирования торговли; финансовые и налоговые меры по форсированию экспорта и его стимулированию, а также заключение торговых договоров и соглашений [13].

              Система международных торговых договоров устанавливает торгово-политический режим сотрудничества между государствами по определенным вопросам и подразделяется на два вида: политические договоры, содержащие нормативную базу экономических проблем, и экономические. Последние могут быть представлены следующими типами: торговые соглашения, фиксирующие определенный торгово-экономический режим во взаимоотношениях государств (как, например, режим наибольшего благоприятствования); континентальные торговые соглашения, фиксирующие согласие о товарообороте и о взаимных поставках товаров (выдача экспортно-импортных лицензий, договоренность о квотах и т.д.); соглашения о взаимных расчетах и кредитные соглашения.

              В торговых договорах фиксируются различные аспекты хозяйственных взаимоотношений государств, однако условия, содержащиеся в них, могут быть основаны на принципе равенства или наибольшего благоприятствования, либо на принципах национального режима или компенсационных принципах. Первый из них фиксирует, что товары, перемещающиеся из одной страны в другую, не подвергаются обложению таможенными пошлинами, налогами, сборами, а также более обременительным формальностям и правилам, чем те, что ввозятся из какой-либо третьей страны. Принцип же безусловного наибольшего благоприятствования дает преимущества или льготы, которые должны быть распространены на другую договаривающуюся сторону. Иногда в практике эти льготы договаривающаяся сторона может получить при соответствующей компенсации. Принцип распространения национального режима обеспечивает равные условия любой фирме или лицу, будь оно отечественным или является представителем иностранного государства.

              Коммерческие и иные платежи между странами осуществляются в соответствии с платежными поручениями. В этих случаях оговариваются определенные соотношения между экспортом и импортом с целью создания активного сальдо торгового баланса страны-должника. Такие факты имеют место, когда государство, не использующее валютные ограничения, вступает в контакты со странами, практикующими их. Валютные ограничения распространяются на операции резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, что служит частью валютного контроля государства, и, как правило, внешняя торговля товарами и услугами, а также движение капитала и кредитных потоков, перевод прибылей и т.д. являются сферой применения валютного регулирования.

              Как отмечалось ранее, среди средств торговой политики особую роль играют торговые регуляторы, которые контролируют процесс ввоза, вывоза товаров из страны и транзитные потоки, следуемые по данной территории. С учетом этого государство взимает косвенные налоги, именуемые таможенными пошлинами. Основным средством таможенного протекционизма при этом служат ввозные пошлины, называемые фискальными, которые преследуют такие цели, как пополнение доходов госбюджета (потребительские товары); создание барьеров для проникновения иностранных товаров и предотвращения экспансии на рынках. Эти пошлины, именуемые протекционистскими, способствуют повышению цен на внутреннем рынке и могут использоваться для защиты неокрепших отраслей народного хозяйства, финансирования демпинга, в интересах монополий, а иногда как резерв для уступок при получении льгот для своего экспорта. 

              В своей практике многие государства могут использовать льготные пошлины (преференциальные) для некоторых или всех товаров определенных стран, которые не могут распространяться в торговой политике с остальными странами. Наряду с ними в опыте торговой политики могут быть использованы пошлины антидемпинговые и карательные. Первые применяются в качестве противодействующей меры по форсированию экспорта путем торгового и валютного демпинга, когда страна вводит специальные компенсационные и антидемпинговые пошлины сверх обычных пошлин. Во втором случае имеет место репрессивная мотивация за ту или иную дискриминацию, недружественные акты в отношении того или иного государства.

              Систематизированная сводка таможенных пошлин на товары, подлежащие обложению, беспошлинно ввозимые или вывозимые, именуется таможенным тарифом, который служит налогом, взимаемым государством. При этом следует отметить, что в пределах одной и той же разновидности товара используется значительное количество различно облагаемых позиций, что и составляет поле деятельности для ведения переговоров между странами. Зачастую та или иная страна по тем или иным позициям делает уступки взамен встречных льгот, не затрагивая другие позиции. Это привело к необходимости выделения простых и сложных тарифов. Первые из них получают ограниченное применение и представляют собой одну колонку таможенных пошлин к данному товару. В сложных же тарифах элементами могут служить два, три или четыре ряда ставок таможенных пошлин. Каждый из названных элементов может быть использован по отношению к той или иной группе стран. В зависимости от торгово-политических ситуаций имеют место и нетарифные инструменты. Эти меры могут быть классифицированы в следующие группы [6]:

              1)направленные на прямое ограничение импорта (квоты, лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, антидемпинговые пошлины);               2)административного типа, опосредующие процесс ограничений во внешней торговле (таможенные формальности, технические, санитарные нормы, стандарты, требования к упаковке, маркировке) и прочие.

              Вышеизложенное позволяет эти барьеры подразделить на экономические, административные и валютно-финансовые. В частности, к барьерам экономического характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина), компенсационная пошлина (наличие фактов субсидирования экспорта), компенсационные сборы, которые равны разнице между низкой ценой данного товара за границей и высокой ценой на внутреннем рынке.

              К барьерам административного характера можно отнести эмбарго - запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения (квоты), лицензирование, требующее получения специальных разрешений на поставку товаров. В мировой практике формирует различный режим ввоза одних и тех же товаров из разных стран в силу того, что квоты могут носить в себе элемент дискриминации и при этом быть индивидуальными, тарифными, сезонными или глобальными. Их использование преследует различные цели, в том числе организацию контроля за движением того или иного товара, защиту национального производства для сдерживания безработицы улучшение платежного баланса. Особое место в системе квотирования могут иметь соглашения о добровольно” ограничении экспорта, которые применяются к отраслям находящимся в кризисной ситуации. Кроме того, следует иметь в виду, что квоты можно подразделять по способ формирования, по избирательности товаров и стран, сезонности и т.д. Обычно они распределяются на основе лицензий, которые разрешают беспрепятственный ввоз или вывоз товара в течение длительного периода времени или может носить характер единовременного разрешения. В лицензии по признаку страны происхождения могут иметь характер преференциальный.

              В ряде случаев многими государствами некоторых компании наделяются исключительными правами осуществлять импортно-экспортные операции, что создает условий для формирования государственных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в системе инструментов торговой политики

              Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.                                                                                                   В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней: 1)первый уровень – наднациональное законодательство; 2)второй уровень – национальное законодательство.               Отметим, что в соответствии с п.2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза [16].                                                                                                                                                                                                     В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС  на уровне глав государств от 27. 11. 2009 № 18 (приложение 1).                                                                                                                               Подчеркнем, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 25. 01. 2008 года, решением  Комиссии Таможенного союза от 27. 11. 2009г. № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации" и иными решениями Комиссии таможенного союза (ст.2 решения Комиссии Таможенного союза от 27. 11. 2009г. № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации").                                                                                      Основными целями единого таможенного тарифа являются [5]:                                1)рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного  союза;                                           2)поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного  союза;                             3)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;                                                         4)защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;                                                                                                                 5)обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.                                                                                                                                                           В соответствии с соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 23. 01. 2008, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС  от 27. 11. 2009 № 18 для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:                                           1)базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;                                                                                                                                                           2)ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;                                                                                     3)внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;                                                                                     4)внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;                                                                                                   5)ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;                                                                                                                                             6)тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.                                                                                                                                                           Также в указанном выше соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.                                                                                                                                             В настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих категорий товаров [10]:                                                                                     1)ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;                             2)ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя
в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;                                           3)ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.                                                                                                                                                                                      

Информация о работе Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики