Формирование, адекватной нормативной
правовой базы по осуществлению
валютного контроля предполагает
создание условий для предупреждения
и пресечения таможенными органами
правонарушений, совершаемых любыми
лицами в ходе проведения ими
как валютных операций, связанных с перемещением
товаров через таможенную границу России,
так и перемещением валютных ценностей,
а также для обеспечения возврата незаконно
вывезенного из страны капитала.
Валютный контроль является одной
из важных функций, выполняемых
российской таможенной службой.
В настоящий момент эта сфера
контроля методически и технологически
организована как таможенно-банковский
валютный контроль (далее – ТБВК).
ТБВК представляет собой совокупность
операций, осуществляемых таможенными
органами и уполномоченными банками,
с одной стороны, при осуществлении
таможенного контроля, а с другой
– при выполнении международных
расчетов в иностранной валюте.
Технологически контроль основан
на сопоставлении и анализе
данных о перемещении товаров
через таможенную границу и
связанным с этим движением
средств на счетах участников
внешнеэкономической деятельности
(далее – участников ВЭД).
Таможенно-банковский валютный контроль
как единая система, имеющая
определенную структуру, технологию
и информационные связи, существует
в Российской Федерации с 1994
г., когда организацией контроля
за поступлением валютной выручки
от экспорта товаров было положено
начало ее формирования. В дальнейшем
(1995) система получила функцию
контроля обоснованности платежей
в иностранной валюте за импортируемые
товары.
С ноября 1996 г. на существующей
технологической основе обработки
информационных потоков с целью
осуществления мер государственного
регулирования начат контроль
исполнения внешнеторговых бартерных
сделок.
Любая технология – это совокупность
операций и условий их выполнения.
Поэтому определение перспектив
развития технологий необходимо
и возможно лишь в связи
с задачами, для решения которых
они предназначены, и с учетом
инфраструктуры, в которой они
реализуются.
Характеристика достигнутого уровня
развития системы ТБВК может
быть дана по основным составляющим:
– нормативно-правовая база;
– исполнители в таможенных
органах;
– содержание технологий;
– распределение функций и
компетенции таможенных органов
в соответствии с этапами контроля;
– количественные показатели
ТБВК и анализ результатов
действия системы.
Непосредственная реализация процедур
валютного контроля в таможенных
органах возложена на Управление
валютного контроля ГТК России
(далее – УВК), отделы валютного
контроля либо группы валютного
контроля, входящие в состав отделов
таможенной стоимости и валютного
контроля (ОТС и ВК) таможенных
органов, и на должностных лиц
отделов таможенного оформления,
в обязанности которых входит
осуществление валютного контроля
при таможенном оформлении.
Кроме того, в связи с высокой
степенью автоматизации ТБВК
в целях использования современных
информационных технологий в
структуре ГНИВЦ ГТК России
создана специальная группа валютного
контроля.
Выполнение функций по осуществлению
валютного контроля, в том числе
и в рамках ТБВК, регламентировано
приказом ГТК России от 29 декабря
1995 г. № 796 "О распределении
компетенции по контролю таможенной
стоимости и валютному контролю".
Введение разграничения полномочий
между таможенными органами позволило
повысить управляемость структурных
подразделений, четко определить
объемы и пределы их ответственности
как при выполнении операций,
связанных с обеспечением функционирования
технологий таможенно-банковского
контроля, так и при принятии
решений о применении к нарушителям
установленных мер воздействия.
Для оперативной оценки эффективности
работы таможенных органов по
валютному контролю УВК была
разработана система показателей,
регулярно получаемых из региональных
таможенных управлений (далее –
РТУ) и таможен, непосредственно
подчиненных ГТК России.
Важнейшей составной частью ТБВК
является этап проверки сведений,
полученных из уполномоченных
банков. Такая работа, например в
отношении валютных операций
по экспорту товаров, организована
следующим образом:
УВК на основании анализа центральной
базы данных валютного контроля
выявляет экспортные отгрузки
товаров, валютная выручка от
экспорта которых по информации
уполномоченных банков не поступила
на счета экспортеров. Затем
УВК направляет в таможенные органы
поручения на проведение проверок поступления
выручки по данным отгрузкам. Таможенные
органы проводят проверки под методическим
руководством УВК. УВК собирает информацию
о результатах проведенных проверок в
центральную базу данных валютного контроля.
Статистический материал, полученный
в результате действия ТБВК, позволяет
использовать имеющуюся информацию
не только для текущих технологических
целей, но и для формирования
некоторых общих оценок действия
системы и ее эффективности.
Налаживается взаимодействие ГТК
России с другими ведомствами,
органами государственного управления,
контрольными органами по вопросам,
требующим привлечения информации,
получаемой таможенными органами
в процессе валютного контроля:
– ГТК России регулярно использует
данные ТБВК для подготовки
соответствующих материалов Правительству
РФ, министерствам и ведомствам;
– происходит активное взаимодействие
с Банком России по вопросу
формирования платежного баланса
Российской Федерации, данные
для которого в значительной
мере основаны на показателях
ТБВК;
– определяется место Федеральной
службы налоговой полиции России
в использовании информации ТБВК;
– данные ТБВК периодически
запрашиваются судебными, правоохранительными
органами.
В соответствии с указанием
ГТК России от 7 августа 1997 г.
№ 01-14/1062 осуществляются сбор, обработка
и направление информации в налоговые
органы о выявленных фактах наличных расчетов
российских юридических лиц по внешнеторговым
контрактам.
Однако следует отметить и
некоторые негативные моменты,
существенно влияющие на эффективность
применения системы ТБВК, которые
можно разделить на технологические,
организационные, методологические,
правовые.
Технологические
связаны с наличием:
– значительного количества ошибок
при оформлении в таможенных
органах информации для целей
ТБВК, вследствие чего определенная
доля операций оказывается вне
контроля либо контроль реализуется
с задержками во времени;
– фактов неисполнения обязанностей
по информационному взаимодействию
со стороны уполномоченных банков
(например, банками не идентифицировано
поступление валютной выручки
от поставок товаров на экспорт
в 1995, 1996 гг. на общую фактурную
стоимость 1,5 млрд долл. США. Этим
соответствующие экспортные операции
выведены из нормального технологического
цикла валютного контроля);
– в реализации ТБВК некоторых
"узких мест", которые приводят
к снижению оперативности обмена
информацией с банками и в
итоге влияют на достоверность
информации о возможных нарушениях
на дату завершения срока текущих
валютных операций (контрольные
сроки возврата учетных карточек,
порядок корректировки данных).
К организационным и методологическим
недостаткам относятся следующие:
– недостаточно активная роль
РТУ в организации и осуществлении
ТБВК;
– кадровое обеспечение подразделений
таможенных органов, осуществляющих
функции валютного контроля, находится
в критическом состоянии;
– неполнота охвата системой
ТБВК внешнеторговых операций
в связи с особенностями вида
и происхождения товара, контракта
и т.д. (например, товары, происходящие
и ввозимые из стран СНГ
при импорте, контракты в счет погашения
и предоставления государственных кредитов,
товары, декларируемые путем представления
деклараций, заполненных в упрощенном
порядке, и др.);
– отсутствие унифицированных
механизмов валютного контроля
в рамках Таможенного союза,
что создает предпосылки для
неконтролируемой утечки капиталов;
– незавершенность регламентации
информационного взаимодействия
при осуществлении ТБВК между
ГТК России и Банком России,
а также с ВЭК России и
в свое время с МВЭС России
(Минторгом России);
– недостаточная эффективность
завершающего этапа ТБВК –
проведение проверок участников
ВЭД и применение мер воздействия
к нарушителям;
– недостаточное использование
информации ТБВК в других технологиях,
реализуемых таможенными органами.
К правовым негативным моментам
относятся:
– отставание нормативной правовой
базы, не позволяющее реализовать
технологию ТБВК на ряде направлений
(операции нерезидентов, контроль
сделок с расчетами в валюте
Российской Федерации);
– отсутствие правовой основы
для применения таможенными органами
санкций за необоснованные платежи
в иностранной валюте при импорте
товаров, выявленные в процессе
ТБВК;
– необходимость доработки правовых
актов, регламентирующих контроль
исполнения внешнеторговых бартерных
сделок.
Ключом к реализации потенциальных
возможностей ТБВК в первую
очередь служит дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы, определяющей
принципы валютного регулирования
и валютного контроля, права и
обязанности государственных органов,
осуществляющих такой контроль.
Работа в данном направлении
ведется, подготовлен проект новой
редакции Таможенного кодекса
РФ, ГТК России участвует в
подготовке проектов других актов законодательства,
затрагивающих проблемы валютного контроля.
В настоящее время с учетом
прогнозируемых перспектив развития
ТБВК можно сформулировать следующие
конкретные предложения, реализация
которых позволила бы значительно
повысить эффективность действия
валютного контроля:
– дальнейшее развитие законодательства,
имеющее целью распространение
контроля на все виды договоров
(в том числе предусматривающих
частичные расчеты с использованием
денежных или иных платежных
средств);
– введение финансовой ответственности
перед государством уполномоченных
банков за непоступление оплаченного
товара (гарантия валютного контроля);
– расширение сферы действия
валютного контроля за валютные
операции нерезидентов при осуществлении
ими производственной и иной
деятельности (в том числе и
внешнеторговой) на территории Российской
Федерации;