Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:11, курсовая работа
Понятие и признаки таможенного тарифа
Объект исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.
Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;
- выявить функции таможенного тарифа
- рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;
- изучить российскую и зарубежную историю формирования и развития системы таможенных тарифов;
- рассмотреть таможенный тариф современной России, выявить пути оптимизации.
Введение 3
1 Таможенный тариф, его содержание 5
1.Понятие и признаки таможенного тарифа 5
2.Элементы таможенного тарифа 7
2.Виды таможенных тарифов 15
1.Классификация таможенных тарифов 15
2.Особенности таможенных тарифов зарубежных стран 21
3.Функции таможенных тарифов 25
4 Таможенный тариф Российской Федерации 29
4.1 Формирование таможенного тарифа в России 29
4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики
Российской Федерации 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России.
Большое внимание в современной России уделяется вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.
Таможенный тариф России, как и все тарифы, выполняет различные функции, в том числе фискальную и регулирующую. Фискальная функция сводится к обеспечению поступлений платежей в бюджет, которые в дальнейшем направляются на решение государственных задач. Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей, таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровень обложения экспортно-импортных операций и других можно сделать вывод о том, что в России преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.
Таможенный тариф РФ сегодня представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.
Виды и размеры ставок, равно как и категории облагаемых пошлиной товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ в Таможенном тарифе Российской Федерации.
Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид: Код товара по ТН ВЭД России; Наименование позиции; Дополнительные единицы измерения; Ставка Таможенной пошлины.
Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).
По
структуре классификация
По данным ФТС России, объем импорта товаров в 2008 году составил 266,9 млрд. долларов США против 199,8 млрд. долларов США в 2007 году (прирост - 33,6%), в том числе, из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ – 36,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема импорта из всех стран составил 113,5 %, индекс контрактных цен - 117,8 %[17].
Доля импорта в ВВП в 2008 году составила 16,0% против 15,4% в 2007 году. Объем поступлений в федеральный бюджет от взимания ввозных таможенных пошлин составил 625,58 млрд. руб. по сравнению с 488,05 млрд. руб. в 2007 году (прирост – 28,2%)[17].
В 2008 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 576 тарифным позициям, из них 323 – товары сельскохозяйственной группы.
По данным ФТС России, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2008 году составила с учетом льгот и преференций - 11,5%[17].
Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин с учетом льгот и преференций в прогнозируется в 2010диапазоне – 10,6% - 10,9%. Вместе с тем, уровень средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины для целей прогнозирования доходной части федерального бюджета в 2010-2012 годах должен определяться с учетом реальной ситуации в экономике, уточненных прогнозов импорта и сроков действия таможенно-тарифных мер антикризисного пакета[17].
Среди наиболее чувствительных в отношении импортозависимости для Российской Федерации следует выделить рынки автомобильной техники, черных металлов, мясной и молочной продукции и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2008 (2007) году составляла: легковые автомобили - 59,8% (57,9%), грузовые автомобили – 41,2% (35,8%), автобусы – 14,5% (15,8%), трубы из черных металлов – 14% (17,7%), прокат черных металлов – 17,6% (18,8%), цемент – 14% (4,9%), мясная продукция – 32,2% (33,7%), молоко – 16,7% (14,9%), сыры -38,7% (36,9%), сливочное масло – 32,1% (29,9%), растительное масло – 4,1% (2,4%)[17].
Объем
тарифных льгот за 2008 год составил
при импорте - 33,3 млрд. руб. (5,4% объема
поступлений платежей от ввозных таможенных
пошлин), при экспорте – 123,4 млрд. руб. (4,3
% объема поступлений платежей от вывозных
таможенных пошлин). При этом объемы тарифных
льгот в 2008 году возросли по сравнению
с 2007 годом при импорте товаров на 9,7 %,
при экспорте товаров – на 30,2%. Рост
объемов тарифных льгот в импорте был
вызван увеличением на 17,4% льгот
по товарам, перемещаемым через таможенную
границу Российской Федерации в рамках
соглашений о разделе продукции,
на 10% - льгот по товарам, ввозимым в Особую
экономическую зону Калининградской области,
на 31,4% - льгот по товарам, ввозимым по международным
договорам. Рост объема льгот по вывозным
пошлинам был вызван увеличением на 42,6%
льгот по товарам, перемещаемым через
таможенную границу Российской Федерации
в рамках соглашений о разделе продукции[17].
4.2 Основные направления
таможенно-тарифной политики Российской
Федерации
Ряд
экономистов сегодня приходят к
выводу, что назрела потребность
в изменении целей и
Современные концептуальные изменения в развитии внешнеэкономического сектора ознаменовали качественно новое отношение российского государства к проблеме международного правового сотрудничества и регулирования в сфере таможенного дела. Совершается постепенный переход от замкнутости, искусственной самоизоляции и даже некоторой конфронтационности к глубокому и всестороннему международно-правовому сотрудничеству в области таможенного дела со многими государствами мира.
Для продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой рынок, Правительство РФ вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами, разрабатывает программы развития внешнеторговой деятельности, заключает специальные соглашения.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Поэтому
Россия как активный участник внешнеэкономических
отношений, в целях развития своей
экспортно-импортной
С 1 января 2010 г. начал действовать единый таможенный тариф и другие институты функционирования единой таможенной территории трех государств.
Согласно решению Межгоссовета Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный (до 1 января 2010 г.), первый (до 1 июля 2010 г.) и второй (до 1 июля 2011 г.).
На
предварительном этапе
Белорусская, казахстанская и российская стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 г. этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.
С
июля 2010 года планируется ввести в
действие единый Таможенный кодекс Союза,
обеспечивающий нормативно-правовую основу
полноценного функционирования организации.
Проект Кодекса разрабатывается
по самым современным
Таможенный союз представляет собой единую таможенную территорию с единой границей и тарифами, его формирование облегчит условия торговли между странами и будет способствовать развитию экономик, а также присоединению стран-участниц к ВТО.
На данном этапе развития российской экономики таможенно-тарифное регулирование далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий Правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствовало совершенствованию развития внешней торговли.
Поэтому в сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры, также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в разработке нового таможенного тарифа. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. На первый план должна выйти регулирующая функция таможенного тарифа, что характерно в настоящее время для всех развитых стран. Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Таким образом, можно выделить следующие стратегические направления таможенного регулирования РФ[15,С.8]:
Таможенной службой России проводится работа по сближению основных таможенных документов России и Европейского союза. С 1 января 2007 года в Российской Федерации введена новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая единому административному документу (ЕАД).
Информация о работе Таможенный тариф: структура, функции, многообразие видов