Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таможенного контроля в Таможенном союзе.
С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.
- Изучение таможенного контроля в Таможенном союзе.
- Оценка изменений и порядка осуществления контроля и декларирования товаров по новому кодексу Таможенного союза
- Принципиальные новации таможенного контроля по сравнению с действующим таможенным законодательством Российской Федерации отраженные в Таможенном кодексе таможенного союза
- Экономические последствия в Таможенном союзе
На основании закона
о федеральном бюджете
Также ФТС России планируется
разработка программных средств, обеспечивающих
возможность представления
Вопросы введения обязательного электронного декларирования в Российской Федерации после введения в действие ТК ТС будут регулироваться также статьей "Таможенное декларирование товаров в электронном виде" федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которая вступит в силу с 1 января 2013 года.
В то же время пунктом
3 статьи 179 ТК ТС предусматривается
возможность таможенного
Вопрос определения сроков введения обязательного электронного декларирования на территории таможенного союза будет урегулирован нормами национального законодательства государств – членов таможенного союза, исходя из так называемого принципа резидентства, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 ТК ТС.
ТК ТС определено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 рабочих дней. К определенным категория товаров, указанным в пункте 1 статьи 196 ТК ТС, выпуск должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, при этом указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.
В соответствии с положениями главы 3 ТК ТС одним из условий включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.
Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. Таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля - это компетенция таможенных органов.
Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территорию страны в ущерб интересам государства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чем таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, – это, по сути, основное средство таможенного администрирования, относящееся к исключительной компетенции таможенных органов.
Таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.
Механизм защиты прав интеллектуальной собственности реализован посредством:
национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза;
Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (после подписания Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза);
в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.
3. Экономические последствия в Таможенном союзе
Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов таможенного союза:
- вводится понятие Единая таможенная территория таможенного союза; - создаются единые условия таможенного транзита на всей территории таможенного союза;
- отменяются таможенное
оформление во взаимной
Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора – лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.
Одновременно Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанным главами государств 16 апреля 2010 г., в 152 статьи Кодекса внеслось 208 поправок. Так, в Протокол включены положения, направленные на упрощение таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной, высокотехнологичной продукции.
Количество документов, представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, сокращено с 14 до 7. Введен запрет требовать представления иных документов.
Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Российской Федерации не регламентирует данный вопрос. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, чётко не определен и регулируется Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 г. № 536. На практике количество таких документов может доходить до 30. Протоколом предусмотрено, что при применении таможенной процедуры временного ввоза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться продолжительные (более 2-х лет) сроки временного ввоза отдельных категорий товаров.
Также установлено право Комиссии определять случаи, когда таможенная процедура временного ввоза может быть завершена без уплаты процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей. Эти нормы являются важным инструментом поддержки отдельных отраслей экономики, осуществляющих перевооружение современными производственными средствами.
К применению упрощенных таможенных процедур при ввозе товаров, необходимых для развития производства, а также при экспорте высокотехнологичной продукции, теперь могут быть допущены предприятия малого и среднего бизнеса. Это достигнуто снижением размера предоставляемых таможенным органам финансовых гарантий (с 1 млн. евро до 150 тыс. евро) для получения статуса уполномоченного экономического оператора (для остальных участников ВЭД установлена сумма в размере 1 млн. евро). При этом критерии для применения более низкого уровня обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются Комиссией таможенного союза. (применимо если мы сами захотим оформлять импорт - экспорт).
В Кодекс также включены положения, направленные на поддержку экспорта и технологического перевооружения.
Например, в таможенной
процедуре переработки на таможенной
территории при гарантийном ремонте
ранее экспортированных товаров
установлена возможность
Это создаст благоприятные условия для научных, исследовательских организаций, которые смогут ввозить товары для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов либо использовать их в ходе таких испытаний и исследований, в том числе в целях создания высокотехнологичной продукции, с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. закрепил договоренности Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о том, что с момента создания единой таможенной территории государства-участники не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Применение таможенных процедур не будет применяться в рамках взаимной торговли товарами таможенного союза.
Согласно Соглашению "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" от 25 января 2008 г., подписанному главами правительств государств-участников таможенного союза, принципы взимания НДС в таможенном союзе не меняются. То есть, вывоз облагается по нулевой ставке, возврат НДС осуществляется экспортером, а ввоз - по ставке, действующей в государстве-импортере. При этом экспортерам и импортерам не требуется прохождения таможенных процедур. В развитие Соглашения в декабре 2009 г. подписаны протоколы, определяющие принципы и порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также обеспечивающие порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.
В этот же период налоговыми органами государств–членов таможенного союза подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов, включающий Правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и формы заявлений. Все принятые документы создают правовую основу для взимания НДС и акцизов при перемещении товаров во взаимной торговле в отсутствии таможенного оформления и позволяют обеспечивать контроль за своевременным и полным поступлением сумм уплаченных косвенных налогов в государственные бюджеты государств-участников таможенного союза. Основное новшество для налоговиков и налогоплательщиков, которое влечет за собой создание таможенного союза это то, что при пересечении совместных границ не будет производиться таможенное оформление ввозимых товаров. Весь этот процесс станет осуществляться лишь по месту уплаты обязательных отчислений и платежей (НДС и акцизов). Кроме того, все принятые в налоговой сфере документы предусматривают более льготные условия. В частности, предоставлено право экспортерам осуществлять расчеты в любой форме, а не только в денежной, до 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки, а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.
Вопрос о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе находится в компетенции Минфина России и ФНС России.
К компетенции таможенных органов будет относиться взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Вопрос о возмещении
НДС при экспорте товаров между
странами-участницами
Согласно Протоколу взимание косвенных налогов по импортируемым товарам производится налоговыми органами.
Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.
Протокол устанавливает перечень документов, которые представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.
В частности, к ним относятся договоры (контракты), в соответствии с которыми осуществляется экспорт товаров; документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера (если иное не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза); документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другого государства-члена таможенного союза и другие.
В перечне необходимых документов - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов", с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств - в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза).
По сути, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является основным документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов. Заявление содержит реквизиты аналогичные реквизитам грузовой таможенной декларации: наименование поставщика, товаров, их количество, сумму косвенных налогов, подлежащих уплате. То есть заявление является документом, подтверждающим как уплату косвенных налогов при ввозе товаров, так и совершение оборотов по экспорту, облагаемых по нулевой ставке, НДС по которым подлежит возврату из бюджета. Таким образом, применение ставки НДС в размере ноль процентов возможно только при исполнении налоговых обязательств контрагента в стране-импортере. Возникновение права на применение ставки НДС в размере ноль процентов не зависит от величины данного налога в стране, на территорию которой товары перемещаются (в том числе, если в стране назначения товар не облагается данным налогом). Документы, подтверждающие право на применение ставки НДС в размере ноль процентов, должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.