Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 00:28, дипломная работа
Целью и задачей данной курсовой работы является:
- проследить историю формирования и развития таможенного сотрудничества между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республики Казахстан выяснить предпосылки их сближения в таможенной сфере.
Республика Беларусь активно реализует таможенную политику, направленную на интегрирование и тесное сотрудничество в таможенной сфере. В соответствии с Таможенным кодексом Республикой Беларусь «Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой». Одним из основных средств реализации таможенной политики Беларуси является участие республики в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. Интернационализация таможенных отношений, выраженная в создании союзов и заключений многосторонних соглашений, выработке общих тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, упрощения и гармонизации таможенных процедур, в создании общей системы безопасности и международных торгово-таможенных организаций, устанавливающих правила и стандарты внешнеэкономической деятельности, – важное свидетельствование того, что таможенная политика является отражением внешнеполитических интересов государства.
Можно сказать, что история таможенного сотрудничества Республики Беларусь с другими странами берет свои истоки с самого начала создания суверенного государства. Сразу после распада Советского Союза было образовано Содружество Независимых Государств (08.12.1991г.), которое в некоторой степени определило направление таможенной политики Беларуси.
Белорусская таможенная служба всегда принимала и принимает активное участие в интеграционных процессах, происходящих в первую очередь в Содружестве Независимых Государств, Евразийском экономическом сообществе, Союзном государстве Беларуси и России, Таможенном союзе. При этом с уверенностью можно отметить, что наиболее высокого уровня сотрудничества в сфере таможенного дела достигли именно Беларусь и Россия. Такое деловое партнерство дает свои положительные практические плоды. К этому сотрудничеству также постепенно присоединяется Республика Казахстан.
Данная курсовая работа посвящена вопросу формирования Таможенного союза между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республики Казахстан и основным направлениям взаимодействия таможенных органов этих стран.
Целью и задачей данной курсовой работы является:
- проследить историю формирования и развития таможенного сотрудничества между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республики Казахстан выяснить предпосылки их сближения в таможенной сфере.
- проанализировать экономические, политические, культурно-исторические причины и факторы создания Союзного государства Беларуси и России, перспективы и тенденции его дальнейшего развития;
- дать комплексную оценку создания Таможенного союза как главного экономического фактора развития не только Союзного государства, но и всего постсоветского пространства;
- обосновать возможности дальнейшего развития внешней торговли между нашими странами в рамках Таможенного союза;
- дать комплексную оценку стратегическим перспективам и наметить приоритетные направления экономического сотрудничества Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в ближайшем будущем.
Данная тема очень актуальна, значимость нового интеграционного объединения невозможно переоценить. На пространстве, объединяющем 180 миллионов человек, устанавливается беспрепятственное движение товаров и услуг, общего рынка капитала и услуг. Это создаст максимально благоприятных условий для бизнеса, развития конкурентоспособных производств, подтолкнёт предприятия всех трёх стран к повышению эффективности своей деятельности. О международном значении таможенного союза свидетельствует интерес, проявленный к нему со стороны Киргизии и Таджикистана, а в последнее время – в кругах деловой и политической элиты Украины и Молдавии.
История формирования Таможенного союза Республики Беларусь и Российской Федерации.
Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами СНГ. Для стран-участниц СНГ характерен достаточно высокий уровень интеграции: государства и субъекты хозяйствования взаимодействуют по широкому кругу вопросов, включая гармонизацию банковского законодательства, налоговой, таможенной и финансово-кредитной политики.
Началом объединения таможенных систем стран СНГ стало подписание 13 марта 1992 года Соглашения о принципах таможенной политики. Целями данного Соглашения явились: укрепление единого экономического пространства, унификация таможенного законодательства, а также проведение согласованной таможенной политики в отношении третьих стран. Таким образом, государства-участники СНГ намеревались на основе единства принципов таможенной политики создать благоприятную обстановку в таможенной сфере в целом. Согласованность действий таможенных политик, проводимых странами СНГ, облегчалась имеющимися историческими предпосылками, бывшими экономическими связями.
Формирование Таможенного союза, который является важнейшей составной частью Экономического союза СНГ, началось с создания двустороннего российско-белорусского Таможенного союза. Для этого в 1992-1994 годах Белоруссией и Россией была проделана большая подготовительная работа по гармонизации законодательства двух стран, был подписан ряд правительственных и межгосударственных соглашений, протоколов и совместных нормативных актов, в том числе о свободной торговле, о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, о реэкспорте товаров, о введении единого порядка нетарифного регулирования торговли с согласованными номенклатурой и объемами лицензируемых и квотируемых товаров, о создании зоны свободной торговли, об унификации и упрощении таможенных процедур, по вопросам взаимодействия таможенных служб при задержании и возврате культурных ценностей, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по обмену таможенной информацией, о единой системе ведения таможенной статистики, по вопросам транзита товаров, об условиях содержания военных объектов на территориях договаривающихся сторон, по обеспечению совместной охраны внешних границ Таможенного союза.
Этими договоренностями охватывается достаточно широкий круг вопрос, и они явились базой для дальнейших действий. Следует отметить, что в целом такая же работа проводилась одновременно между Россией и Казахстаном. Таким образом, таможенное сотрудничество Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан началось уже в 1992-1994 годах.
Основополагающим межгосударственным документом белорусско-российского таможенного сотрудничества является Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, подписанное правительствами двух стран 6 января 1995 года и вступившее в силу 30 ноября 1995 года.
Таможенный союз стал первой формой интеграционного сотрудничества в истории межгосударственного союза двух государств.
Основные цели подписания данного соглашения:
– поэтапное создание Таможенного союза
– создание условий для формирования общего экономического пространства
– создание условий для активного выхода государств-членов Таможенного
союза на мировой рынок.
В соответствии со статьей 1 Соглашения о Таможенном союзе Беларуси и России Таможенный союз подразумевает создание единой таможенной территории государств-участников. Это должно быть осуществлено следующими принципами:
- отмены в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности» от 12 апреля 1994 г.
Также Таможенный союз подразумевал наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Данное Соглашение регулирует также вопросы распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; условия введения временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер таможенного контроля на основе обеспечения единства управления таможенными службами.
Именно Таможенный союз Беларуси и Росси является одним из краеугольных камней, на которых строится вся система экономической интеграции Беларуси и России. Это вытекает из самого определения его как экономического объединения, основывающегося на наличии единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономик.
Первым закрепленным в Соглашении принципом функционирования Таможенного союза является «отмена в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений». По существу речь идет о создании зоны свободной торговли между двумя странами. В соответствии с Соглашением о свободной торговле от 13 ноября 1992 года данный принцип действовал ранее с определенными ограничениями (в частности, российская сторона сохраняла таможенные сборы на ввозимое сырье), которые были отменены Соглашением о Таможенном союзе.
Второй принцип функционирования Таможенного союза – установление и применение в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли, т.е. создание полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей. Именно это положение отличает Таможенный союз от зоны свободной торговли.
Третьим принципом функционирования Таможенного союза является унификация таможенного и иного законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность государств.
Конечной стадией создания Таможенного союза является формирование единой таможенной территории и согласованной системы управления таможенными органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом. «Должна быть создана общая система таможенного регулирования с единым управлением, которая будет включать в себя наднациональные акты, обязательные для исполнения на всей территории государств-участников».
В 1995 году президенты двух стран А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет. Статья 4 данного соглашения: «Договаривающиеся Стороны в условиях открытости границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь будут осуществлять на своих границах с третьими государствами надлежащие меры по обеспечению безопасности друг друга и сотрудничать на основе отдельных соглашений в решении пограничных вопросов». Это значило, что они будут согласовывать и принимать необходимые меры для взаимного обеспечения безвизового въезда, выезда и пребывания граждан одного государства на территории другого. Российская Федерация и Беларусь согласовывали также режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на территориях договаривающихся стран.
25 мая 1995 года Б.Н.Ельцин издал Указ № 583 «Об отмене таможенного контроля на российско-белорусской границе». Согласно этому указу, Правительство Российской Федерации постановляло
Таким образом, уже 26 мая, на следующий день после подписания данного указа, А.Г.Лукашенко и премьер-министр России В.С.Черномырдин символически ликвидировали на шлагбаум на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Похожий указ «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» (от 30 мая 1995 г.) был принят президентом Республики Беларусь.
Затем в постановлениях Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года № 583 и Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 июня 1995 г. № 345 предписывалось отменить таможенное оформление перемещаемых между нашими государствами товаров как происходящих с территорий подписавших Соглашение стран, так и выпущенных в свободное обращение.
Поначалу процесс таможенного сотрудничества Беларуси и России шел не так быстро, как ожидалось. Конечно, были достигнуты некоторые позитивные результаты в рамках Таможенного союза, был подписан ряд документов о сотрудничестве двух стран, однако на практике возникли определенные проблемы: создание таможенного союза выполнено лишь частично, отсутствует режим свободной торговли в полном объеме, не полностью унифицировано внешнеторговое регулирование, не создан общий таможенный тариф, не согласован ряд тарифных позиций, в одностороннем порядке без предварительного согласования интересов разрабатываются меры тарифной и нетарифной политики и т.д.