Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:56, реферат
В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.
Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения к ВТО
Заключение
Список источников
Содержание:
Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения к ВТО
Заключение
Список источников
Введение
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
В соглашении о создании
таможенного союза
- снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
- перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
- устранение
таможенных процедур во
- унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
- согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
- введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
- создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.
Таможенный союз 1995 года
Интеграционный
процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 19 лет.
В последние годы он явно деградировал:
из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично
дистанцировался от интеграционных проектов,
даже сам термин «интеграция» постепенно
исчезал из лексикона наших политиков.
В этом отношении Таможенный союз России,
Казахстана и Белоруссии действительно
выступает как знаковое событие, способное
изменить негативные тренды развития.
Однако чтобы не впасть в очередной раз
в безудержный и неоправданный оптимизм,
стоит вспомнить историю формирования
Таможенного союза. Ведь нынешнее объединение
трех государств ведет «свою родословную»
отнюдь не с 2007 года.
Еще 24 сентября 1993 года в СНГ был подписан
Договор «О создании Экономического союза»
как интеграционного объединения. Данный
Договор подразумевал и создание Таможенного
союза государств. Более того, в развитие
положений Договора 1993 года позднее были
приняты ряд соглашений, в том числе 20
января 1995 года было подписано Соглашение
о Таможенном союзе. Специально отмечу,
что подписи под последним документом
поставили тогда именно те три государства,
которые и сегодня состоят в Таможенном
союзе.
В середине 90-ых годов Таможенный союз
не состоялся. Все принятые документы
и помыслы, в них отраженные, не были претворены
в жизнь. Причины этого кроются главным
образом в своекорыстном стремлении региональных
элит обладать всей полнотой власти. Свою
роль сыграли и новые игроки, включая и
международные финансовые институты,
активизировавшиеся на постсоветском
пространстве с далеко не интеграционными
целями. В результате вместо интеграции
мы получили дезинтеграцию.
Показательно, что вскоре после подписания
документов в двух из трех стран Таможенного
союза стали происходить знаковые внутриполитические
события. В Казахстане уже в марте 1995 года
президент Назарбаев разогнал парламент,
а затем поменял конституцию страны. В
Белоруссии это произошло годом позже
и в менее жестком варианте. В любом случае
партнеры России по Таможенному союзу,
выбирая между межгосударственной интеграцией
и укреплением власти первого лица, предпочли
заниматься последним.
Между тем Соглашение 1995 года было продуманным.
В нем также, как и сегодня, предусматривались
этапы создания новой структуры. И точно
так же планировался форсированный темп:
на первом этапе, на который отводилось
всего полгода, должны были быть отменены
все тарифные и количественные ограничения
во взаимной торговле государств – членов
Таможенного союза, введен единый торговый
режим, унифицированный таможенный тариф,
в короткий срок предполагалось унифицировать
налоговое и внешнеторговое законодательство.
На втором этапе предполагалось создание
единой таможенной территории трех стран.
Мы не должны забывать, что некоторые из
намеченных мер были претворены в жизнь.
Так, уже к середине 1995 года был отменен
таможенный контроль на границе России
с Белоруссией. В марте 1996 года в Таможенный
союз вошла Киргизия.
Главное в неудаче попытки создания Таможенного
союза образца 1995 года было то обстоятельство,
что партнеры России не были до конца искренними,
ставя свои подписи под международными
обязательствами. В то время преобладала
политика лукавства, попыток любым путем
попользоваться российскими ресурсами
при одновременном нежелании отдавать
часть прерогатив наднациональным органам.
Лукавство партнеров России постоянно
проявлялось и в другом. В тот период им
было просто невыгодно унифицировать
свою таможенную политику с Россией. Как
только Россия принимала меры по защите
своего внутреннего рынка ради сохранения
национальной промышленности - например
автомобильной или легкой - моментально
Казахстан понижал ставки таможенных
тарифов на данную группу товаров и они
рекой текли через Казахстан и не отстроенную
еще казахстано-российскую границу. Активным
реэкспортом товаров, в частности алкогольной
и кондитерской продукции из Украины,
занималась и Белоруссия.
Новый удар Таможенный союз получил в
1998 году. Киргизия, вошедшая в объединение,
годом раньше предала интересы своих партнеров
и сепаратно вступила в ВТО. Фактически
эта республика превратилась в прореху
на пространстве Таможенного союза. Разорив
чуть ли не до основания собственную промышленность
и аграрный сектор, киргизы решили делать
деньги на реэкспорте китайских товаров
на территорию Таможенного союза. Пути
реэкспорта в Узбекистан были ограничены
жесткой протекционистской политикой
Ташкента, наглухо перекрывавшего свои
границы с Киргизией. А реэкспорт в Таджикистан
для киргизов был малопривлекателен: разоренное
только что окончившейся гражданской
войной население еле-еле сводило концы
с концами, его покупательная способность
была близка к нулю. Оставался путь на
север – через Казахстан в Россию. Туда
и хлынули потоки китайского ширпотреба.
До единства
таможенных тарифов было далеко.
А тут еще грянул дефолт в России, который
резко снизил стоимостные показатели
российского экспорта. Таможенный союз, и без того весьма,
мягко говоря, специфический, затрещал
по всем швам. Россия ввела дополнительную
трехпроцентную пошлину на импортируемые
товары. Казахстан же учредил запредельную
- двухсотпроцентную пошлину на ввоз товаров
из Киргизии, а также ограничил импорт
из России более двух десятков позиций
продовольственной продукции.Схожие меры
были приняты и в Белоруссии.
Таможенная интеграция дала задний ход.
В апреле 2000 года Россия восстановила
таможенный контроль за импортом товаров
из третьих стран на своей границе с Белоруссией,
а в январе 2001 года была введена таможенная
граница с Казахстаном.
Новый таможенный союз
5 июля Россия,
Казахстан и Белоруссия
В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.
Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.
В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.
Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
6 октября 2007
года в Душанбе Россия, Белоруссия
и Казахстан подписали Договор
о создании единой таможенной
территории и формировании
9 июня 2009 года
в Москве главы правительств
России, Белоруссии и Казахстана
одобрили предложения по
При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.
19 декабря 2009
года в Казахстане на
Вступление в ВТО
Что касается позиций стран Таможенного союза по вступлению в ВТО, то они не изменились и заключаются в том, чтобы вступать на единых условиях и в одно время. «С позицией вступления в ВТО мы определились ранее. Об этой позиции известно, она не меняется», – сказал Шувалов.
Он напомнил, что единой переговорной группе во главе с Максимом Медведковым, в которую входят эксперты Белоруссии, Казахстана и России, было поручено определить наиболее удобный способ вступления в ВТО. Первоначально было заявлено о вступлении в Организацию Таможенным союзом.
«После консультаций с секретариатом ВТО нам было сказано, что по определенным группам мы можем вступать как Таможенный союз, но по большей части тех условий, которые не связаны с условиями Таможенного союза, должны быть продолжены двусторонние переговоры», – сказал первый вице-премьер. В результате была выработана позиция, согласно которой Россия, Белоруссия и Казахстан могут вести переговоры как в рамках Таможенного союза, так и в рамках двусторонних групп, но эти переговоры ведет одна и та же команда людей во главе с Медведковым. В противном случае, по его словам, такие позиции должны быть согласованы между лидерами трех стран.
За основу для формирования общего тарифного плана взяты 92% пошлин Российской Федерации. При этом, по словам Шувалова, «нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать». Казахстану, в частности, пришлось принять свыше 5000 таких решений. Пошлины же на автомобили пока не обсуждались.
Таджикистан будет участвовать в работе Таможенного союза пока наблюдателем. Об этом сообщил президент Эмомали Рахмон. «Мы – за Таможенный союз и единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС», – сказал Рахмон в итоговом заявлении после заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске.
По его словам,
Таджикистан будет
Цели и задачи присоединения к ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Важнейшей
причиной, побудившей Россию к
присоединению к ВТО, является
ее желание стать, наконец,
равноправным торговым
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Преимуществами торговой системы ВТО являются:
Для потребителей:
• Понижение стоимости жизни
• Более широкий выбор товаров и услуг
Для экономики страны:
Экономические выгоды:
• Повышение доходов
• Повышение занятости
• Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Политические выгоды:
• Защита от лоббирования
• Борьба с коррупцией
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:
• Обеспечение равных шансов для всех участников
• Эффективный механизм разрешения споров
• Укрепление международной стабильности
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
• выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
• международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
• возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
• защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
• Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.