Таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.

Содержание

Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения к ВТО
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ТАМОЖНЯ.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

Введение

Таможенный союз 1995 года

Новый таможенный союз

Вступление в ВТО:

1)Плюсы и минусы

2)Цели и задачи присоединения  к ВТО

Заключение

Список источников

 

 

Введение

Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются  следующие моменты:

- снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

- перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

- устранение  таможенных процедур во взаимной  торговле товарами национального  производства;

- унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

- согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

- введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

- создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный  между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные  и отрицательные стороны ТС, возможные  перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.

 

 

 

 

 

Таможенный  союз 1995 года

Интеграционный  процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 19 лет. В последние годы он явно деградировал: из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично дистанцировался от интеграционных проектов, даже сам термин «интеграция» постепенно исчезал из лексикона наших политиков. 
В этом отношении Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии действительно выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития. Однако чтобы не впасть в очередной раз в безудержный и неоправданный оптимизм, стоит вспомнить историю формирования Таможенного союза. Ведь нынешнее объединение трех государств ведет «свою родословную» отнюдь не с 2007 года. 
Еще 24 сентября 1993 года в СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Данный Договор подразумевал и создание Таможенного союза государств. Более того, в развитие положений Договора 1993 года позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе. Специально отмечу, что подписи под последним документом поставили тогда именно те три государства, которые и сегодня состоят в Таможенном союзе. 
В середине 90-ых годов Таможенный союз не состоялся. Все принятые документы и помыслы, в них отраженные, не были претворены в жизнь. Причины этого кроются главным образом в своекорыстном стремлении региональных элит обладать всей полнотой власти. Свою роль сыграли и новые игроки, включая и международные финансовые институты, активизировавшиеся на постсоветском пространстве с далеко не интеграционными целями. В результате вместо интеграции мы получили дезинтеграцию. 
Показательно, что вскоре после подписания документов в двух из трех стран Таможенного союза стали происходить знаковые внутриполитические события. В Казахстане уже в марте 1995 года президент Назарбаев разогнал парламент, а затем поменял конституцию страны. В Белоруссии это произошло годом позже и в менее жестком варианте. В любом случае партнеры России по Таможенному союзу, выбирая между межгосударственной интеграцией и укреплением власти первого лица, предпочли заниматься последним. 
Между тем Соглашение 1995 года было продуманным. В нем также, как и сегодня, предусматривались этапы создания новой структуры. И точно так же планировался форсированный темп: на первом этапе, на который отводилось всего полгода, должны были быть отменены все тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза, введен единый торговый режим, унифицированный таможенный тариф, в короткий срок предполагалось унифицировать налоговое и внешнеторговое законодательство. На втором этапе предполагалось создание единой таможенной территории трех стран. Мы не должны забывать, что некоторые из намеченных мер были претворены в жизнь. Так, уже к середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией. В марте 1996 года в Таможенный союз вошла Киргизия. 
Главное в неудаче попытки создания Таможенного союза образца 1995 года было то обстоятельство, что партнеры России не были до конца искренними, ставя свои подписи под международными обязательствами. В то время преобладала политика лукавства, попыток любым путем попользоваться российскими ресурсами при одновременном нежелании отдавать часть прерогатив наднациональным органам. 
Лукавство партнеров России постоянно проявлялось и в другом. В тот период им было просто невыгодно унифицировать свою таможенную политику с Россией. Как только Россия принимала меры по защите своего внутреннего рынка ради сохранения национальной промышленности - например автомобильной или легкой - моментально Казахстан понижал ставки таможенных тарифов на данную группу товаров и они рекой текли через Казахстан и не отстроенную еще казахстано-российскую границу. Активным реэкспортом товаров, в частности алкогольной и кондитерской продукции из Украины, занималась и Белоруссия. 
Новый удар Таможенный союз получил в 1998 году. Киргизия, вошедшая в объединение, годом раньше предала интересы своих партнеров и сепаратно вступила в ВТО. Фактически эта республика превратилась в прореху на пространстве Таможенного союза. Разорив чуть ли не до основания собственную промышленность и аграрный сектор, киргизы решили делать деньги на реэкспорте китайских товаров на территорию Таможенного союза. Пути реэкспорта в Узбекистан были ограничены жесткой протекционистской политикой Ташкента, наглухо перекрывавшего свои границы с Киргизией. А реэкспорт в Таджикистан для киргизов был малопривлекателен: разоренное только что окончившейся гражданской войной население еле-еле сводило концы с концами, его покупательная способность была близка к нулю. Оставался путь на север – через Казахстан в Россию. Туда и хлынули потоки китайского ширпотреба.

До единства таможенных тарифов было далеко. 
А тут еще грянул дефолт в России, который резко снизил стоимостные показатели российского экспорта. Таможенный союз, и без того весьма, мягко говоря, специфический, затрещал по всем швам. Россия ввела дополнительную трехпроцентную пошлину на импортируемые товары. Казахстан же учредил запредельную - двухсотпроцентную пошлину на ввоз товаров из Киргизии, а также ограничил импорт из России более двух десятков позиций продовольственной продукции.Схожие меры были приняты и в Белоруссии. 
Таможенная интеграция дала задний ход. В апреле 2000 года Россия восстановила таможенный контроль за импортом товаров из третьих стран на своей границе с Белоруссией, а в январе 2001 года была введена таможенная граница с Казахстаном. 

 Новый  таможенный союз

5 июля Россия, Казахстан и Белоруссия подписали  Заявление о вступление в действие  Таможенного кодекса. "Подписано  Заявление о вступление в действие Таможенного кодекса, в отношении трех стран он применяется с 6 июля, для России и Казахстана - с 1 июля", - сообщил журналистам после саммита Президент РФ Дмитрий Медведев. Он назвал формирование Таможенного союза "выгодным и интересным делом".

В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан  образовали Евразийское экономическое  сообщество /ЕврАзЭС/ - международную  экономическую организацию, цель которой  состоит в формировании общих  внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.

Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед  новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.

В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС  трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых  проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.

Таможенный  союз - единая таможенная территория, в  пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.

6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия  и Казахстан подписали Договор  о создании единой таможенной  территории и формировании Таможенного  союза, а также утвердили План  действий по его созданию. Для  обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.

9 июня 2009 года  в Москве главы правительств  России, Белоруссии и Казахстана  одобрили предложения по этапам  и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран- участниц ТС на внешний контур союза.

При распределении  таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.

19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном  саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились  достигнуть к 1 января 2012 года  самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.

Вступление  в ВТО

Что  касается позиций стран Таможенного союза по вступлению в ВТО, то они не изменились и заключаются в том, чтобы вступать на единых условиях и в одно время. «С позицией вступления в ВТО мы определились ранее. Об этой позиции известно, она не меняется», – сказал Шувалов.

Он напомнил, что единой переговорной группе во главе с Максимом Медведковым, в которую входят эксперты Белоруссии, Казахстана и России, было поручено определить наиболее удобный способ вступления в ВТО. Первоначально было заявлено о вступлении в Организацию Таможенным союзом.

«После консультаций с секретариатом ВТО нам было сказано, что по определенным группам  мы можем вступать как Таможенный союз, но по большей части тех  условий, которые не связаны с  условиями Таможенного союза, должны быть продолжены двусторонние переговоры», – сказал первый вице-премьер. В результате была выработана позиция, согласно которой Россия, Белоруссия и Казахстан могут вести переговоры как в рамках Таможенного союза, так и в рамках двусторонних групп, но эти переговоры ведет одна и та же команда людей во главе с Медведковым. В противном случае, по его словам, такие позиции должны быть согласованы между лидерами трех стран.

За основу для  формирования общего тарифного плана  взяты 92% пошлин Российской Федерации. При этом, по словам Шувалова, «нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать». Казахстану, в частности, пришлось принять свыше 5000 таких решений. Пошлины же на автомобили пока не обсуждались.

Таджикистан будет  участвовать в работе Таможенного  союза пока наблюдателем. Об этом сообщил  президент Эмомали Рахмон. «Мы  – за Таможенный союз и единое экономическое  пространство в рамках ЕврАзЭС», –  сказал Рахмон в итоговом заявлении после заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске.

По его словам, Таджикистан будет способствовать интеграционным процессам и неукоснительно продвигать совместную работу по усилению ЕврАзЭС.

 

Цели  и задачи присоединения к ВТО

      Членами Всемирной торговой организации являются уже более 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

    Важнейшей  причиной, побудившей Россию к  присоединению к ВТО, является  ее желание стать, наконец,  равноправным торговым партнером  на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО  дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО.

Преимуществами  торговой системы ВТО являются:

 Для потребителей:

• Понижение стоимости жизни

• Более широкий выбор товаров и услуг

 Для экономики  страны:

 Экономические  выгоды:

• Повышение доходов

• Повышение занятости

• Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности

 Политические  выгоды:

• Защита от лоббирования

• Борьба с коррупцией

 Выгода системы  ВТО для взаимоотношений между странами:

• Обеспечение равных шансов для всех участников

• Эффективный механизм разрешения споров

• Укрепление международной стабильности

Конкретными целями присоединения для России можно  считать следующие:

• выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

• международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

• возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

• защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

• Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

• Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

• Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

• Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

• Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

• Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

Задача ведущихся  переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в  одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Информация о работе Таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии