Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:37, курсовая работа
Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из страны товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности) в порядке, предусмотренном ТК РФ. Товары перемещаемые через таможенную границу,ввозятся или вывозятся с определенной целью. Цели нашли своё отражение в ТК РФ в соответствующих таможенных режимах.
Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Они касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и др.
Введение
Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из страны товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности) в порядке, предусмотренном ТК РФ. Товары перемещаемые через таможенную границу,ввозятся или вывозятся с определенной целью. Цели нашли своё отражение в ТК РФ в соответствующих таможенных режимах.
Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Они касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и др.
Использование режима таможенного склада дает участникам ВЭД ряд преимуществ. Во-первых, к товарам, помещенным под этот таможенный режим, не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством России о внешнеторговой деятельности. А во-вторых, данный режим позволяет в определенных случаях избежать таможенных платежей.
Так, режим таможенного склада предполагает, что иностранные товары, ввезенные на территорию России, хранятся под таможенным контролем без уплаты пошлин и налогов (ст. 215 Таможенного кодекса). Правда, действие такой льготы распространяется только на те иностранные товары, которые будут вывезены из России в течение трех лет . Если это условие будет нарушено, с импортера взыщут не только ввозные платежи, но и пени за их просрочку.
При нынешнем уровне таможенных налогов хранение товаров на таможенных складах становится еще более выгодным для импортеров. Главное преимущество таможенного склада в том, что товары там могут находиться без уплаты пошлин и налогов в течение трех лет, причем не возбраняется и забирать товар со склада — как целиком (всю партию), так и частично, по мере реализации. Во втором случае таможенные налоги платятся тоже по частям. То есть импортер платит налоги как бы в рассрочку, что, понятно, куда выгоднее, чем брать кредит под таможенное оформление всей партии и выплачивать по нему проценты.
Немаловажно, что пошлины и акцизы платятся по тем ставкам, которые действуют в момент вывоза товара со склада. Таким образом у импортера появляется возможность, имея под рукой товар, дожидаться более выгодных для себя условий таможенного оформления — могут же МВЭС и Минфин договориться об обещанном к осени снижении ставок импортных пошлин!
Товар же тем временем спокойно лежит на складе, и более того, режим таможенного склада позволяет заняться тщательной подготовкой товара к последующей отправке потребителю — отсортировать, разбить на партии, упаковать в соответствии с требованиями клиента — в общем, совершить с ним любые операции, "не связанные (так сказано в положении о таможенных складах) с изменением кода товаров по ТН ВЭД".
Актуальность данной темы состоит не только в экономических выгодах таможенного режима "таможенный склад" как для экспортеров, так и для импортеров, но и для государства,потому что создание таможенных складов,выгодно для развития торговли, а также таможенные склады приводят к созданию на территории государства товарных запасов.
Этот постоянный резерв товаров, создание и содержание которого не сопряжено с какими-либо расходами для государства, особенно важен в период социальных, экономических и политических потрясений (войны, неурожаи, экономические кризисы, объявление эмбарго и т.п.).
Цель данной курсовой работы-изучение и исследование таможенного режима «Таможенный склад» . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятия «Таможенный склад» и рассмотреть назначение и направление его использования.
2. Охарактеризовать функциональные особенности, внутреннюю структуру и механизмы действия таможенного режима «Таможенный склад».
3. Рассмотреть использование режима «Таможенный склад» в практической деятельности.
В данной работе рассматривается таможенный режим «Таможенный склад» как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Временные рамки исследования охватывают период с 2004 года, когда в силу вступил Таможенный кодекс Российской Федерации по сегодняшний день. В первой главе рассматривается понятие таможенного склада как специально выделенного и обустроенного помещения. Во второй главе рассматривается понятие таможенного склада, как таможенного режима. В третьей главе рассматривается практика применения таможенного режима «Таможенный склад». В заключении делаются основные выводы и предложения по работе. Приложения содержат таблицы.
Глава 1. Понятие таможенного склада: смысл и назначение
1.1 Таможенный склад: специально выделенное и обустроенное помещение
Таможенный склад представляет собой место, в котором в установленном порядке допускается складирование товаров, попадающих под действие определенного режима. Чаще всего этим режимом является таможенное складирование. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенными режимами (например, на таможенных складах, учреждаемых таможней, могут храниться даже товары, не являющиеся объектом внешней торговли).
Таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 225 ТК РФ.
Общая площадь таможенного склада включает два основных компонента, которые можно условно обозначить как внутренний и внешний. «Внутренняя» составляющая представляет собой территорию собственно таможенного склада – специально выделенного и обустроенного помещения или иного места, в пределах которого может осуществляться хранение товаров, помещенных под режим таможенного склада. При этом сама «внутренняя» территория склада состоит из двух частей: одна часть непосредственно предназначена и должна использоваться для хранения товаров, помещенных под режим таможенного склада, другая часть служит для хранения товаров, которые не были вывезены за пределы территории склада после их заявления под иной таможенный режим по завершении режима таможенного склада.«Внешняя» составляющая общей площади таможенного склада включает территорию, прилегающую к таможенному складу, то есть расположенную непосредственно вокруг таможенного склада и/или примыкающую к таможенному складу, где производится выгрузка (погрузка) товаров с транспортных средств либо на транспортные средства, осуществляющие транспортировку товаров, предназначенных соответственно для помещения под режим таможенного склада либо вывоза после его завершения за пределы склада.
Кроме того, в рамках общей площади таможенного склада имеется еще одна «территориальная единица» – складское место. Складские места представляют собой специально выделенные и обозначенные части площади таможенного склада, которые определяются владельцем склада для хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, по одной ГТД (при помещении товаров на таможенный склад), или товаров, заявленных при выпуске товаров с таможенного склада к помещению под иной таможенный режим по одной ГТД.
В Порядке функционирования таможенного склада должны быть указаны сведения о:
- месте расположения и обустройстве конкретного таможенного склада (указываются месторасположение помещений и (или) открытых площадок, заявленных в качестве таможенного склада, сведения об оборудовании, обустройстве и материально-техническом оснащении таможенного склада, включая полный перечень погрузочно-разгрузочной техники и иных технических средств, используемых на таможенном складе);
- времени работы таможенного склада;
- порядке приема товаров на хранение на таможенный склад и порядке их хранения на конкретном таможенном складе;
- порядке проведения операций с товарами, находящимися на хранении на конкретном таможенном складе;
- порядке выдачи товаров с таможенного склада;
- лицах, обеспечивающих работу таможенного склада, проведение грузовых и иных операций с товарами (фамилия, имя, отчество, должность);
- информации о таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, находящихся на хранении на таможенном складе (наименование таможенного органа, адрес, телефон).
По желанию владельца таможенного склада в Порядке функционирования таможенного склада может быть указана иная информация, которую владелец таможенного склада сочтет необходимым указать.
1.2 Виды таможенных складов
По составу учредителей склады делятся на склады, учреждаемые таможенными органами, и склады, учреждаемые российскими лицами. В зависимости от того, кто учреждает склад, различают частные и публичные таможенные склады. Публичный таможенный склад открывается РТУ по представлению таможни, в зоне деятельности которой находятся помещения, предназначенные для склада. Если таможня, учреждающая склад, имеет центральное подчинение, то соответствующее решение принимается ФТС. Публичный таможенный склад является структурным подразделением таможни, в зоне деятельности которой находятся складские помещения.
Частные таможенные склады могут учреждаться предприятиями, организациями
и другими юридическими лицами, объединениями лиц с собственным наименованием,
но не имеющим статуса юридического лица, индивидуальными, семейными частными
предприятиями, созданными в соответствии с российским законодательством, а
также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица на территории России.
Таможенные склады по степени открытости подразделяются на открытые и закрытые.
Склады открытого типа предназначены для использования любыми лицами, закрытые – строго ограниченным кругом лиц.
Все таможенные склады, учреждаемые таможней, являются открытыми.
Таможенные склады закрытого типа предназначены для хранения товаров лишь
определенных лиц. Такие склады учреждаются:
1) лицами, специализирующимися на хранении товаров, предназначенных для
их профессиональной деятельности (сервисное обслуживание);
2) для хранения собственных товаров, а также перевозимых товаров, если владелец склада одновременно является перевозчиком;
3) для хранения товаров третьих лиц, определенных владельцем склада при его учреждении.
Владелец склада должен обосновать целесообразность учреждения склада закрытого типа. В случае получения от таможни согласия владелец склада определяет перечень товаров, предполагаемых для хранения под режимом таможенного складирования, и предоставляет банковскую гарантию на сумму не менее 15 процентов максимальной таможенной стоимости товаров, могущих быть размещенными на складе.
Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады).
Правительство РФ вправе определять виды товаров, которые могут храниться на таможенном складе закрытого типа.
Для учреждения таможенного склада частным лицом необходима специальная лицензия - разрешение, выдаваемое от имени ФТС таможней, в зоне деятельности которой расположен таможенный склад. Лицензия может выдаваться на одно или несколько специально выделенных и обустроенных помещений (открытых площадок), предназначенных для хранения товаров в соответствии с режимом таможенного складирования, при условии их нахождения в зоне деятельности одной таможни. Срок действия лицензии составляет 3 года или 6 лет, по выбору владельца склада и с согласия таможни. Для получения лицензии владелец складских помещений должен:
- подать заявление, в котором, кроме прочего, указывается вид таможенного склада, его юридический и фактический адрес, сведения о рублевом и валютном счетах в банках; местонахождение, общая площадь помещений, предназначенных для таможенных складов;
и другая информация, которая может быть использована для принятия решения о выдаче лицензии;
- направить прилагаемые к заявлению документы: копии учредительных и регистрационных документов владельца складских помещений; планы и чертежи самих помещений; документы, подтверждающие право владения помещением, а также список работников, имеющих право доступа на склад;
- предоставить банковскую гарантию в отношении уплаты таможенных платежей
на сумму, эквивалентную 50 тыс. долларов США.
Таможня рассматривает поданное заявление в течение 30 дней с момента его получения. Если таможня запрашивает дополнительные документы и информацию в подтверждение поданных сведений, то срок рассмотрения заявления может быть продлен, но при этом не должен превышать двух месяцев.
При отказе в выдаче лицензии таможня письменно извещает об этом заявителя с изложением причин отказа.
В случае удовлетворения поданного заявления владелец помещений уплачивает сбор за выдачу лицензии.
1.3 Обязательные требования к обустройству,оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок,предназначенных для использования в качестве таможенного склада
Помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Место расположения таможенных складов определяется с учетом интересов торговых организаций и иных заинтересованных лиц.
Требования, предъявляемые к оборудованию таможенного склада заключаются в том, чтобы на его территории постоянно находились в исправном работоспособном состоянии в количестве, достаточном для нормального функционирования склада:
погрузочные и транспортные средства;
складское оборудование;
средства для взвешивания товаров, точность и пределы измерения которых соответствуют характеру товаров, предполагаемых к хранению на таможенном складе;
средства связи (в том числе телефон, факс);
оргтехника;
мебель;
другие виды оборудования
Кроме того, таможенный орган, осуществляющий контроль за использованием таможенного склада, вправе устанавливать конкретные требования к его обустройству с учетом характера товаров, предполагаемых к хранению, а также расположения помещения (или иного места), предполагаемого для учреждения таможенного склада. Владелец склада также должен безвозмездно обустроить рабочие места для сотрудников таможенного органа непосредственно в зоне таможенного контроля (на территории таможенного склада), выделив им надлежащим образом оборудованные помещения, необходимые средства связи и транспорта. При этом все операции по оборудованию, дооборудованию складской зоны таможенного контроля, охране помещений и прилегающей территории, а также организации пропускного режима осуществляются за счет владельцев склада.
Основное требование, предъявляемое к помещениям или иным местам, предназначенным для таможенного склада, заключается в том, чтобы такие помещения (места) были обустроены надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля.
Данное требование получает конкретизацию в следующих правилах:
- расположение и обустройство таможенного склада должно исключать возможность поступления товаров на таможенный склад и их изъятия с таможенного склада помимо таможенного контроля и обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе;
- помещения таможенного склада должны быть оборудованы двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа.
- используемые в качестве таможенного склада помещения должны располагаться в наземных зданиях или сооружениях и отвечать техническим, санитарным и другим требованиям, установленным законодательством РФ, а также должны быть оборудованы охранной и противопожарной сигнализациями, иметь систему и средства пожаротушения, соответствующие требования пожарной безопасности.
- площадь помещений, используемых в качестве таможенного склада, должна быть достаточной для нормального функционирования таможенного склада.
При этом на таможенном складе должны иметься специально выделенные, изолированные и соответственно обозначенные площади для хранения товаров, помещенных под режим таможенного склада, и товаров, в отношении которых данный режим завершен и которые предназначены в вывозу с таможенного склада.
для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны выделяться специально приспособленные помещения, являющиеся частью таможенного склада
учреждение и функционирование таможенного склада должно осуществляться с соблюдением требований российского законодательства об охране окружающей природной среды.
- на территории таможенного склада не могут складироваться отходы любого вида и находиться бытовой мусор
территория таможенного склада должна быть неразрывна по всему периметру, обнесена сплошным ограждением и иметь контрольно-пропускные пункты во всех местах въезда (входа) и/или выезда (выхода) с обозначением «Таможенный склад».
Территория таможенного склада является зоной таможенного контроля, в случае нарушения режима которой налагаются взыскания. Обустройство таможенного склада должно исключить возможность поступления товаров и изъятия их со склада помимо таможенного контроля. Территория склада должна быть огорожена так, чтобы исключать доступ посторонних лиц к товарам, находящимся под таможенным контролем.
1.4 Обязанности и ответственность владельца таможенного склада
Владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов.
(Блок-схема последовательности действий при включении российского юридического лица в Реестр ТС приведена в приложении 1. Заявление о включении в Реестр
таможенных складов приведено в приложении 2).
Условиями включения в Реестр владельцев таможенных складов являются:
1. Владение помещениями, пригодными для использования в качестве таможенных складов
2. Обеспечение уплаты таможенных платежей
3. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, определяется из расчета 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных складов приведено в приложении 3. Свидетельство действительно в течении пяти лет.
Владелец таможенного склада обязан:
1) исключить возможность изъятия с таможенного склада находящихся на
хранении товаров помимо таможенного контроля;
2) не затруднять осуществление таможенного контроля;
3) выполнять условия лицензии на учреждение таможенного склада;
4) соблюдать требования, содержащиеся в процедуре использования таможенного склада (режим работы на складах, формы учета товаров, сроки предоставления отчетности о товарах, хранящихся на складах, требования к обустройству склада и др.). Аналогичные сведения, касающиеся публичных таможенных складов, содержатся в регламенте склада. Процедура использования и регламент склада утверждаются начальником таможни, в зоне деятельности которой находятся складские помещения;
5) выполнять все законные требования таможенных органов, в том числе обеспечивать доступ должностных лиц этих органов к товарам, хранящимся на складах;
6) вести учет и представлять отчетность о хранящихся на складе товарах;
7) в случае аннулирования или отзыва лицензии обеспечить сохранность товаров и выполнение процедуры ликвидации таможенного склада.
К основным правам владельца таможенного склада следует отнести:
1) право требовать вознаграждение за предоставленные услуги по таможенному
складированию;
2) производить определенные законодательством операции с хранящимися
на складе товарами.
Отношения владельцев таможенных складов открытого типа с участниками ВЭД строятся на договорной основе (п. 3 ст. 226 Таможенного кодекса). Это значит, что к данным правоотношениям применяются соответствующие нормы гражданского законодательства, а именно главы 47 «Хранение» Гражданского кодекса. В частности, договор хранения товаров на таможенном складе заключается в письменной форме, на определенный срок и является возмездным. Однако взаимоотношения сторон строятся с учетом ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом.
Так, договор хранения товаров на таможенном складе может быть заключен владельцем такого склада только с участником ВЭД. На таможенном складе размещается только имущество, которое не предназначено для выпуска в свободное обращение на территории России и в отношении которого действует режим таможенного склада. Владелец таможенного склада (хранитель товара) не вправе пользоваться или распоряжаться товарами, помещенными на такой склад. Исключением является ситуация, когда истек установленный срок хранения товаров на таможенном складе. В этом случае хранитель вправе распорядиться такими товарами в соответствии с главой 41 ТК, в частности уничтожить их или обратить в федеральную собственность.
Владельцами таможенных складов могут являться таможенные органы без включения их в Реестр владельцев таможенных складов.
Взаимоотношения лица, помещающего товары на таможенный склад и владельца склада - таможенного органа также строятся на основе публичного договора. Таможенный орган - владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранившихся на таможенном складе, за исключением случая, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения. Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей в отношении товаров, помещенных на хранение на таможенный склад, несет лицо, которое декларирует товары, или от имени которого декларируются товары в соответствии с таможенным режимом таможенного склада, либо лицо, приобретшее имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе.
В отношении товаров, хранящихся, перевозимых, реализуемых и (или) используемых в связи с применением таможенного режима таможенного склада, таможня, в регионе деятельности которой находится таможенный склад, требует от владельца таможенного склада предоставление отчетности.
При этом способ учета товаров в целях предоставления отчетности определяет владелец таможенного склада. Отчетность о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершен (изменен на иной таможенный режим), о товарах, которые были перемещены на другой таможенный склад и о товарах, в отношении которых проводилась операция, установленная пунктом 4 статьи 219 Таможенного кодекса РФ, представляется по форме, приведенной в приложении 4. Отчетность представляется в сроки, установленные таможней, но не реже чем раз в три календарных месяца. Таможенный орган вправе потребовать от владельца таможенного склада отчетность об иных товарах, не указанных выше и находящихся на хранении на таможенном складе (товары, находящиеся на временном хранении; товары, обращенные в федеральную собственность; товары, изъятые по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, и т.п.). Такая отчетность представляется владельцем таможенного склада по разовому требованию таможенного органа. Отчетность о товарах, используемых на таможенном складе, представляется по форме, приведенной в приложении 5. Такая отчетность представляется владельцем таможенного склада в сроки, установленные таможней. Владелец таможенного cклада представляет в таможню, в регионе деятельности которой функционирует таможенный склад, периодическую отчетность о товарах, срок хранения которых в соответствии с таможенным режимом таможенного склада истекает, по форме, приведенной в приложении 8. Периодическая отчетность по товарам, срок хранения которых истекает, представляется владельцем таможенного склада не позднее чем за 20 дней до истечения срока их хранения. Таможенный орган вправе потребовать от владельца таможенного склада представить внеочередную отчетность. Такая отчетность должна быть представлена согласно установленным ГТК России формам, в течение семи дней со дня получения письменного требования об этом таможенного органа. При исключении владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов владелец таможенного склада в трехдневный срок со дня, следующего за днем исключения из Реестра владельцев таможенных складов, представляет в таможенный орган отчетность о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе.
В случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов или исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов(приложение 6) по иным основаниям товары, хранящиеся на таможенном складе, подлежат помещению за его счет на другой таможенный склад в течение двух месяцев со дня, следующего за днем исключения. Владелец таможенного склада обязан известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, в течение трех дней со дня исключения его из Реестра владельцев таможенных складов. Со дня, следующего за днем исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов, помещение товаров на таможенный склад не допускается.
Глава 2. Таможенный склад- «Таможенный режим»
2.1 Понятие и сущность таможенного режима «Таможенный склад»
Таможенный склад — таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных действующим таможенным законодательством.
Обеспечение хранения товаров осуществляется путем использования специально выделенного и обустроенного помещения — таможенного склада.
Объектами хранения на таможенном складе не могут быть:
1) товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской
Федерации;
2) отдельные товары, определяемые ФТС, перечень которых включает:
-вооружение и военную технику, а также специальные комплектующие изделия
для их производства;
-порох, взрывчатые вещества, пиротехнические средства;
-ядерные материалы и технологии, источники радиоактивного излучения,
включая радиоактивные отходы;
-драгоценные металлы, лом и их отходы; драгоценные камни, жемчуг; изделия
из драгоценных камней и металлов;
-наркотические средства и сильнодействующие ядовитые вещества;
-отдельные виды сырья, материалов и оборудования, используемые при создании
вооружения и военной техники, химического, ядерного и других видов оружия
массового уничтожения;
-химические средства защиты растений;
-промышленные отходы;
-огнестрельное, холодное, пневматическое, газовое оружие и боеприпасы
к нему;
-радиоэлектронные средства.
На таможенный склад товары помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможни. При этом в таможенный орган подаются:
1) грузовая таможенная декларация;
2) грузовые и товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты,
спецификации, счета-фактуры и др.);
3) иные документы, необходимые для осуществления таможенного оформления
и таможенного контроля.
При помещении товаров под таможенный режим таможенного склада дополнительно представляются следующие документы и сведения:
а) договор, в котором предусматривается оказание услуг по хранению товаров, заключенный лицом, заявляющим таможенный режим таможенного склада (или его доверенным представителем), и владельцем таможенного склада, на котором предполагается осуществлять хранение товаров;
б) письменное заявление (в произвольной форме) на хранение товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада, без фактического помещения на таможенный склад (с указанием местонахождения товаров на период хранения), а также документы и сведения, подтверждающие необходимость такой передачи товаров на хранение (в случае, если такое хранение товаров требуется лицу).
При таможенном оформлении товаров, выпущенных в соответствии с таможенным режимом таможенного склада, представляются следующие документы и сведения:
а) мотивированный запрос лица, поместившего товары под таможенный режим таможенного склада, на продление сроков хранения товаров на таможенном складе, составленный в произвольной письменной форме (если требуется продление срока хранения на таможенном складе);
б) письменное заявление на проведение простых сборочных операций, а также операций, необходимых для подготовки товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, к продаже и транспортировке, составленное в произвольной письменной форме (если требуется проведение таких операций);
в) письменное заявление на взятие проб и образцов товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада (если требуется взятие проб и образцов), или таможенная декларация на помещение товаров (взятых в качестве пробы или образца) под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления и документ об уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (если образцы и пробы не возвращаются на таможенный склад в течение одного месяца);
г) письменное уведомление об отчуждении товаров, находящихся на хранении на таможенном складе, о передаче в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу, составленное в произвольной форме, а также документы, на основании которых товары отчуждаются либо в отношении их передаются права владения, пользования или распоряжения (если такое отчуждение либо передача права владения, пользования или распоряжения в отношении товаров имеет место);
д) письменное обязательство лица, приобретшего имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе, по дальнейшему соблюдению в отношении этих товаров требований и условий, установленных таможенным законодательством Российской Федерации в отношении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада и находящихся на хранении на таможенном складе, составленное в произвольной форме (если такое отчуждение либо передача права владения, пользования или распоряжения в отношении товаров имеют место), а также документы, подтверждающие сведения об этом лице в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящего Перечня;
е) письменное заявление на хранение товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, без фактического помещения на таможенный склад, составленное в произвольной форме, а также документы и сведения, подтверждающие необходимость такой передачи товаров на хранение (если такое хранение требуется лицу);
ж) документы, свидетельствующие о предоставлении гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе документы, подтверждающие наличие обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов) (если предоставление таких гарантий требуется в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ);
з) письменное заявление на перемещение товаров с одного таможенного склада на другой, составленное в произвольной форме, документы и сведения, необходимые для оформления процедуры внутреннего таможенного транзита, а также договор на хранение товаров, заключенный лицом, поместившим товары на таможенный склад (или его уполномоченным представителем), с владельцем таможенного склада, на который товары перемещаются, таможенные декларации, на основании которых товары были помещены под таможенный режим таможенного склада (если лицу требуется такое перемещение), или формуляр контроля товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада в случае, если имели место проведение операций с указанными товарами по их отчуждению, передаче в отношении их прав владения, пользования и распоряжения или перемещение товаров на другой таможенный склад.
Чтобы вернуть товары, помещенные на склад таможни, участник ВЭД должен представить следующие документы:
1. складскую квитанцию, на основании которой товары были приняты на хранение на таможенный склад (третий экземпляр);
2. таможенную декларацию, в соответствии с которой таможенный режим таможенного склада изменен на иной таможенный режим (или оформленную таможенным органом транзитную декларацию в случае перемещения товаров на другой таможенный склад).
Хранение некоторых видов товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий складирования, может разрешаться на таможенном складе только при наличии специальных мест хранения, обеспечивающих необходимые для их сохранности условия хранения. (чай, меха, сельскохозяйственные товары и т.п.).
Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться товары, которые ранее были помещены под иные таможенные режимы. Также на таможенный склад могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения.
Допускается помещение под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад товаров, которые из-за своих габаритов не могут быть помещены на таможенный склад, находящийся в разумной близости, при наличии на это разрешения таможенного органа в письменной форме. В указанном случае лицо, заявившее таможенный режим таможенного склада, обязано предоставить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае выпуска товаров для свободного обращения. При этом не допускается передача товаров в пользование и распоряжение другим лицам любым способом, включая их отчуждение, в период их нахождения под таможенным режимом таможенного склада.
2.2 Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада
Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган, правомочный на принятие таможенной декларации, грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненной в соответствии с правилами заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения, за исключением случаев, когда иными нормативными правовыми актами установлено применение или допускается возможность применения письменной таможенной декларации иной формы.
Таможенная декларация принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого находится таможенный склад.
2.3 Хранение и другие операции с товарами, находящимися на таможенном складе
Максимальный срок хранения товаров в режиме таможенного склада составляет три года.
Максимальный срок может быть ограничен:
а) применительно к отдельным категориям товаров соответствующими решениями
ФТС;
б) применительно к отдельным категориям лиц решениями компетентных таможенных
органов.
Конкретная продолжительность хранения в установленных пределах определяется
лицом, помещающим товар на таможенный склад, совместно с владельцем склада.
Продлить сроки возможно путем заключения нового договора хранения (составления
нового складского свидетельства на публичных таможенных складах).
Кроме того, регламентацией режима установлены специальные сокращенные сроки нахождения под режимом таможенного складирования некоторых товаров. Так, товары, имеющие ограниченный срок годности для их хранения, потребления и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения сроков годности.
При помещении под режим таможенного склада товаров, которые предназначены для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта и, вследствие этого, были освобождены от таможенных пошлин, налогов (или в отношении которых был произведен возврат уплаченных сумм), такие товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада.
До истечения установленного срока нахождения под режимом таможенного склада товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган.
Хранение товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада,
осуществляется на территории специально выделенных и обустроенных помещений и (или) открытых площадок, используемых в качестве таможенного склада, соответствующих установленным требованиям к обустройству, оборудованию и месту расположения.
Товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, хранятся на таможенных складах.
С товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада, могут совершаться обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе:
- чистка;
- проветривание;
- сушка (в том числе с созданием притока тепла);
- создание оптимального температурного режима хранения (охлаждение, подогрев);
- помещение в защитную упаковку;
- нанесение защитной смазки и консервантов;
- окрашивание для защиты от ржавчины;
- введение предохранительных присадок;
- нанесение антикоррозийного покрытия перед транспортировкой;
- взвешивание товаров.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада.
Проведение операций, указанных в настоящем пункте, допускается при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации. Могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями в пределах таможенного склада, а в случае помещения товаров под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения товаров на таможенный склад - в пределах зоны таможенного контроля, определенной в качестве места хранения таких товаров.
При хранении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, могут совершаться простые сборочные операции (в частности, связанные с доукомплектовкой товаров или приведением их в рабочее состояние), а также операции, необходимые для подготовки их к продаже и транспортировке, включая:
- дробление партии;
- формирование отправок;
- сортировку;
- упаковку;
- переупаковку;
- маркировку;
- погрузку;
- выгрузку;
- перегрузку;
- операции, необходимые для улучшения товарных качеств;
- размещение товаров на демонстрационных стендах в пределах таможенного склада;
- тестирование.
(Данные операции могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями в пределах таможенного склада, а в случае помещения товаров под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения товаров на таможенный склад - в пределах зоны таможенного контроля, определенной в качестве места хранения таких товаров. Проводятся с разрешения таможенного органа по письменному заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (его представителя), подаваемому в произвольной форме, которое должно содержать сведения о товарах, операциях и технических средствах и материалах, используемых при проведении таких операций, которое принимается и регистрируется таможенным органом в соответствии с правилами внутреннего делопроизводства. Образец заявления приведен в приложении 7.
Разрешение таможенного органа на проведение данных операций, выдает начальник таможенного органа (или лицо, его замещающее), осуществляющего контроль за товарами, которое оформляется путем наложения на заявлении резолюции "Проведение операции(й)
разрешено", проставления подписи и даты, заверяемой оттиском личной номерной печати. Отказ таможенного органа в выдаче разрешения на проведение операций в отношении товаров доводится до заинтересованного лица в форме письма таможенного органа с указанием обоснованных причин такого отказа. Письмо вручается указанному лицу или его уполномоченному представителю лично или по почте с уведомлением о вручении.
Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств, что может выразиться, в том числе, в изменении
классификационного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России) на уровне десятого знака, за исключением случая, когда изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД России связано с:
- истечением времени, начало которого определяется моментом
промышленного изготовления товара;
- принятием таможенным органом решения о классификации товаров;
- изменением классификации товаров по ТН ВЭД России в период хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, в связи с внесением изменений в ТН ВЭД России;
- порчей или повреждением товаров вследствие аварии или действия
непреодолимой силы в период хранения на таможенном складе.
Заявление с принятым решением вручается заинтересованному лицу, а его копия остается в таможенном органе.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители могут брать пробы и образцы товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, для проведения исследований в порядке, установленном согласно Приказу ФТС России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля", и с учетом положений настоящего пункта.
Копия заявления на взятие проб и образцов товаров и первый экземпляр акта о взятии проб и образцов товаров прикладываются к первому экземпляру (листу) таможенной декларации или к первому экземпляру формуляра контроля товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, в соответствии с которыми производится таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров.
Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации, подаваемой в отношении соответствующих товаров, при изменении таможенного режима таможенного склада на иной таможенный режим.
В отношении проб и образцов иностранных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и налоги, как если бы они были выпущены для свободного обращения, за исключением случая, когда образцы товаров возвращаются на таможенный склад в течение одного месяца с даты составления акта о взятии проб и образцов.
Уплата таможенных пошлин и налогов производится согласно порядку, установленному законодательством РФ, с применением таможенного приходного ордера.
Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе такие товары подлежат помещению под иные таможенные режимы, предусмотренные ТК РФ, лицом, поместившим такие товары на таможенный склад либо иным лицом, обладающим статусом декларанта в отношении данных товаров.
При этом таможенный режим уничтожения в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, может быть заявлен владельцем таможенного склада.
Начальник таможни, в регионе деятельности которой функционирует таможенный склад, либо должностное лицо, им уполномоченное, заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока хранения товаров на таможенном складе и их предстоящей передачи соответствующей организации, уполномоченной Правительством РФ осуществлять распоряжение товарами согласно порядку, установленному Правительством РФ, обеспечивает уведомление об этом в произвольной письменной форме законного владельца товаров или лица, указанного в статье 16 ТК РФ (если эти лица установлены таможенным органом). Уведомление вручается указанным лицам лично под подпись или направляется по почте (с уведомлением о вручении).
В случае если таможенное оформление товаров к этому моменту произведено не будет, таможенные органы имеют право распорядиться товарами в порядке, установленном главой 41 ТК РФ. Распоряжение товарами, срок хранения которых на таможенном складе истек, осуществляется на основании акта, форма которого утверждена приказом ГТК РФ от 01.12.2003 № 1370 "Об утверждении формы акта об истечении срока хранения товаров на таможенном складе". Второй экземпляр акта подлежит обязательному вручению законному владельцу товаров.
2.4 Продление срока хранения товаров на таможенном складе
Продление срока хранения товаров на таможенном складе производится таможней, осуществляющей контроль за хранящимися товарами, по мотивированному запросу лица, поместившего товары на таможенный склад, подаваемому в произвольной письменной форме, который регистрируется таможенным органом в соответствии с внутренними правилами делопроизводства.
Решение о продлении срока хранения товаров на таможенном складе принимает начальник таможни или лицо, его замещающее, в форме соответствующей резолюции о продлении срока хранения товаров, накладываемой на запросе лица, с проставлением даты принятия решения, заверяемой подписью и оттиском печати таможни.
Решение о продлении срока хранения товаров или отказе в таком продлении должно быть принято не позднее дня, следующего за днем регистрации соответствующего запроса о продлении.
Продление срока хранения товаров на таможенном складе оформляется путем проставления в таможенной декларации (в грузовой таможенной декларации на первом и третьем листах - в графе "А" под номером 3), в соответствии с которой товары помещались под таможенный режим таможенного склада, или в формуляре контроля товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада (в графе "С") (пункт 12), уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку: "По товарам ------------- (указываются номера товаров) срок продлен до -------------- (число, месяц, год) на основании ----------------- (указываются реквизиты (номер и дата регистрации таможенным органом) мотивированного запроса)", которую подписывает, проставляет дату и заверяет оттиском личной номерной печати.
В случае принятия решения об отказе в продлении срока хранения товаров на таможенном складе таможня направляет заинтересованному лицу письмо с указанием причин такого отказа. Письмо вручается указанному лицу или его уполномоченному представителю лично под подпись или направляется по почте (с уведомлением о вручении).
2.5 Перемещение товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, с одного таможенного склада на другой.
Таможенная операция по перемещению товаров с одного таможенного склада на другой таможенный склад совершается с письменного уведомления о своих намерениях заинтересованного лица, подаваемого в произвольной форме, и по письменному разрешению таможенного органа, осуществляющего контроль за такими товарами.
При перемещении с одного таможенного склада на другой всей партии товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада по одной таможенной декларации, принятие решения о разрешении таможенного органа на перемещение оформляется путем проставления в таможенной декларации (в четвертом листе грузовой таможенной декларации - в графе "А" под номером "4") резолюции "Разрешается перемещение товаров на таможенный склад ------------- (указывается номер свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов владельца таможенного склада, на который товары перемещаются)" начальником таможенного органа, на контроле которого товары находятся, либо лицом, его
замещающим, проставления подписи и даты, заверенной оттиском печати.В случаях если в отношении товаров совершается операция по дроблению партии товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, и/или операция, установленная пунктом 4 статьи 219 Таможенного кодекса РФ, то разрешение таможенного органа на перемещение товаров выдается в виде формуляра. При этом отдельный формуляр оформляется и выдается каждому из лиц, имеющих права на подлежащие перемещению товары. Копия формуляра вручается владельцу таможенного склада, на котором осуществляется их хранение.
При отказе в выдаче разрешения на перемещение товаров таможенный орган, на контроле которого находятся такие товары, незамедлительно информирует об этом заинтересованное лицо путем направления ему соответствующего письма. Перемещение товаров с одного таможенного склада на другой осуществляется в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. При завершении внутреннего таможенного транзита в целях размещения товаров на таможенном складе в таможенный орган представляется первый экземпляр выданного заинтересованному лицу формуляра.
После фактического размещения товаров на таможенном складе, на котором будет осуществляться их дальнейшее хранение, и таможенного досмотра товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится новый таможенный склад, в таможенной декларации (в грузовой таможенной декларации в третьем и четвертом листах в графе "С"), согласно которой товары были помещены под таможенный режим таможенного склада, либо в формуляре контроля за товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада (в графе"С"), незамедлительно делает отметку о размещении товаров на таможенном складе с указанием номера свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов, выданного владельцу таможенного склада, на который товары перемещены, и номера транзитной декларации, проставляет дату и подпись, заверяет оттиском личной номерной печати. В таможенном органе, в регионе деятельности которого находится таможенный склад, с которого товары перемещались, по подтверждении
завершения внутреннего таможенного транзита товаров к таможенному документу, на основании которого производится таможенное оформление и таможенный контроль товаров (таможенная декларация, формуляр), уполномоченное должностное лицо таможенного органа прикладывает копии транзитной декларации, свидетельства о завершении внутреннего
таможенного транзита товаров и делает в нем отметку с указанием номера свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов владельца таможенного склада, на который товары перемещены, проставляет дату и подпись, заверяет оттиском личной номерной печати.
Выданный при перемещении товаров формуляр является таможенным документом и используется для целей дальнейшего таможенного оформления и таможенного контроля товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада.
Таможенное оформление иностранных товаров, помещаемых на таможенный склад в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения, производится в соответствии с таможенным режимом таможенного склада. В целях возобновления действия приостановленного таможенного режима таможенный режим таможенного склада должен быть изменен на ранее действовавший таможенный режим.
2.6 Порядок применения таможенных пошлин, налогов при использовании таможенного режима таможенного склада.
В отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - уплате подлежат только таможенные сборы за таможенное оформление таких товаров.
Если такие иностранные товары ранее были помещены под другие таможенные режим и они предназначены к вывозу с таможенной территории РФ, такие товары также освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо суммы таможенных пошлин, налогов возвращаются, если их возврат предусмотрен в связи с фактическим вывозом таких товаров с таможенной территории РФ. При неосуществлении вывоза таких товаров возвращенные суммы с процентами подлежат уплате применительно к вновь избираемому для таких иностранных товаров таможенного режима.
При помещении под таможенный режим таможенного склада российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта предоставляется освобождение от уплаты, возврат или возмещение сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возврат или возмещение предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При неосуществлении фактического вывоза таких товаров с таможенной территории РФ такие суммы взимаются с начислением на них процентов.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что таможенный режим экспорта предполагает возможность такого возврата или возмещения только при осуществления фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, возврат или возмещение внутренних налогов до осуществления и подтверждения в установленном порядке фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрен. Также, соответственно, не определен и механизм осуществления такого возврата.
Таможенное оформление российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта и помещенных под таможенный режим таможенного склада, в случае невозможности осуществления их фактического вывоза и заявлении товаров к свободному обращению на таможенной территории РФ производится в порядке, применительно к таможенному режиму реимпорта, что влечет за собой обязанность возвратить в федеральный бюджет все суммы внутренних налогов, полученных в связи с экспортом, а также проценты с них по ставкам рефинансирования, установленным ЦБ РФ.
Владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец таможенного склада не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.
Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
За хранение товаров на таможенном складе таможенного органа взимаются таможенные сборы в соответствии с ТК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 357.10 ТК РФ таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
Указанные ставки таможенных сборов введены Федеральным законом от 11.11.2004 № 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ", который вступил в силу с 1 января 2005 года.
2.7 Отчуждение товаров, хранящихся на таможенном складе
Отчуждение товаров, хранящихся на таможенном складе, а также передача в отношении них прав владения, пользования, распоряжения допускается только с предварительного уведомления таможенного органа, на контроле которого находятся такие товары, в письменной форме.
В уведомлении должны быть указаны сведения, которые необходимы для таможенного оформления товаров (наименование товаров, номер ГТД, номер формуляра контроля товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, если ранее в отношении товаров проводилась операция по их отчуждению), а также сведения о:
- документах, в соответствии с которыми осуществляется отчуждение товаров, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения, другому лицу;
- лице, приобретающем имущественные права на товары (наименование организации с указанием организационно-правовой формы).
К уведомлению должны быть приложены документы (их копии), в соответствии с которыми товары отчуждаются либо в отношении их передаются права владения, пользования или распоряжения.
Лицо, приобретшее имущественные права на товары, представляет в контролирующий таможенный орган письменное обязательство по дальнейшему соблюдению в отношении этих товаров требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада и находящихся на хранении на таможенном складе. Обязательство должно содержать сведения о:
- лице, приобретшем имущественные права на товары, (наименование лица с указанием его организационно-правовой формы, ОГРН, место нахождения, номер телефона, телекса, факса, номера банковских счетов с указанием банковских учреждений, в которых эти счета открыты, и МФО по каждому банку, сведения о документе, удостоверяющем личность (для физического лица), если законодательством Российской Федерации предусматривается наличие ИНН у заявителя, также указывается ИНН);
- товарах (наименования товаров, их количество, номер таможенной декларации, в соответствии с которой товары были помещены под таможенный режим таможенного склада).
После получения таможенным органом уведомления об отчуждении товаров, передаче в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу и обязательства по соблюдению в отношении таких товаров установленных требований и условий таможенный орган незамедлительно оформляет формуляр контроля за товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада и вручает второй экземпляр лицу, приобретшему имущественные права на товары, либо его уполномоченному представителю лично или по почте. Копия формуляра, заверенная таможенным органом, вручается владельцу таможенного склада, на котором осуществляется хранение таких товаров.
Формуляр является документом, необходимым для целей таможенного оформления и таможенного контроля товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада.
Первый экземпляр формуляра, а также уведомление об отчуждении товаров, передаче в отношении их прав владения, пользования или распоряжения другому лицу и обязательство по соблюдению в отношении таких товаров установленных требований и условий, зарегистрированные таможенным органом в соответствии с порядком, предусмотренным правилами внутреннего делопроизводства, вместе с представленными документами прикладываются к первому экземпляру (листу) таможенной декларации либо иному таможенному документу, в соответствии с которым проводится таможенный контроль товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада.
Если заинтересованными лицами не выполняются условия, установленные пунктом 4 статьи 219 ТК РФ, таможня незамедлительно уведомляет об этом заинтересованных лиц путем направления им соответствующего письма.
Глава 3 Практика применения таможенного режима «Таможенный склад»
3.1 Анализ публикаций по использованию режима «Таможенный склад» : преимущества и недостатки
Несмотря на ощутимую нехватку складских площадей, особенно для хранения ряда специфических товаров, сейчас в Москве можно найти склад, отвечающий почти любым требованиям импортера. Естественно, стоимость хранения будет зависеть от качества услуг, предоставляемых складом. Однако вне зависимости от того, сколько импортер собирается потратить на хранение товара, прежде, чем заключать договор со складом, он должен определить, насколько его в принципе устраивают условия работы этого склада.
Что важно в большей или меньшей степени для всех клиентов — это наличие таможенного поста на складе. Практикуются два варианта: таможенный пост прямо на складе (для складов с большим оборотом) или услуги таможенников с других постов (при небольших оборотах склада). А вот самих складов, как показывают расчеты экспертов явно недостаточно — даже несмотря на то что сегодня только в Москве и Подмосковье их зарегистрировано полторы сотни и система складов в целом переживает период бурного роста.
Однако дело не только в количестве складских площадей. По отзывам импортеров, существующая система таможенных складов не устраивает их ни по качественным показателям, ни по структуре, ни по уровню услуг. Всего несколько складов полностью соответствует западным стандартам, остальные же не дотягивают даже до уровня, рекомендованного ФТС.
Достаточно широко распространена система скидок. При долгострочной аренде или помещении на склад больших партий товара могут быть предоставлены достаточно существенные скидки — до 50-60% от базовой цены (имеет смысл повториться: понятие базовой цены весьма условно). На некоторых склады, например на "Бутово", первые два дня товар хранится вообще бесплатно, оплачиваются только погрузочно-разгрузочные работы. Если же владелец товара не успел за два дня провести таможенное оформление груза, то за последующие дни придется платить уже по базовым расценкам. Это стало возможным из-за достаточно высоких ставок аренды на складе и высоких оборотов — все грузы, доставляемые "Совтрансавто", поступают именно на этот склад.
Как правило, солидные склады при определении стоимости своих услуг включают все составляющие в ставку аренды (это касается "Молкома", "Техноторгсервиса", "Москва Cash & Carry Можайск" и некоторых других). У некоторых других складов подход иной. Они предпочитают взимать плату за каждую услугу отдельно и, более того, иной раз расширяют перечень услуг до абсурда.
Рассчитывать на постоянное присутствие таможенного инспектора на складе можно, когда в день на складе оформляется 8-10 деклараций. Правда сегодня работа инспекторов "в одиночку" не приветствуется — их должно быть как минимум двое. Соответственно оборот склада должен быть вдвое больше — порядка 20 деклараций в день.
Нет нужды говорить, что наличие таможенного поста на складе облегчает прохождение грузом таможенных формальностей. Во-первых, оформления не придется ждать часами, а то и днями (потому что на некоторых складах таможенники появляются не каждый день), а во-вторых ценность тесных контактов владельца склада и таможенников не вызывает сомнения. Однако то, что хорошо для одних, вполне может быть плохо для других — близость таможенного поста может обернуться повышенным вниманием к грузам — разумеется если груз декларируется и доставляется законным путем, бояться нечего. А если нет?
Еще один общий принцип выбора — на складе нужно быть "своим человеком".
Например, общепризнанный лидер в складском деле — "Молком" — работает только с узким кругом клиентов (Sony, Samsung, Rank Xerox, Hewlett Packard).
Даже если потребность в услугах таможенных складов возникает нерегулярно, стоит размещать товары на каком-нибудь одном складе и пытаться стать постоянным клиентом. Обычно это позволяет рассчитывать на значительные скидки и дополнительные услуги.
Дальнейшие шаги по выбору склада зависят уже от конкретных требований владельца груза. Последний может потратиться, обратившись к услугам крупных складов, предлагающим сервис высокого качества за соответствующую цену, а может и сэкономить, работая с небольшими складами, не обремененными, как правило, заботами о уровне сервиса.
Ни один склад, за редким исключением, не гарантирует сроков таможенного оформления грузов по вполне понятным причинам: таможня — институт непредсказуемый и всегда может найтись документ, который забыли ей предоставить. Однако практика показывает, что на подмосковных складах прохождение таможенных формальностей занимает всего от 40 минут до 4-5 часов, тогда как в Москве процедура может растянуться на несколько дней. Хотя на крупных складах процедура оформления занимает как правило не больше двух часов.
Многие склады предлагают и оригинальные услуги. Например клиенты "Молкома", могут, находясь хоть в Лондоне, со своего компьютера получить всю информацию о движении товара вплоть до перемещения его с полки на полку за последний час, причем бесплатно (стоит отметить, что такую услугу кроме "Молкома" не предлагает никто). Хозяин груза на крупных складах может сам выбрать бокс, где будет храниться его товар, а то и потребовать (а не попросить) переоборудовать его по своему усмотрению — кстати, такое требование, если оно не повлечет нарушений положения ФТС, будет в обязательном порядке удовлетворено. Не любят владельцы складов заботиться о страховании грузов, обычно это головная боль импортера, но все-таки такая услуга предоставляется: например, АО "ЭТС" застрахует груз за 0,8% от суммы страховки, страхуют грузы и на "Транскарго".
К достоинствам складов можно отнести возможность разгрузить машину в любое время суток или по крайней мере предоставить охраняемую стоянку, если грузовик пришел на склад ночью. Как ни странно, такую услугу предоставляют только несколько складов ("Техноторгсервис", "Молком"). На "Транскарго" подобная услуга должна быть внесена в договор, в противном случае машине придется ночевать на улице.
На этом набор дополнительных услуг исчерпывается. Надо отметить, что складов, которые могут обеспечить выполнение подобных требований, не так уж много, а если точнее — единицы. По мнению как самих таможенников, так и импортеров безусловными лидерами в складском бизнесе являются "Молком", "Москва Cash & Carry Можайск", "Steepler Terminal-7", "Техноторгсервис", "Ирбис" и "Бутово". Правда, "Бутово" пользуется меньшей популярностью у импортеров — там частенько пропадали товары, случались и налеты.
Таможни частенько проверяют работу складов, и причин для этого достаточно — по данным таможни, да и по рассказам самих владельцев складов случаи нарушения таможенных правил и контрабанда на складах — отнюдь не редкость.
При этом "оригинальных" нарушений на складах нет, все скучно: классификация товаров не своим наименованием (например, вместо сумок-холодильников декларировали просто сумки), использование фиктивных адресов (был случай, когда по адресу фирмы-получателя нашли Троекуровское кладбище). Нередки случаи, когда товар, по документам числящийся на складе, уже отбыл в неизвестном направлении...
На одном оригинальном способе "сэкономить на налогах" следует остановиться поподробнее. Практически все владельцы складов, да и сами таможенники отмечают частые случаи, когда машины приходят на склад "недогруженными". Составляется, как и положено, коммерческий акт о недогрузе, а владелец, заручившись подтверждением грузоотправителя о том, что "недогруз" произошел по его вине, ввозит в счет уже уплаченных налогов якобы недостающий товар.
Не даром счет одних только заявок на открытие таможенных складов почти достиг двух сотен. По данным таможенников, эксплуатация таможенных складов по привлекательности занимает третье место после рекламного дела и туризма. Действительно, как свидетельствует практика и показывают расчеты, срок окупаемости затрат на строительство таможенного склада едва превышает полгода. (Затраты на строительство "под ключ" склада площадью 5000 м2, офиса и вспомогательных служб составят не менее $3,5 млн; при арендной ставке $1 за 1 м2 срок окупаемости такого склада составит 7,2 месяца. На открытие склада площадью 1000 м2 потребуется $1 млн, которые вернутся через 6,7 месяца). При практически одинаковых сроках окупаемости решающее значение имеет размер первоначальных вложений и последующей прибыли. Крупный склад будет приносить большую прибыль за счет более широкого комплекса услуг.
Правда, рекордных сроков окупаемости можно добиться, если не реинвестировать прибыли и строить за свой счет. Но надо учесть следующий источник убытков: практически все таможенные склады жалуются, что арестованные таможнями грузы (площади для их хранения склады выделяют безвозмездно) находятся там по нескольку лет. По признанию директора одного из складов, он теряет на этом ежемесячно около 5 млн рублей.
Стоит, впрочем, отметить, что несмотря на быстрый прирост складских площадей в последнее время удовлетворить потребности импортеров нынешняя складская система не в состоянии.
Расчеты показывают, что явно не хватает специализированных складов, в частности холодильников. В Москве есть только один таможенный склад — холодильник, АО "Меридиан". Прочие язык не повернется назвать складом-холодильником (стоит один-два агрегата, да и те... — владельцы склада не в состоянии создать необходимые условия хранения для скоропортящихся товаров), а хранится там все что угодно, только не куриные окорочка — итальянская обувь, китайские игрушки и.т.д. Кстати, "Меридиан" загружен далеко не полностью. Создан он на базе рыбного хладокомбината, а рыба, известное дело, продукт особый — недружественный к прочим.
Похоже обстоят дела и с другими специализированными складами. В Мытищах склад по хранению оружия — Dana Intl., но опять-таки на Москву одного склада с такой специализацией недостаточно. А вот складов по хранению драгоценных металлов и камней, складов-резервуаров для хранения нефти и бензина нет вообще, зато есть потребность в них. А вот проблему хранения компьютеров и автомобилей можно считать решенной — складов с такой специализацией более чем достаточно: Steepler Terminal-7, IBM (компьютеры), ЛогоВАЗ, "Сиаз", "Рольф" (автомобили).
Дефицит складских площадей для хранения ряда товаров объясняется не только естественными причинами (неразвитостью сети в целом), но и обстоятельствами, которые скорее можно отнести к разряду искусственно созданных. В первую очередь в этой связи можно упомянуть ситуацию с хранением подакцизных товаров — сигарет и алкоголя. Процедура их таможенного оформления сложнее, чем других товарных групп, и владельцы складов предпочитают просто не связываться с такого рода грузами.
Впрочем, проблема создания специализированных складов для хранения подакцизных товаров, возможно, будет в ближайшее время решена . Есть и еще причина искусственного дефицита складских площадей в Москве: по указанию московского таможенного управления, товар может быть помещен только на склад округа, в котором зарегистрирована фирма-получатель. Ясно, что в Центральном округе, например, складов явно хватать для всех не будет, а как быть импортеру, если фирма зарегистрирована в Центральном округе, офис находится в Западном, а склад в Восточном? Не надо забывать и о запрете московских властей на въезд большегрузных машин в центр города. Таможенники считают решение московского управления не совсем логичным, но в Москве отменять пока не собираются — если импортер сможет предоставить таможне веские доказательства необходимости размещения товара на складе другого округа, она, как правило, разрешает переадресовку товара на удобный импортеру склад. Правда требует это дополнительного времени и нервов.
Большинство складов в Москве расположены в специально построенных зданиях и, соответственно, могут обеспечить нормальные для условия хранения грузов, но встречаются и приспособленные помещения — бывшие гаражи, промышленные холодильники. Однако оборудование даже на специально построенных складах оставляет желать лучшего. Как правило, отсутствуют системы контроля за влажностью и температурой, а под созданием "оптимального режима хранения" понимается чаще поддержание комнатной температуры. Справедливости ради надо отметить, что практически все склады отапливаются.
Товары часто хранятся навалом: машинное масло соседствует с бутербродным, никаких специально приспособленных помещений для тех товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения нет (что, кстати сказать, является нарушением положения о таможенных складах). Почти везде плохо с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а замена дизельных погрузчиков бригадой не совсем трезвых рабочих может весьма плачевно сказаться на сохранности товара.
Отнюдь не редки и случаи воровства. Система охраны зачастую сводится к ночной сигнализации на случай взлома да паре милиционеров у ворот. Правда, есть и приятные исключения.
Что касается охраны груза, то лучше выбирать такой склад, на территорию которого даже хозяин товара может попасть только по пропуску, а туда, где хранится его товар — в сопровождении таможенника. Иначе сохранность товара не гарантирована. Лучше всего, когда склад охраняет не милиция, а частное охранное агентство.
Скорость оформления груза на крупных складах часто зависит от того, сколько машин может принять и разгрузить склад. Нормальным оборотом для крупных складов считается прием и выпуск 10-15 грузовиков в день и оформление порядка 150-200 деклараций в месяц. Впрочем, работают все по-разному, например, на "Молкоме" ежедневно обслуживают порядка 50 машин и оформляют до 60 деклараций, не создавая очереди.
Из дополнительных услуг особое внимание стоит обратить на одну: предлагает ли склад транспортно-экспедиционное обслуживание. Как ни странно, привезти груз из Шереметьева в город — проблема: доставка грузов между таможнями должна осуществляться по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а устное указание руководства московского управления не рекомендует таможенным постам применять манифесты ВТТ.
Ну а если не устраивает цена, или сервис, или и то и другое? Остается третий путь — "самообслуживание". Как правило, открывать собственные склады предпочитают в основном западные фирмы, смущающиеся от сервиса на большинстве московских складов. Сами же владельцы российских складов признают, что уровень сервиса оставляет желать лучшего. Не раз приходилось отказываться от выгодных предложений иностранных фирм, пожелавших арендовать складскую площадь: склад просто не в состоянии выполнить их требования. Сами же иностранцы по закону не могут открыть в России таможенный склад, дабы создать себе привычные условия; а вот создать совместное предприятие или полностью арендовать склад у фирмы-владельца им никто запретить не может. Да и сами таможенники не отрицают, что такая практика среди инофирм весьма популярна — Le Monti, Mersedes, Olivetti, UPS, Kalinka-Stockmann, Opel, "Пея-холдинг", "Москва Cash & Carry Можайск" либо обзавелись СП, либо полностью арендуют склады под собственные нужды; на стадии открытия находится склад Sadko Arcada. Более того, инофирмам даже выгодно открывать собственные склады, потому что таможенный комитет допускает при создании складов закрытого типа некоторые отступления от правил.
В остальных же случаях (если не удалось создать СП) инофирмы кочуют со склада на склад в поисках подходящих условий: примером тому небезызвестный Masterfoods, не так давно перешедший с "Транскарго" на "Техноторгсервис". И не он один: с "Транскарго" также ушли Sadko Arcada и Irish House.
Среди российских импортеров практика "самообслуживания" пока мало популярна, но в последнее время по этому пути пошли некоторые крупные московские магазины, а также оптовые торговые дома, работающие по принципу "поставка товара со склада в течение дня". Подобным образом поступила международная ассоциация "Кентавр", работающая по принципу cash & carry — у нее два таможенных склада. Свой склад есть и у Steepler, причем один из лучших в Москве.
3.2 Анализ судебной практики по применению таможенного режима «таможенный склад»
Согласно ч. 3 ст. 16.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ, незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с возможной конфискацией.
Магаданская таможня возбудила дело об административном правонарушении в отношении юридического лица по факту не завершения в установленные сроки таможенного режима. Запасные части для морского судна стоимостью более восьми тысяч долларов США были помещены юридическим лицом на таможенный склад в городе Магадане еще в январе 2006 года. Сроки хранения товаров под данным режимом не должны превышать трех лет. Магаданская таможня в виду того, что запчасти уже три года хранятся на складе, намерена направить дело в суд для применения санкции в виде конфискации данного товара.
Кроме того, три года назад на Минераловодскую таможню из Германии прибыла иномарка, предназначенная некоему Г. По заявлению получателя груза срок временного хранения автомобиля на таможенном складе был продлен до двух месяцев. Когда срок истек, сотрудники таможни уведомили владельца о необходимости забрать свое имущество. Однако по неизвестным причинам мужчина тянул резину, в связи с чем в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении. Но даже после этого Г. иномарку не забрал. Поэтому минераловодский межрайонный транспортный прокурор направил в суд заявление о признании автомобиля бесхозяйным и передаче его в собственность РФ.
Своеобразные отношения сложились у нас между Гродненской областью и столицей. Целый ряд предприятий этого западного региона Беларуси постоянно пользуются льготами из Минска. Президент даже подписал указ № 451 «Об освобождении организаций Гродненской области от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе и реализации сельскохозяйственной техники и оборудования». Конфликт по поводу данной техники может привезти к изменению режима «таможенного склада» в Беларуси и резкому ухудшению условий торговли.
Почти три года назад в Гродненскую область была завезена крупная партия с/х техники: комбайны, косилки, ворошилки, тракторы, краны и другая техника известных иностранных производителей – всего более 150 единиц. Ввезли под устную договоренность с самим главой государства: мол, ввезем, а потом все подкрепим соответствующими документами. Таможня, как ей и полагается, поместила с/х технику в режим «таможенного склада», потому что никакого официального документа (указа президента или постановления правительства) не было. Пришла пора идти в поля – а техника пылится на складах. Законодательная машина по неизвестным причинам дала сбой. Тут в нашей истории наступает самое непонятное.
Технику без уплаты НДС и таможенных пошлин выпускают-таки в режим свободного обращения, т. е. раздают по с/х предприятиям области. По одной версии это было сделано по звонку из Минска (с самого высокого кабинета), по другой – из Гродненского облисполкома. Маловероятно, чтобы начальство таможни само решилось на явное нарушение закона по договоренности только лишь с местным начальством.
Техника успешно отработала в полях. Гродненщина поддержала реноме лидера с/х производства. Чиновники отчитались за рост валовых показателей. Только таможенники и контролеры не до конца разделяли радость с/х побед. Предстояли выяснения причины того, почему импортная с/х техника, ввезенная на территорию страны хозяйствами Гродненской области, эксплуатировалась без уплаты налогов в течение двух лет. Странным образом глава государства на следующих же день подписал указ об освобождении этих предприятий от уплаты обязательных платежей в бюджет, прикрыв тем самым руководство области. За подобные преступления частные компании давно были бы разорены, а их руководители могли бы угодить за решетку за нанесение стране ущерба в особо крупных размерах. В ситуации в с/х техникой для Гродненщины очевидно вопиющее нарушение целого ряда законов и кодексов.
После проверки документов ФТС было выяснено,что вся эта техника помещалась при ввозе в страну в режим «таможенного склада». Казалось бы, надо искать виновных среди тех, кто нарушил этот режим. Но потом выясняется, что данная импортная техника находилась на складах самих же предприятий, которым она предназначалась. Опять же в этом нет никакого криминала. Предприятие может создать у себя таможенный склад, если таковой удовлетворяет установленным требованием. При подготовке указа президента № 211 от 4.05.2004 «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров», все «бились за прозрачность лишь одного таможенного режима «временный ввоз». Относительный порядок был наведен. Таможня воспользовалась другим режимом – «таможенный склад». И вновь продолжается «химия». Можно подумать, что таможенники Гродненщины вступили в преступный сговор с руководителями с/х предприятий, чтобы вовремя засеять, а потом и убрать урожай, затем его продать «на лево», а деньги поделить между собой. Понятое дело, если бы речь шла о частной фирме и одной единице техники. Здесь же на лицо системное, крупномасштабное нарушение. В нем ФТС выступает в роли передаточного механизма, инструмента для выполнения воли минского и гродненского начальства. Понять взаимосвязь между данным конкретным нарушением закона и качеством автомобилей и коттеджей у таможенников очень сложно.
Если стандартный режим «таможенный склад» все-таки будет изменен, то белорусскую внешнюю торговлю в наступающем году ждут далеко не лучшие времена.
Заключение
В курсовой работе был проведен анализ применения таможенного режима «Таможенный склад». Можно сделать вывод о том, что роль таможенных режимов в сфере регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в процессе ВТД очень значительна. Правильное применение таможенных режимов и соблюдение всех установленных ими запретов и ограничений наряду с выполнением функций таможенных режимов - экономической, регулятивной и правоохранительной - способствуют развитию промышленности РФ, укреплению ее экономического роста, созданию рабочих мест, и как следствие - повышение уровня жизни населения нашей страны.
В практике внешней торговли в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом распорядиться ввозимыми товарами. Помещение их на таможенный склад облегчает осуществление внешнеторговых операций, поскольку позволяет коммерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу и реализацией его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами.
Многообразие видов таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством РФ, позволяет выявить и оценить эффективность государственного воздействия на развитие внешнеэкономической деятельности в России. Эти задачи можно решить с помощью изучения содержания и условий применения отдельных таможенных режимов, являющихся инструментами таможенной политики нашего государства.
Судебная практика является одним из критериев оценки эффективности деятельности таможни, индикатором состояния законности.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что знание таможенного законодательства, умение правильно применять его на практике, умение правильно выбрать таможенный режим, позволят существенно сократить время на прохождение таможенных процедур и уменьшить материальные издержки на них, что позволит увеличить прибыль, и в целом позволит повысить эффективность работы предприятия.
Список используемой литературы
1. Таможенный кодекс Российской Федерации . -М. : Проспект, 2008 - 272 с.
2. Приказ ФТС от 25.02.2004 №236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада».
3. Таможенные режимы по российскому законодательству: Обзор и Определения// Закон- 2006 - №6 с 5-12
4. Выбор таможенного режима и таможенный контроль/ Истомин // Закон- 2008- №2 с 136-140
5. Шестакова.,Режим таможенного склада // Деловой мир-1994-№266 Прил: с 6- (Право и экономика)
6. www.interlaw.ru
7. www.customs.ru
8. www.minfin.ru
9. www.alta.ru
40