Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение таможенного контроля.
Для изучения данной проблематики были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение понятия таможенного контроля. Объект, предмет принципы и формы таможенного контроля.
Основания и порядок проведения таможенного контроля в целом и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ,
И ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………………...4
Понятие и объект таможенного контроля…………………………..4
Принципы таможенного контроля…………………………………...8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ……………………………………….…12
2.1. Формы таможенного контроля……………………………………...12
2.2. Порядок проведения процедуры
таможенного досмотра товаров и транспортных средств…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..23

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТАМ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ,

И ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………………...4

    1. Понятие и объект таможенного контроля…………………………..4
    1. Принципы таможенного контроля…………………………………...8

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ……………………………………….…12

2.1. Формы таможенного контроля……………………………………...12

2.2.  Порядок проведения процедуры

таможенного досмотра товаров и  транспортных средств…………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению.

Таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль над провозом грузов (в том числе багажа и  почтовых отправлений) через границу  и взимание установленных пошлин и иных сборов с этих товаров.

Основные усилия таможенной службы направлены на создание благоприятных условий осуществления торгово-экономических операций для участников внешнеэкономической деятельности, на совершенствование механизмов и технологий таможенного оформления и контроля, на полное и своевременное взимание установленных платежей и перечисление их в республиканский бюджет, пресечение попыток нарушения таможенного законодательства, борьбу с контрабандой, защиту потребительского рынка.

Субъекты внешнеэкономической  деятельности, физические лица неизбежно сталкиваются с проблемами, связанными с помещением своих товаров под определенные таможенные процедуры.

Тема настоящей работы – Таможенный контроль. Тема интересна и весьма актуальна.

Цель работы – изучение таможенного  контроля.

Для изучения данной проблематики были поставлены следующие задачи:

Рассмотрение понятия таможенного  контроля. Объект, предмет принципы и формы таможенного контроля.

Основания и порядок проведения таможенного контроля в целом и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в частности.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, И

ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

    1.  Понятие и объект таможенного контроля

   Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.1

В теории таможенного права некоторые авторы помимо этого значения указывают и на иные значения термина «таможенный контроль».

В частности, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский под таможенным контролем понимают «сквозной» феномен», заслуживающий выделения в самостоятельную отдельную часть таможенного дела и таможенного права»2.

И.В. Тимошенко понимает под таможенным контролем «одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации»3.

Особой позиции придерживается А.Н. Козырин, полагающий, что таможенный контроль — это «один из ключевых институтов таможенного права» и одновременно «является одной из важнейших функций таможенных органов»; однако он не проводит разграничения между двумя значениями термина «таможенный контроль»4.

О.Ю. Бакаева считает таможенный контроль «одним из основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства Российской Федерации»5.

Правовая основа таможенного контроля закреплена в ст. 358—400 ТК РФ. В ст. 11 (подл. 19 п. 1) ТК РФ приведено определение понятия «таможенный контроль»: это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Оно фактически не отличается от определения, приводившегося в Таможенном кодексе РФ 1993 г. (п. 16 ст. 18).6

Таможенный контроль проводится исключительно  таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), нормы  которого имеют прямое действие. В  его основу заложены положения Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный союз - это  форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза).

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

ТК ТС установлено, что  все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные положениями ТК ТС и законодательством стран участниц ТС, где производится таможенное оформление.

Цель таможенного контроля состоит  в проверке соблюдения законности перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.7

В качестве объекта таможенного  контроля следует выделить государственные  интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками Внешнеэкономической деятельности положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

В зависимости от того, на что непосредственно  направлена проверочная деятельность таможенных органов, выделяют следующие  предметы таможенного контроля:

- товары и транспортные средства (перемещаемые, либо перемещенные  через таможенную границу РФ);

- документы и сведения, необходимые  для таможенных целей;

- предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен  на таможенные органы.

Последний из вышеперечисленных предметов  таможенного контроля отражает одну важную его особенность - случаи, непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).

Документы, необходимые для таможенного  контроля могут рассматриваться  в качестве предметов контроля как  при оформлении перемещаемых товаров  и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:8

- документы, необходимые для  таможенного оформления и контроля;

- документы, необходимые для  контроля (надзора).

В качестве средств проведения таможенного  контроля следует  рассматривать:

—  технические  средства  таможенного  контроля  (пункт   1

ст. 388 ТК РФ);

—  морские  (речные)  и  воздушные  суда  таможенных  органов

(пункты 2, 3 ст. 388 ТК РФ);

— информационные ресурсы таможенных органов (ст. 425, 387,

абзац 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ);

—  поисковых  собак.9

Таким образом, таможенный контроль как  проверка – это осуществляемая таможенными  органами РФ проверка перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

1.2. Принципы таможенного контроля

 

 

Статья 358 ТК РФ устанавливает следующие принципы проведения таможенного контроля.

"1. При проведении  таможенного контроля таможенные  органы исходят из принципа  выборочности и, как правило,  ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм  таможенного контроля используется  система управления рисками. При  этом под риском понимается  вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.10

Система управления рисками  основывается на эффективном использовании  ресурсов таможенных органов для  предотвращения нарушений таможенного  законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением  от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие  важные интересы государства,  обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

3. Таможенные органы  применяют методы анализа рисков  для определения товаров, транспортных  средств, документов и лиц,  подлежащих проверке, и степени  такой проверки.

4. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

5. В целях совершенствования  таможенного контроля федеральная  служба, уполномоченная в области  таможенного дела, сотрудничает  с таможенными органами иностранных  государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Предполагает взаимодействие российских таможенных органов с  таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению  неправомерных деяний подконтрольных  субъектов, заключения  с ними соглашений о взаимной помощи, информированию  и консультированию по отдельным  проблемам.

6. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного  дела, и другие таможенные органы  в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

7. Таможенный контроль  проводится исключительно таможенными  органами в соответствии с  настоящим Кодексом".

Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить  контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы  таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной конвенции  по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция; в ред. 1999 г.), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. 11

Согласно Конвенции  при выборе формы таможенного  контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Принципы управления рисками, под которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных  методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.

        Основываясь на принципах построения, средства управления рисками обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволяет таможенным органам:

Информация о работе Таможенный контроль