Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:43, реферат
Актуальность темы исследования. В мировой торговле уже многие годы происходит бурный рост, вызванный диверсификацией хозяйственных связей, повышением темпов производства, увеличением товарного ассортимента, углублением международного разделения труда и транснациональной кооперации. Развиваются логистические цепи - пути доставки товаров от производителей до посредников и потребителей становятся все более эффективными. В этих условиях важнейшей задачей государства является обеспечение экономической безопасности. Ведущую роль в решении этой задачи играет таможенный контроль.
В то же время активная интеграция России в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты способствуют сокращению сроков и объемов таможенных процедур, изменению подхода к организации и проведению таможенного контроля. Реализация международных норм и стандартов, заложенных в Таможенном кодексе РФ, привела в России к изменениям таможенных процедур на этапе оформления товаров, а именно: среднее время таможенного оформления сократилось более чем в 3 раза, в том числе за счет сокращения объема таможенного контроля. Предусматривалось, что часть контрольных мероприятий должна осуществляться после выпуска товаров в обращение на территорию России. Однако в связи с отсутствием четкого механизма и методик проведения посттаможенного контроля его результативность находится на низком уровне. Свидетельством этому служит тот факт, что, по данным ФТС России, не менее 10 процентов внешнеторгового оборота находится в тени.
Введение
Актуальность темы исследования. В мировой
торговле уже многие годы происходит бурный
рост, вызванный диверсификацией хозяйственных
связей, повышением темпов производства,
увеличением товарного ассортимента,
углублением международного разделения
труда и транснациональной кооперации.
Развиваются логистические цепи - пути
доставки товаров от производителей до
посредников и потребителей становятся
все более эффективными. В этих условиях
важнейшей задачей государства является
обеспечение экономической безопасности.
Ведущую роль в решении этой задачи играет
таможенный контроль.
В то же время активная интеграция России
в мировое сообщество и переход на международные
нормы и стандарты способствуют сокращению
сроков и объемов таможенных процедур,
изменению подхода к организации и проведению
таможенного контроля. Реализация международных
норм и стандартов, заложенных в Таможенном
кодексе РФ, привела в России к изменениям
таможенных процедур на этапе оформления
товаров, а именно: среднее время таможенного
оформления сократилось более чем в 3 раза,
в том числе за счет сокращения объема
таможенного контроля. Предусматривалось,
что часть контрольных мероприятий должна
осуществляться после выпуска товаров
в обращение на территорию России. Однако
в связи с отсутствием четкого механизма
и методик проведения посттаможенного
контроля его результативность находится
на низком уровне. Свидетельством этому
служит тот факт, что, по данным ФТС России,
не менее 10 процентов внешнеторгового
оборота находится в тени.
Для изменения ситуации в Концепции развития
таможенных органов Российской Федерации
определено одним из приоритетных направлений
-усиление таможенного контроля после
выпуска товаров в обращение на таможенную
территорию Российской Федерации, что
будет способствовать целостности контрольных
действий таможенных органов и улучшит
дисциплину по соблюдению налогового
и таможенного законодательства
4
участниками ВЭД. При этом для качественного
проведения посттаможенного контроля
должен быть разработан соответствующий
научно-методический аппарат.
Недостаточная изученность и отсутствие
методик, обеспечивающих осуществление
посттаможенного контроля, возросшая
практическая необходимость повышения
результативности его проведения обусловили
актуальность исследования.
Степень разработанности темы. Анализ
исследований в области теории и практики
проведения финансового контроля показал,
что в настоящее время вопросы организации,
регулирования и проведения контрольной
деятельности, ее дальнейшее совершенствование
в России в условиях формирования рыночной
экономики находятся в центре внимания
целого ряда представителей науки и практики,
а именно: В.В. Бурцева, Е.М. Гутцайта, Ю.А.
Данилевского, Л.А. Поповой, Г.М. Пупко,
В.П. Суйца, А.Д. Шеремета, СМ. Шапигузова,
СО. Шохина и др. Однако работы перечисленных
авторов имеют преимущественно теоретический
характер.
В период бурного развития внешнеэкономической
деятельности актуализировались проблемы
совершенствования форм и методов таможенного
контроля. Теоретические и практические
аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности стали объектом исследований
российских ученых, в том числе СВ. Карамзина,
Н.М. Блинова, Л.А. Лозбенко, Е.П. Луневой,
В.В. Макрусева, В.Ю. Мелихова, Г.Г. Мокрова,
В.В. Соловьева и др.
Несмотря на значительную теоретическую
и методологическую базу, вопросы посттаможенного
контроля являются наименее изученными.
Объектом исследования является таможенный
контроль.
Предмет исследования - методическое обеспечение
посттаможенного контроля.
Цель исследования заключается в повышении
результативности таможенного контроля.
5
Научная задача исследования состоит
в развитии научно-методического аппарата
посттаможенного контроля.
Решение общей научной задачи, как показали
проведенные в диссертации исследования,
обеспечивается решением частных задач.
1. Определение роли и места посттаможенного
контроля в системе государственного
контроля.
2. Анализ методических основ посттаможенного
контроля в России и за рубежом, выявление
их недостатков.
3. Разработка направлений совершенствования
методических основ посттаможенного контроля.
4. Совершенствование посттаможенного
контроля на базе новых принципов его
организации.
5. Разработка методик посттаможенного
контроля:
- методики оценки деятельности складов
временного хранения;
- методики оценки участников ВЭД, претендующих
на применение специальных упрощенных
процедур;
- методики определения перечня участников
ВЭД, в отношении которых проверка при
таможенном оформлении проводится не
в полном объеме.
Теоретическую основу исследования составили
положения научных трудов отечественных
и зарубежных ученых-экономистов в области
теории государственного финансового
контроля, таможенного контроля, управления
народным хозяйством, аудита. При работе
над диссертацией соискатель опирался
также на положения Киотской конвенции,
Концепции развития таможенных органов
Российской Федерации, законодательных
актов, нормативных правовых документов
таможенных органов.
Методологическую основу исследования
составили общенаучные и специальные
методы: логическое моделирование, сравнительный
анализ и синтез, а также метод экспертного
ранжирования факторов.
6
Информационной базой исследования послужили
нормативные правовые акты России, статистические
и аналитические материалы ФТС России,
Минэкономразвития России, справочные
сведения о работе подразделений таможенной
инспекции, монографии, статьи, научные
отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих
научно-исследовательских центров, вузов,
издательств России, ассоциаций, материалы
научных конференций.
Научная новизна результатов заключается
в разработке теоретических положений,
принципов и методик посттаможенного
контроля, основанных на принципах и аналитических
процедурах аудита, обеспечивающих повышение
качества и результативности таможенного
контроля после выпуска товаров на территорию
России.
Наиболее существенные новые научные
результаты, полученные лично автором
и выносимые на защиту.
1. Понятийный аппарат посттаможенного
контроля, включающий понятие «таможенный
аудит».
2. Механизм посттаможенного контроля,
созданный на базе предложенных принципов
организации и с учетом зарубежного опыта.
3. Комплекс методик посттаможенного контроля,
включающий:
- методику оценки деятельности складов
временного хранения;
- методику оценки участников ВЭД, претендующих
на применение специальных упрощенных
процедур;
- методику определения перечня участников
ВЭД, в отношении которых проверка при
таможенном оформлении проводится не
в полном объеме. Комплекс методик отличается
единым подходом к проведению посттаможенного
контроля, позволяет сделать таможенным
органам научно обоснованный вывод о сокращении
для участников ВЭД объема таможенных
процедур, оценить деятельность участников
ВЭД и складов временного хранения.
7
Теоретическая значимость результатов
исследования заключается в формировании
теоретических положений и методических
основ посттаможенного контроля с учетом
отечественного и зарубежного опыта, которые
могут быть применены для дальнейших исследований
по повышению эффективности посттаможенного
контроля.
Практическая значимость. Разработанные
в настоящей диссертации методики способствуют
решению определенных Концепцией развития
таможенной службы Российской Федерации
задач в части усиления посттаможенного
контроля товаров и повышения эффективности
таможенного администрирования.
Методика оценки деятельности складов
временного хранения позволяет таможенным
органам:
1) осуществлять отбор владельцев СВХ,
у которых подлежит отзыву Свидетельство
владельца СВХ;
2) обосновывать частоту проведения проверок
СВХ;
3) объективно осуществлять отбор СВХ,
подлежащих акционированию государством.
Методика оценки организаций, претендующих
на применение специальных упрощенных
процедур, позволяет сделать научно обоснованное
заключение о возможности участником
ВЭД в случае установления специальных
упрощенных процедур таможенного оформления
надлежащим образом исполнять свои обязанности.
Методика определения перечня участников
ВЭД, в отношении которых проверка при
таможенном оформлении проводится не
в полном объеме, позволяет таможенным
органам сделать аргументированный вывод
о возможности включения участников ВЭД
в указанный перечень.
Содержащиеся в работе теоретические
выводы и научно-практические рекомендации
могут быть использованы:
- в деятельности ФТС России при организации
работы подразделений, осуществляющих
посттаможенный контроль;
8
- при подготовке специалистов в области
таможенного дела в рамках учебного процесса
Российской таможенной академии и других
высших учебных заведений, а также для
повышения квалификации должностных лиц
таможенных органов.
Внедрение результатов диссертационного
исследования позволит таможенным органам
повысить результативность их деятельности
за счет сокращения объемов таможенных
процедур в отношении добросовестных
участников ВЭД и усиления таможенного
контроля в отношении организаций, в чьих
действиях существует высокая вероятность
нарушения законодательства.
Результаты данного исследования могут
быть учтены при подготовке нормативных
актов в области таможенного законодательства,
аудита, использованы в работе не только
таможенными, но и налоговыми органами,
аудиторскими организациями при подготовке
внутрифирменных стандартов аудита для
предприятий, осуществляющих ВЭД.
Апробация и внедрение результатов. Основные
положения диссертационного исследования
докладывались на следующих конференциях
и научно-практических семинарах: «Таможня
- 2004: сквозь призму экономики и права»
(ноябрь 2004 года), «Основные аспекты развития
таможенного дела на современном этапе»
(ноябрь 2005 года).
Результаты исследования реализованы:
- в Домодедовской таможне и могут быть
рекомендованы для использования на практике
в других таможенных органах при проведении
посттаможенного контроля в отношении
организаций, имеющих отношение к перемещению
товаров через таможенную границу, что
позволит таможенным органам повысить
результативность своей деятельности;
- в Домодедовской таможне при проведении
учебных занятий в группах дополнительного
профессионального образования;
9
- в ГОУ ВПО «Российская таможенная академия»
при проведении учебных занятий по дисциплине
«Организация и проведение проверок финансово-хозяйственной
деятельности участников ВЭД».
Публикации. По теме диссертации автором
опубликованы 4 работы в сборниках и научных
изданиях. Общий объем публикаций - 2,0 п.л.
Объем и структура исследования. Диссертация
выполнена на 151 странице машинописного
текста, в работе 10 таблиц, 7 рисунков.
Во введении обоснована актуальность
темы исследования, сформулированы его
цель и задачи, раскрыта степень изученности
проблемы, определены предмет и объект
исследования, научная новизна и практическая
значимость результатов исследования.
В первой главе «Методические основы посттаможенного
контроля в России» проанализирована
роль и определено место посттаможенного
контроля в системе государственного
контроля. Исследованы методические основы
посттаможенного контроля в России и за
рубежом, выявлены их недостатки. В результате
предложены основные принципы посттаможенного
контроля, определены основные направления
совершенствования посттаможенного контроля.
Во второй главе «Совершенствование методических
основ посттаможенного контроля» разработан
механизм посттаможенного контроля, его
ключевые элементы. Предложена новая форма
таможенного контроля, основанная на процедурах
аудита. Раскрыта ее экономическая сущность,
определены отличительные черты, разработан
механизм реализации.
В третьей главе «Разработка методик посттаможенного
контроля» разработаны методики посттаможенного
контроля. Методики позволяют проводить
оценку возможности применения специальных
упрощенных процедур участниками ВЭД;
формировать перечень организаций, в отношении
которых проверка при таможенном оформлении
проводится не в
10
полном объеме; проводить оценку деятельности
складов временного хранения. Разработаны
предложения по их применению.
В заключении сформулированы основные
выводы и предложения по результатам диссертационного
исследования.
и
Глава 1. Методические основы посттаможенного
контроля в России
/./. Роль и место посттаможенного контроля
в системе
государственного контроля
Проведение экономических реформ в России
привело к глубоким общественно-хозяйственным
изменениям. За исторически короткий промежуток
времени возродилась частная собственность,
сложился рынок труда, практически полностью
перестроилась финансовая система; кардинально
изменилась роль государства в процессе
развития национальной экономики.
Вместе с тем отсутствие правильной и
четкой стратегии реформирования органов
контроля, непоследовательность действий
и прямые ошибки привели к ликвидации
старой системы и созданию малоэффективной
новой системы государственного контроля
в Российской Федерации.
По данным Главного контрольного управления
Президента Российской Федерации (ПСУ)1,
одним из недостатков финансово-контрольной
работы органов исполнительной власти
является непринятие должных мер по исполнению
доходной части бюджета. Особо подчеркивается,
что Минфин России, ФНС России, ФТС России
и их территориальные органы, недостаточно
используют предоставленные им полномочия
по выявлению и пресечению имеющихся нарушений.
Их деятельность плохо скоординирована,
сфера компетенции четко не разграничена.
Поэтому одной из самых острых финансовых
проблем является неудовлетворительное
выполнение налогового законодательства,
в том числе таможенными органами.
По результатам проверок таможенных органов
Счетной палатой характерными нарушениями
являются:
1 Официальный сайт Управления делами
Президента Российской Федерации. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: www.udprf.ru.
2 Официальный сайт Счетной палаты Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www.ach.gov.ru.
12
- неэффективность использования бюджетных
средств;
- непринятие должных мер по контролю таможенной
стоимости, заявляемой участниками внешнеэкономической
деятельности (далее - ВЭД);
- нестыковки налогового и таможенного
законодательства, которые приводят к
недобору таможенных платежей;
- неразвитость контроля, осуществляемого
таможенными органами после выпуска товаров
в обращение на территории России, что
приводит к злоупотреблениям со стороны
участников ВЭД.
Свидетельством этого являются данные
зеркальной статистики. В 2005 году в нашу
страну было экспортировано товаров и
услуг на сумму 128 млрд. долл. США, тогда
как российская статистика импорта зафиксировала
лишь 98,3 млрд. долл. США. В Федеральной
таможенной службе разность объясняют
как занижением таможенной стоимости
товаров, так и расхождением методик учета:
российская статистика не учитывает мелких
челноков и автоперегонщиков3.
Таким образом, товары на сумму 29,7 млрд.
долл. США выпали из сферы контроля государства,
ориентировочная сумма неуплаченных таможенных
пошлин и налогов в бюджет России составила
около 9 млрд. долл. США, что составляет
10 процентов от перечисленных ФТС России
в 2005 году таможенных пошлин и налогов.
В результате при ослабленном таможенном
контроле на российский рынок проникают
недоброкачественные импортные товары,
зачастую происходит занижение таможенной
стоимости, что является прямой угрозой
финансовой безопасности государства.
Финансовая безопасность обуславливается
способностью государственных органов
решать определенные задачи в целях нейтрализации
угроз и обеспечения безопасного и эффективного
' Виртуальная таможня. [Электронный ресурс].
Режим доступа: www.vch.ru.
13
функционирования не только элементов
финансовой системы государства, но и
всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного
управления. Стержневым звеном финансовой
безопасности является бюджетно-налоговая
сфера - основа функционирования любого
государства. На рис. 1.1.1. представлена
декомпозиция понятия «финансовая безопасность».
Национальная безопасность
Финансовая безопасность Экономическая
безопасность
i
Функциональный уровень Безопасность
фондового рынка
X
Безопасность бюджетно-налоговой системы
Безопасность
кредитно-
банковской
системы
Безопасность
валютно-
денежной
системы
Внебюджетные фонды
Организационно-обеспечивающий уровень
Государственный уровень
Региональный уровень
Меры по снижению
уровня угроз
финансовой
безопасности
Рис. 1.1.1. Декомпозиция понятия «финансовая
безопасность»
От развития ситуации в финансовых сегментах
экономики, переплетенных между собой
многочисленными связями, прежде всего,
зависит стабильное и безопасное развитие
экономики.
Важной составляющей финансовой безопасности
является скоординированное развитие
всех основных сегментов финансового
рынка при одновременном балансе интересов
всех его участников. Именно баланс
14
интересов позволяет создать условия
для наибольшей устойчивости и достижения
полноты реализации всех основных функций
финансового рынка. В частности, необходимо
обеспечить баланс интересов таможенных
органов и участников ВЭД, который позволит
оптимально решать задачи контроля.
Для глубокого понимания сущности посттаможенного
контроля необходимо рассмотреть его
место в системе государственного контроля.
С точки зрения функционального характера
деятельности контроль разделяют на государственный,
независимый и общественный контроль.
Государственный контроль - это деятельность
законодательных, исполнительных, судебных
органов власти, заключающаяся в наблюдении
за объектом с целью проверки соответствия
наблюдаемого состояния объекта желаемому
и необходимому состоянию, предусмотренному
законами, положениями, инструкциями,
другими нормативными актами, а также
программами, планами, договорами, проектами,
соглашениями.
Государственный контроль вытекает из
сущности власти и государства. Он объективно
необходим. Без контроля нельзя обеспечить
компетентность и конкретность руководства.
Управлять конкретно - значит управлять
на основе достоверной информации, располагая
которой, можно своевременно заметить
ошибки и препятствия на пути к цели, преодолеть
их, скорректировать управление, приведя
его в соответствие с объективными изменениями,
выработать наиболее целесообразные решения
различных общих и специальных вопросов
государственной жизни. Без контроля нельзя
говорить о правильной перспективе в работе,
ибо, не зная состояния дел, реальности,
невозможно правильно предвидеть перспективы
развития, а не опираясь на предвидение,
- нельзя руководить. Хорошо налаженный
контроль играет большую роль в воспитании
кадров, повышении их ответственности
за порученное дело, борьбе с нарушениями
государственной дисциплины.
15
Таможенный контроль - совокупность мер,
осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного
законодательства Российской Федерации4.
Посттаможенный контроль -таможенный
контроль, осуществляемый после выпуска
товаров. Исходя из определения, посттаможенный
контроль является частью государственного
контроля.
По целевой направленности государственный
контроль подразделяют на общегосударственный,
отраслевой и специальный.
Специальный контроль возложен на специальные
инспекции, которые осуществляют проверку
соблюдения установленного порядка организации
и ведения тех или иных хозяйственных
операций, входящих в их компетенцию. По
целевой направленности посттаможенный
контроль является специальным контролем,
который осуществляют таможенные органы.
По субъектам контрольной деятельности
контроль подразделяется на вневедомственный
и ведомственный.
Посттаможенный контроль является вневедомственным
контролем, так как контрольные функции
осуществляются независимо от подчиненности
объекта проверки, его формы собственности,
деятельности в какой-либо отрасли экономики.
По характеру контрольных функций и сфере
их применения выделяют правовой, экономический
и производственно-технический контроль.
Экономический контроль - это контроль
со стороны государства за состоянием
экономической системы данной страны.
Он [экономический контроль] включает
в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный
и статистический контроль.
Государственный финансовый контроль
(далее - ГФК) - комплексная и целенаправленная
система экономико-правовых мероприятий
со стороны государственных органов по
проверке соблюдения финансового
4 Статья НТК РФ.
16
законодательства и финансовой дисциплины
всеми хозяйствующими субъектами в сфере
образования, распределения и использования
денежных средств.
Общеизвестно, что образование фондов
денежных средств государства и их использование
в процессе выполнения государственных
задач во многом происходят посредством
хозяйственной деятельности как государственных,
так и негосударственных организаций
(возникновение и исполнение налоговых
и иных финансовых обязательств перед
государством, расходование выделенных
государственных ресурсов конкретными
экономическими субъектами в процессе
реализации тех или иных программ и т.д.),
что, естественно, должно предусматривать
адекватную систему ГФК. Без преувеличения
можно сказать, что от эффективности ГФК
в конечном итоге зависят экономическое
благополучие и социально-политическая
стабильность государства.
Посттаможенный контроль является частью
государственного финансового контроля.
Так он направлен на контроль соблюдения
финансового законодательства и финансовой
дисциплины участниками ВЭД и организациями,
оказывающими услуги в этой сфере. Посредствам
таможенных органов в 2005 году сформировано
около 40 % доходной части консолидированного
бюджета России, а в 2006 году - уже около
45 %5, то есть осуществляется прямое воздействие
на бюджетно-налоговую сферу.
Место посттаможенного контроля в системе
государственного контроля представлено
на рис. 1.1.2.
Виды финансового контроля можно классифицировать
по разным критериям.
По субъектам контроля различают внутренний
и внешний контроль. Внутренний финансовый
контроль проводится внутренними службами
5 Официальный сайт Правительства Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www.government.ru.
17
предприятия (внутренними ревизионными
подразделениями, бухгалтерией), а внешний
финансовый контроль — государственными
финансовыми органами, правоохранительными
органами, ведомственными вышестоящими
Государственный контроль
Государственный экономический контроль
Государственный финансовый контроль
Таможенный контроль
Предварительный
таможенный
контроль
Текущий
таможенный
контроль
Посттаможенный контроль
Рис. 1.1.2. Место посттаможенного контроля
в системе государственного контроля
инстанциями, аудиторскими службами, экспертными
бюро, другими общественными объединениями.
Посттаможенный контроль является внешним
контролем.
По срокам проведения финансовый контроль
делится на предварительный, текущий и
последующий.
Предварительный контроль проводится
до совершения финансовых операций и имеет
важное значение для предупреждения финансовых
нарушений. Считается наиболее эффективным
видом контроля, так как имеет предупредительный
характер.
В программе развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004-2008 годы6 определено,
что одним из приоритетных направлений
совершенствования таможенного администрирования
является
6 Приказ ГТК РФ от 09.03.2004 №276 «О Целевой
программе развития таможенной службы
Российской Федерации на 2004-2008 годы».
часть из работы
2) наличии эффективных процедур санкционирования
операций. Для осуществления операций
необходимо наличие разрешения ответственных
лиц, выполнение всех формальностей;
3) своевременном надлежащем документировании
операций. При большом интервале времени
между совершением операции и фактом ее
учета возрастает вероятность ошибки;
1)
4) фактическом контроле за имуществом
и документацией, т.е. использовании технических
средств и процедур, предотвращающих утерю,
изъятие или неправомерное изменение
учетной документации;
5) осуществлении независимых проверок.
Это одна из функций внутреннего аудита.
При проверке следует изучить и понять
каждый из элементов системы внутреннего
контроля на данном предприятии. При этом
необходимо принять во внимание два аспекта,
а именно: какие конкретные методы и процедуры
предусмотрены на предприятии и применяются
ли они на практике?
В ходе исследования внутреннего контроля
необходимо принимать во внимание присущие
любой системе внутреннего контроля изъяны,
поскольку любая система не может быть
эффективной на 100 процентов. Наиболее
очевидное ограничение обусловлено необходимостью
удерживать в разумных, т.е. экономичных,
пределах затраты на проведение контрольных
процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались
несоразмерными по отношению к возможным
выявляемым убыткам, произошедшим из-за
ошибок или мошенничества. К числу факторов,
сдерживающих эффективность внутреннего
контроля, относятся: ориентация большей
части видов внутреннего контроля на ожидаемые
типы операций, а не на редкие операции;
возможность ошибки, которая может быть
допущена персоналом внутреннего контроля
вследствие небрежности, рассеянности,
заблуждения или неверного понимания
инструкций; вероятность того, что лицо,
ответственное за осуществление контроля,
может злоупотребить своим служебным
положением. Наконец, внутренний контроль
может быть обойден в результате тайного
мошеннического сговора ряда лиц как внутри
предприятия, так и за его пределами.
Однако, несмотря на присущие любой системе
контроля изъяны, наличие даже простых
видов контроля может способствовать
достижению проверяющим уверенности в
том, что все операции надлежащим образом
внесены в учетные регистры. При оценке
внутреннего контроля цель проверяющего
- определение уровня доверия, которое
он может оказать этому контролю, иными
словами - оценка эффективности. Результаты
исследования системы внутреннего контроля
влияют на определение типа, масштаба
и времени проведения аудиторских процедур,
т.е. соотношение результатов и затрат,
осуществление проверки за минимальное
время и с минимальными затратами.
После получения представления о структуре
системы внутреннего контроля проверяющему
необходимо оценить риск неэффективности
контроля. Дж. К. Робертсон предлагает
способ оценки сильных и слабых сторон
системы контроля. К сильным сторонам
он относит надежный и детальный контроль,
к слабым - недостаток или отсутствие контроля
в определенных областях.
Правилом (стандартом) аудиторской деятельности
"Изучение и оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля в ходе аудита"
рекомендуется использовать не менее
трех градаций (высокой, средней, низкой).
Выводы проверяющего по оценке внутреннего
контроля должны быть отражены в рабочих
документах. При проведении и документировании
можно использовать следующие формы:
- специально разработанные тестовые процедуры;
- перечни типовых вопросов для выяснения
мнения руководящего персонала и работников
бухгалтерии;
- специальные бланки и проверочные листы;
- блок-схемы и графики;
- перечни замечаний, протоколы или акты.
В таблице 2.3.1. приведена программа тестирования
бухгалтерского учета и внутреннего контроля
импортных торговых операций. Результаты
проведенного тестирования позволят проверяющему
сформировать мнение об эффективности
системы внутреннего контроля с помощью
шкалы оценок,
приведенной в таблице 2.3.2., разработанной
специалистами путем опытных исследований13.
Тесты оцениваются по трехбалльной шкале.
Это означает, что максимальная (эталонная)
степень эффективности системы внутреннего
контроля будет определяться как произведение,
полученное при умножении количества
вопросов на 3. Степень достоверности системы
внутреннего контроля может быть определена
степенью отклонения полученных результатов
оценок ответов от указанного эталонного
значения и будет рассчитываться как отношение
итоговой оценки, полученной в качестве
тестирования, к максимальной (эталонной)
степени эффективности в процентном отношении.
Таблица 2.3.1
Программа тестирования бухгалтерского
учета и внутреннего контроля
импортных торговых операций
№
а/а Тестируемый вопрос Оценка степени
надежности тести руемого вопроса
1 балл 2 балла 3 балла 1 Разработаны ли методические
рекомендации по соблюдению и проверке
законности импортных операций по участкам
ведения учета Нет Да, но не применяются
Да, применяются 2 Получает ли бухгалтерия
информацию о последних изменениях в законодательстве:
а) из компьютерных программ;
б) подписных изданий. Нет Да, получает
3 Есть ли в организации собственная юридическая
служба или организация прибегает к консультациям
сторонних юристов? Нет Консультации сторонних
юристов Собственная служба 4 Все ли импортные
контракты перед их подписанием изучает
юрист? Нет - Да 5 Контролируется ли соблюдение
сроков текущих валютных операций при
осуществлении предоплаты по импортным
контрактам? Нет Не всегда Всегда 6 Есть
ли в бухгалтерии специалист, занимающийся
налогами? Нет - Есть 7 Были ли в организации
налоговые проверки и каковы их результаты?
Определяется в зависимости от результатов
проверок 8 Есть ли в бухгалтерии специалист,
занимающийся таможенными платежами?
Нет Да
Продолжение таблицы 2.3.1
№ Тестируемый вопрос Оценка степени
надежности тестируемого вопроса п/п 1
балл 2 балла 3 балла 9 Прибегает ли организация
к услугам таможенного брокера или самостоятельно
занимается вопросами таможенного оформления
товаров? Услуги
таможенного
брокера Самостоятельно 10 Есть ли в организации
назначенные приказом лица, осуществляющие
проверку и утверждение произведенных
таможенных и налоговых расчетов? Нет
Да 11 Были ли случаи предъявления к организации
претензий или исков о нарушении нормативно-правовых
актов, действующих в Российской Федерации?
Да Нет 12 Ведется ли контроль за импортными
товарами по этапам движения? Нет Не всегда
Да 13 Проводится ли инвентаризация товаров
во всех местах их хранения? Нет Не всегда
Да 14 Выявляются ли причины недостач импортных
товаров по пути следования и предъявляются
ли соответствующие претензии? Нет Не
всегда Да 15 Соблюдается ли график документооборота
по учету приобретения импортных товаров?
Нет Не всегда Да 16 Проверяются ли товарно-транспортные
документы на предмет ошибок при подсчете
количества и стоимости импортных товаров?
Нет Не всегда Да 17 Сопоставляются ли количество
и номенклатура импортных товаров с данными
счетов-фактур и ГТД? Нет Не всегда Да 18
Сопоставляются ли импортные контракты
в соответствии с условиями "Инкотермс-2000"
Нет Не всегда Да 19 Проводится ли независимое
сравнение дат перехода права собственности,
определенных в контрактах, с фактическими
данными отражения импортных товаров
в бухгалтерском учете организации? Нет
Не всегда Да 20 Производятся ли ежемесячные
сверки данных, получаемых от поставщиков,
с суммами кредиторской задолженности,
отраженной на бухгалтерских счетах (счет
60)? Нет Не всегда Да 21 Используется ли
специальный бухгалтерский счет (субсчет),
на котором формируется фактическая себестоимость
импортных товаров? Нет Да 22 Сверяется
ли перечень затрат, фактически осуществляемых
организацией, с перечнем затрат, возложенных
на организацию по контракту? Нет Да
Шкала оценок системы внутреннего контроля
Уровень системы внутреннего контроля
Доля полученных ответов в "эталоне"
эффективности Высокая от 80 до 100% Средняя
от 60 до 79% Низкая от 40 до 69% Отсутствует
менее 39%
Процедуры тестирования систем внутреннего
контроля проверяемого субъекта позволяют
определить уровень допустимой ошибки
при тестировании, который в соответствии
с Правилом (стандартом) "Аудиторская
выборка" определяется как максимальная
степень отклонения, установленная аудитором
на этапе планирования, от применяемых
экономическим субъектом процедур контроля.
Тестирование системы бухгалтерского
учета и внутреннего контроля внешнеторговых
операций позволяет получить общее представление
о
специфике и масштабе деятельности экономического
субъекта. Если по оценкам проверяющего
система внутреннего контроля низкая
или вообще отсутствует, то дальнейшая
разработка программы проверки должна
строиться исходя из высокой вероятности
нарушения законодательства. Полученные
результаты тестирования позволяют должностному
лицу таможенного органа обоснованно
и рационально подойти к процессу планирования
проверки импортных операций и составлению
программы ее проведения.
После составления плана осуществляется
подготовка программы проверки и ее реализация.
Программа проверки формируется на основе
целей и задач таможенного аудита.
Основу проведения таможенного аудита
составляют его методы, представляющие
собой совокупность действий, приемов,
направленных на определение достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
организации и соответствия совершаемых
ею хозяйственных и финансовых операций
требованиям законодательства РФ. Целью
их применения является выявление признаков
нарушений законодательства РФ в таможенном
деле с возможным указанием количественной
характеристики объекта нарушения таможенных
правил (в натуральном и (или) стоимостном
выражении) и установлением соответствия
выявленных признаков нарушения требованиям
таможенного законодательства.
По итогам таможенного аудита, подготавливается
акт и о результатах проверки сообщается
проверяемому лицу. Акт должен содержать
систематизированное изложение документально
подтвержденных фактов нарушений исходя
из цели и задач проверки, указание на
наличие признаков правонарушений, выявленных
в процессе проверки, или отсутствие таковых,
а также выводы и предложения об устранении
выявленных нарушений. Результаты проверки
заносятся в базу данных и могут служить
основанием
для проведения иных форм таможенного
контроля, принятия управленческих решений.
Важной составляющей таможенного аудита
является ответственность за нарушение
законодательства. В случае выявления
в ходе таможенного аудита нарушений действующего
законодательства и добровольного устранения
виновными негативных последствий таких
нарушений, административная ответственность
не наступает. При этом нарушения обязательно
фиксируются в акте по результатам таможенного
аудита и проводится точный расчет последствия
такого рода нарушений.
Данное допущение особенно важно в тех
случаях, когда представителями организации
были выявлены нарушения в ходе внутреннего
контроля. Обращаясь в таможню, образно
говоря, с повинной, они освобождались
бы от административной ответственности.
Основной целью таможенного аудита является
выявление нарушений законодательства
РФ и международных договоров РФ, отклонений
от принятых стандартов и принципов на
возможно более ранней стадии, а также
содействие осуществлению внешнеэкономической
деятельности. Достижение цели невозможно
без широкого применения аналитических
процедур в процессе таможенного аудита.
Анализируя работы М.Л. Макальской, М.В.
Мельника, Н.А. Пирожковой14; В.Г. Когденко15;
И.Б. Винера, О.В. Голосова, В.В. Скобара,
Э.А. Сиротенко16; О.А. Мироновой17 , М.А. Азарской;
Ж. Ришара18, можно сделать вывод, что одной
из важных задач аудита является оценка
непрерывности деятельности организации,
что по формулировке и методам
решения является аналитической проблемой
и предполагает расширение использования
аналитических процедур, позволяющих
более полно реализовать поставленные
в ходе аудита цели.
Аналитические процедуры представляют
собой анализ и оценку полученной информации,
исследование важнейших финансовых и
экономических показателей проверяемого
лица с целью получения информации о хозяйственной
деятельности, выявления слабых мест,
определения степени его надежности как
участника ВЭД.
Необходимость оценки непрерывности деятельности
проверяемой организации характерна как
для независимого аудита, так, по мнению
автора, и для таможенного аудита. Таможенные
органы при принятии того или иного решения
должны быть уверены в том, что обязательства
со стороны организации будут выполнены
в полном объеме, и первым условием выполнения
обязательств является функционирование
организации в настоящем и будущем.
Например, таможенные органы, основываясь
на оценке непрерывности деятельности
проверяемой организации, должны принимать
следующие решения:
1) о предоставлении возможности хозяйствующему
субъекту,
осуществляющему ВЭД, применять специальные
упрощенные процедуры;
2) о включении хозяйствующего субъекта,
осуществляющего ВЭД, в перечень лиц, в
отношении которых проверка при таможенном
оформлении проводится не в полном объеме;
3) об освобождении организации от обеспечения
уплаты таможенных платежей.
Необходимо подчеркнуть, что необходимость
оценки непрерывности функционирования
проверяемого объекта выдвигает принципиально
новые требования к методам проведения
проверки. Проверяющий в этом случае
должен помимо прочего определить достаточность
средств организации для выполнения обязательств
и наличие ресурсов для дальнейшего развития.
Для этого должны быть привлечены данные
о производственном потенциале организации
и уровне его использования, определены
объективные потребности в инвестициях
и альтернативных источниках их привлечений.
Эти задачи могут быть выполнены лишь
на основе аналитических процедур. Такой
подход формирует особую роль таможенного
аудита и предполагает не только рассмотрение
прошлой деятельности организации, но
и оценку ее будущего, возможных последствий
происходящих в организации событий.