Таможенный контроль интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:55, доклад

Описание работы

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей:
- защита интересов правообладателей;
- обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров

Работа содержит 1 файл

Таможенный контроль ИС.docx

— 22.47 Кб (Скачать)

 После отмены  такого решения выпуск товаров  осуществляется в порядке, установленном  таможенным законодательством Российской  Федерации.  

 Если после  изъятия или ареста товары  не будут конфискованы или  уничтожены в соответствии с  уголовным, гражданским законодательством  или законодательством об административных  правонарушениях, оборот таких  товаров на территории Российской  Федерации допускается после  их выпуска (завершения таможенного  оформления) таможенными органами  в соответствии с таможенным  законодательством РФ.  

 Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.  

Учет  объектов интеллектуальной собственности.  

 Подразделения  таможен и регионального таможенного  управления (РТУ), в компетенцию которых  входят вопросы защиты прав  интеллектуальной собственности,  формируют досье на объекты  интеллектуальной собственности,  внесенные в Реестр, сгруппированное  по правообладателям. В досье  отражаются обобщенные по региону  деятельности все имевшие в  течение срока, на который объекты  интеллектуальной собственности  включены в Реестр, место факты,  связанные с перемещением товаров,  содержащих данные объекты интеллектуальной  собственности (в том числе  обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье,  РТУ не позднее чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в Федеральную таможенную службу.  

Источники информации:  

Таможенный кодекс РФ;

Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 "Об утверждении  Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами";

Реестр объектов интеллектуальной собственности (ОИС) ГТК России по состоянию на 20.12.2004 года. 
 

Защита  ИС на территории Таможенного  союза 

В настоящее время  наиболее актуальным и злободневным является вопрос защиты прав правообладателей в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России. 

В Таможенном кодексе  Таможенного союза в части  интеллектуальной собственности остаются три национальных реестра, а также  будет составлен единый реестр объектов интеллектуальной собственности, который  будет охранять объекты интеллектуальной собственности на всей территории Таможенного  союза. 

На сегодняшний  день необходимо унифицировать национальное законодательство стран Союза, регулирующее вопросы защиты интеллектуальной собственности. 

Сейчас Федеральная  таможенная служба России разрабатывает  закон под рабочим названием  «О таможенном регулировании», в котором  будет закреплено то, что не вошло  в Таможенный кодекс союза, поскольку  это отнесено к ведению национального  законодательства. Речь, прежде всего, идет о законодательном закреплении  принципа ex officio (действия по должности). 

На сегодняшний  день существуют серьезные опасения по поводу Таможенного союза. Необходимо при создании ТС учитывать опыт европейских  стран, создавая единый товарный знак.  В каждой стране существует национальный реестр товарных знаков, и многие товарные знаки зарегистрированы в каждой стране за разными правообладателями. Возникает вопрос - как решить проблему столкновения однородных товаров на рынках этих стран (Россия, Белоруссия, Казахстан)? 

Роспатент проводит экспертизу по национальному фонду  товарных знаков в своих странах, при этом не учитываются фонды  других стран, будь то Беларусь и Казахстан. Они работают по своим реестрам и  выносят правомерные решения  с точки зрения национального  законодательства. Поэтому могут  возникнуть противоречия между товарными  знаками, зарегистрированными в  этих трех странах. 

На заседании круглого стола «Интеллектуальная собственность  в системе таможенного регулирования», проходившего в декабре 2009 года председатель Экспертного совета по таможенному  регулированию Комитета по бюджетам и налогам Государственной Думы РФ Нариман Кутлубаев отметил, что «Вопрос интеграции на постсоветском пространстве стоит, пожалуй, с самого момента развала Советского Союза. Сейчас, после создания Таможенного союза возникает общий рынок, единая хозяйственная территория с населением 180 миллионов человек. Теперь, когда привлекаются инвестиции в одну из трех стран, инвестор смотрит не на рынок отдельной страны, а на весь гигантский рынок от Бреста до Хоргоса в рамках Таможенного союза. Это еще не всеми до конца осознано, но часть самых дальновидных инвесторов уже поняла, что происходит, и теперь они пересматривают свои бизнес-стратегии в расчете на общий рынок. Безусловно, имеет место некая правовая неопределенность, в том числе и в области защиты интеллектуальной собственности. И здесь существует проблема в так называемом «параллельном импорте». А для этого нужно искать пути решения и компромисс между интересами правообладателей, потребителей и государства». 

В настоящее время  существует недооценка интеллектуальной собственности как экономической  категории, причем на всех уровнях: от отдельного хозяйствующего субъекта до государственных органов исполнительной власти. По уровню обеспеченности изобретениями, защищенными патентами, Россия в  целом занимает далеко не лидирующие позиции в мире, пропустив, помимо развитых стран, Китай и Индию. Доля нашей страны в продаже наукоемкой продукции на мировом рынке составляет всего 0,3%. 

Судьба огромного  потенциала технических решений  периода существования бывшего  СССР (ранее - треть мирового объема), оформленных в свое время авторскими свидетельствами, в том числе  фактически безвозмездно отданных в  период приватизации частным фирмам, а также изобретений последних  лет, не определена. По отдельным статистическим данным, объем защищенной интеллектуальной собственности не превышает 1%. Следовательно, 99% технологий, программ, продукции  и т.п. остаются незащищенными. 

Например, государственная  корпорация «РОСАТОМ» в настоящее  время приватизирует все свои предприятия, в том числе и  ту часть результатов интеллектуальной деятельности, которая была создана  на средства государства - Советского Союза, правопреемником которого является Российская Федерация. РОСАТОМ, в свою очередь, должен осуществлять поступление  платежей в госбюджет от той доли интеллектуальной собственности, которая  использовалась для производства экспортируемых товаров (около 200 млрд долларов США). 

Корпорация «ТВЭЛ» продает тепловыделяющие элементы для ядерных электростанций для  Индии, Китая, а деньги, полученные от использования интеллектуальной собственности, права на которую принадлежат  Российской Федерации, к сожалению, не идут в бюджет государства. 

Еще один пример: автомат  Калашникова, технологию производства которого Советский Союз просто «раздарил» социалистическим странам, дружественным  государствам. 

Низкий уровень  правовой культуры, проблема правового  нигилизма приводят к тому, что  мы не всегда можем доказать свою правоту  в международном суде. К сожалению, нет закона прямого действия, на который в этом случае можно сослаться. В результате этого, большая часть  денег, которая должна быть использована для инновационных процессов, для  создания передовых технологий, не доходит до государственного бюджета. 

На сегодняшний  день, в мировом масштабе, Россия имеет только около 3% патентов. Российской Федерации необходимо защищать объекты  интеллектуальной собственности не только на национальном уровне, но и  на международном. Вызывает опасения механизм защиты товаров военного, двойного и специального назначения после  создания Таможенного союза. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Таможенный контроль интеллектуальной собственности