Таможенный кодекс таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Таможенный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Работа содержит 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

Разделы II и III. Таможенные платежи и таможенный контроль

 

Данные разделы ТК ТС корреспондируют с аналогичными разделами VII и VIII Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее ТК РБ) и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля [8, c. 3-6].

 

Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:

1.               для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза;

2.               для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

3.               для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

 

Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТК ТС состоит из пяти разделов:

IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;

V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру;

VI. Таможенные процедуры;

VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров;

VIII. Переходные положения [11].

 

Согласно концепции ТК ТС все таможенные операции можно разделить на две группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.

 

К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранением иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных законодательством таможенного союза. Порядок совершения таких таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов определены  главах 23-25 ТК ТС.

 

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, включают в себя действия, связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, её регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).

 

Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

1)              декларация на товары;

2)              транзитная декларация;

3)              пассажирская таможенная декларация;

4)              декларация на транспортное средство.

 

Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены Решениями Комиссии таможенного союза.

 

Как и ТК РБ, ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

 

ТК ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС):

1)              в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза – до истечения срока временного хранения товаров;

2)              в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза – до их убытия с такой таможенной территории.

 

Таможенные режимы – таможенные процедуры в ТК ТС

 

ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС):

1)                 выпуск для внутреннего потребления;

2)                 экспорт;

3)                 таможенный транзит;

4)                 таможенный склад;

5)                 переработка на таможенной территории;

6)                 переработка вне таможенной территории;

7)                 переработка для внутреннего потребления;

8)                 временный ввоз (допуск);

9)                 временный вывоз;

10)            реимпорт;

11)            реэкспорт;

12)            беспошлинная торговля;

13)            уничтожение;

14)            отказ в пользу государства;

15)            свободная таможенная зона;

16)            свободный склад;

17)            специальная таможенная процедура [3].

Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита. Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:

1)                 иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2)                 иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3)                 иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4)                 иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5)                 товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

 

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС  относит:

1)                 обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров;

2)                 таможенное сопровождение;

3)                 установление маршрута перевозки товаров [1].

 

Предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется если:

1)                 в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

2)                 товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

3)                 это установлено международными договорами;

4)                 товары перевозятся под таможенным сопровождением;

5)                 в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, например, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пятистам евро (п. 2 ст. 85 ТК ТС).

 

Определены ТК ТС и особенности определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита [8, с. 12].

 

Такая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита [3, ст. 88 ТК ТС].

 

В разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:

• особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

•   особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

• особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

• перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

• перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;

•   особенности перемещения товаров для личного пользования;

•   особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

 

Раздел VIII. Переходные положения [8, c. 13].

 

 

 

Глава 2. Отличия Таможенного кодекса таможенного союза от Таможенного кодекса Республики Беларусь

 

Таможенный кодекс таможенного союза создан с учётом таможенного законодательства входящих в него трёх стран, а также с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур [2].

 

2.1. Сравнительный анализ структуры Таможенного кодекса таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь

                           

ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования. (Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)

 

При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.

 

ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.

 

Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:

1)                 порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

2)                 правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);

3)                 ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций [11].

 

 

 

2.2.           Отличия в терминологии ТК ТС и ТК РБ

 

Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий – «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним – «таможенная процедура».

 

Понятия

 

(ТК РБ) таможенное оформление – совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории;

 

 

 

(ТК ТС)  таможенные операции –                              выпуск товаров – действие тамо-

               действия, совершаемые                                  женных органов, разрешающее за-

Информация о работе Таможенный кодекс таможенного союза