Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
Таможенный кодекс – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
Разделы II и III. Таможенные платежи и таможенный контроль
Данные разделы ТК ТС корреспондируют с аналогичными разделами VII и VIII Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее ТК РБ) и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля [8, c. 3-6].
Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:
1. для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза;
2. для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
3. для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТК ТС состоит из пяти разделов:
IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;
V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру;
VI. Таможенные процедуры;
VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров;
VIII. Переходные положения [11].
Согласно концепции ТК ТС все таможенные операции можно разделить на две группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранением иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных законодательством таможенного союза. Порядок совершения таких таможенных операций, места их совершения и перечни представляемых документов определены главах 23-25 ТК ТС.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, включают в себя действия, связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, её регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).
Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации будут определены Решениями Комиссии таможенного союза.
Как и ТК РБ, ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.
ТК ТС воспринял подходы белорусского законодательства в части определения сроков подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС):
1) в отношении товаров ввезенных на таможенную территорию таможенного союза – до истечения срока временного хранения товаров;
2) в отношении товаров вывозимых с таможенной территории таможенного союза – до их убытия с такой таможенной территории.
Таможенные режимы – таможенные процедуры в ТК ТС
ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС):
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура [3].
Отдельно следует остановиться на таможенной процедуре таможенного транзита. Эта таможенная процедура будет применяться при перевозке по единой таможенной территории таможенного союза:
1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита ТК ТС относит:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров;
2) таможенное сопровождение;
3) установление маршрута перевозки товаров [1].
Предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется если:
1) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
2) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
3) это установлено международными договорами;
4) товары перевозятся под таможенным сопровождением;
5) в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, например, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пятистам евро (п. 2 ст. 85 ТК ТС).
Определены ТК ТС и особенности определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита [8, с. 12].
Такая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита [3, ст. 88 ТК ТС].
В разделе VII ТК ТС определены особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и лиц. В частности:
• особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
• особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;
• особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
• перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
• перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;
• особенности перемещения товаров для личного пользования;
• особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.
Раздел VIII. Переходные положения [8, c. 13].
Глава 2. Отличия Таможенного кодекса таможенного союза от Таможенного кодекса Республики Беларусь
Таможенный кодекс таможенного союза создан с учётом таможенного законодательства входящих в него трёх стран, а также с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур [2].
2.1. Сравнительный анализ структуры Таможенного кодекса таможенного союза и Таможенного кодекса Республики Беларусь
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования. (Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)
При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.
ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:
1) порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
2) правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);
3) ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций [11].
2.2. Отличия в терминологии ТК ТС и ТК РБ
Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий – «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним – «таможенная процедура».
Понятия
(ТК РБ) таможенное оформление – совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории;
(ТК ТС) таможенные операции – выпуск товаров – действие тамо-
действия, совершаемые