Таможенные режимы (процедуры): уничтожение и отказ в пользу государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:18, доклад

Описание работы

Таможенная процедура определяется в зависимости от целей перемещения товаров и устанавливает рамки, определяющие использование товара. Также выбор таможенной процедуры определяет права и обязанности участника внешнеэкономической деятельности и требования, предъявляемые к товарам и транспортным средствам, помещенным под конкретную таможенную процедуру. Особое место в списке таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом занимают уничтожение товаров и отказ в пользу государства.

Работа содержит 1 файл

Таможенные режимы.docx

— 23.66 Кб (Скачать)

Таможенные режимы (процедуры): уничтожение и отказ  в пользу государства.

 

Основой построения взаимодействия между  таможенными органами и участниками  внешнеэкономической деятельности является выбор таможенной процедуры. Таможенная процедура, ранее в Таможенном кодексе России обозначавшаяся как  таможенный режим является по сути совокупностью положений, которые определяют статус транспортных средств и товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенная процедура определяется в зависимости от целей перемещения  товаров и устанавливает рамки, определяющие использование товара. Также выбор таможенной процедуры  определяет права и обязанности  участника внешнеэкономической  деятельности и требования, предъявляемые  к товарам и транспортным средствам, помещенным под конкретную таможенную процедуру. 

Особое место в списке таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом занимают уничтожение товаров и отказ в пользу государства.

Детально порядок применения данных процедур разъясняется в национальном законодательстве и в нормативно-правовых актах, выпускаемых таможенными  администрациями.

Наиболее часто таможенная процедура  уничтожения применяется в том  случае, если товар, перемещенный через таможенную границу в ходе транспортировки потерял свои потребительские качества или срок его хранения истек. Такая печальная ситуация может произойти из-за чрезмерных задержек при транспортировки или продолжительном размещении товаров на складах временного хранения.

Встречаются и случаи когда привезенный  товар по тем или иным причинам не может быть выпущен в свободное  обращение для реализации и использовании на территории страны. В таких случаях уничтожение товара, проводимое под контролем сотрудников таможенных органов позволяет избежать затрат на транспортировку товара обратно из страны. Кроме того, поскольку товар не выпускается для внутреннего потребления исчезает необходимость оплачивать таможенные пошлины и налоги. 

Зачастую таможенная процедура  уничтожения товаров может применяться  и при проведении разнообразных  выставок. В таких случаях цена транспортировки товаров (рекламного оборудования, информационных стендов, определенных экспонатов) в страну отправления может оказаться выше их себестоимости. Наиболее разумным выходом при этом может являться их уничтожение или передача в собственность государства. Участник ВЭД, ввозивший такие товары на территорию Таможенного союза не имеет возможность просто оставить их на таможенной территории, так как они ввозятся с обязательством обратного вывоза. Отсутствие факта вывоза может привести к возникновению обязанности оплатить таможенные пошлины и налоги. Легальной возможностью избежать таких затрат может стать предоставление таможенным органам надлежащим образом оформленного документа, свидетельствующим об уничтожении товаров под контролем сотрудников таможни, либо отказом от них в государственную пользу. 

Также использование таможенных режимов  уничтожения или отказа в пользу государства может применяться, если собственник товара не имеет  возможность или коммерческую целесообразность реализации товара на национальном внутреннем рынке. Такая ситуация может сложиться  и в случае, если представитель  бизнеса не имеет возможность  оплатить начисленные ему таможенные платежи. В ряде случаем процесс  перемещения товаров может занимать длительное время, и в ходе транспортировки  ставки таможенных пошлин могут существенно увеличится. Значительное повышение уровня платежей делает товары неконкурентоспособными по сравнению с местными товарами. 

Необходимость использования отказа в пользу государства или уничтожения  товаров может обуславливаться  и длительными задержками при транспортировке а также штрафными санкциями, применяемыми перевозчиками. Рассчитанная с учетом таких затрат стоимость товаров может оказаться выше, чем сложившаяся на рынке. Суммирование уже понесенных расходом с планируемыми затратами по обратной транспортировке товаров может показать целесообразность принятия решения об уничтожении или отказе, фиксируя понесенные убытки на минимальном уровне и отказываясь от дополнительных расходов. 

По суммарной стоимости планируемых  затрат наиболее выгодной является процедура  отказа в пользу государства. К тому же передача товаров в государственную  собственность может благоприятно сказаться на выстраивании деловой  репутации импортера. Часть товаров, перешедших в пользу государства может использоваться и для благотворительных целей, передаваться в различные учреждения социальной поддержки, такие как дома престарелых или детские дома.

Кроме того таможенная процедура уничтожения  может быть применена к товарам, которые были утрачены вследствие действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или аварий.

Уничтожение товаров предусматривает  их полное уничтожение, либо обезвреживание, а также приведение товаров в  состояние, исключающее их потребительское использование. Уничтоженные товары не должны иметь возможность восстановления в первоначальное состояние любым экономически выгодным способом.

При помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения необходимо составление заключения уполномоченного  органа. Порядок выдачи таких заключений регламентируется национальным законодательством. Однако при утрате товаров при  форс-мажорных обстоятельствах или  вследствие аварии составление такого документа не требуется. В данном случае на участника внешнеэкономической  деятельности возлагается обязанность  по предоставлению документов, которые  подтвердят факт безвозвратной утраты.

В помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения существует ряд исключении. Так данная процедура  не может быть применена к следующим  товарам:

  1. Историческим, культурным и археологическим ценностям,
  2. К животным и растениям, находящимся под угрозой исчезновения и охраняемым в соответствии с международным или национальным законодательством. Однако и данные товары могут подвергаться уничтожению в случае если они могут стать источниками эпизоотий и эпидемий и нарушения карантинного режима,
  3. Не могут быть уничтожены товары, которые помещены в таможенные органы в качестве залога,
  4. Не уничтожаются арестованные предметы, а также предметы, которые являются вещественными законодательствами в соответствии с национальным законодательством,
  5. Комиссия Таможенного союза может дополнительно определить виды товаров, к которым не может применяться таможенная процедура уничтожения.
 

Кроме того уничтожение товаров  не производится если:

1. Их уничтожение причинит вред  окружающей среде либо будет  предоставлять опасность для  здоровья и жизни людей,

2.  Товары планируется уничтожить путем их потребления в обычном режиме,

3. Уничтожение товаров может  повлечь расходы государственных  органов. 

Собственно процесс уничтожения  товаров происходит за счет декларанта данной таможенной процедуры и в  сроки, установленные таможенными  органами. 

 

Процедура получения разрешения на уничтожение товаров выглядит следующим  образом.

Заинтересованное лицо подает на имя  начальника таможенного органа письменное заявление, к которому прикладывает заверенные копии грузовых и товаросопроводительных документов на транспортные средства и товары. При необходимость к заявлению должны прикладываться и разрешительные документы от других государственных органов:

-Так, например при перемещении продукции военного назначение необходимо получение комитета по военно-технической политике России.

-Министерство здравоохранения  выдает соответствующее разрешение  на уничтожение лекарственных  средств,

-органы госэпиднадзора – на уничтожение источников радиоактивных излучений,

-территориальные управления государственной  хлебной инспекции – на уничтожение  зерновых культур, продуктов их  переработки и масличных культур,

-государственный орган в сфере  регулирования связи – на уничтожение  радиоэлектронных средств и высокочастотных  устройств.

-подразделения министерства атомной  промышленности – на уничтожение  ядерных материалов, источников  радиоактивного излучения, в том  числе и на ядерных отходы,

-подразделение российского комитета  по геологии и использованию  недр – на уничтожение товаров,  содержащих полудрагоценные камни,

-российский комитет по драгметаллам  и драгоценным камням – на  уничтожение товаров, содержащих  драгоценные металлы, урановых, ториевых  руд и их концентратов,

-подразделение инспекции государственного  геодезического надзора – на  товары, в которых содержится  геодезическая и картографическая  информация.

-товары, подлежащие сертификации  уничтожаются с получением разрешения  центров стандартизации, метрологии  и сертификации. 

Заявление принимается к рассмотрению подразделениями таможенных процедур и таможенного контроля, которое  производит досмотр товаров, предназначенных  для уничтожения. Целью досмотра является установление соответствия предоставленных  сведений реальному состоянию товаров.  

В ходе досмотра сотрудники таможенных органов обязаны установить наименования товаров, их классификацию по товарной номенклатуре (ТН ВЭД ТС), их массу  и количество. При этом также производится проверка соответствия способа уничтожения, которое сказано в заявлении требованиям действующих нормативно-правовых актов. 

Кроме того проводится согласование места и способа уничтожения  товаров а также способа захоронения  отходов, которые образуются после  фактического уничтожения товаров. Для этого заинтересованное лицо по направлению таможни обращается в инспекцию по охране природы и окружающей среды. 

Сотрудники таможни также рассматривают  возможность использования таможенной процедуры отказа в пользу государства. Если такая возможность существует, то таможенники предлагают декларанту перейти на данную процедуру. 

Если уничтожение товаров планируется  производить на предприятии, перерабатывающем бытовые отходы и имеющим соответствующую лицензию заявитель обязан предоставить в таможенный орган официальное письмо, подтверждающее готовность завода произвести операции по утилизации. В этом случае необходимость согласования уничтожения с органами по охране окружающей среды отпадает. 

Собранные пакет документов поступает  на подпись начальнику таможни, на которого возлагается обязанность принятия окончательного решения о разрешении или запрете помещения товаров  или транспортных средств под  процедуру уничтожения.

Уничтожение товаров может производится следующими способами:

  1. Химическое, термическое, механическое или иные виды воздействия на товары, приводящее к уничтожению товаров.
  2. Демонтаж или разборка товаров, предусматривающее в дальнейшем обязательное механическое повреждение всех частей товара. К механическим повреждениям относят разрывы, пробивание дыр, другие типы повреждений, исключающее дальнейшее использование товаров в соответствии с их потребительскими свойствами,
 

 

Таможенные органы не могут признать как уничтожение товаров следующие  операции: 

  1. Использование товаров, предназначавшихся для потребления человеком животными (скармливание скоту),
  2. Перемещение товаров в космическое пространство,
  3. Изготовление из уничтожаемых товаров продуктов переработки,
  4. Обработка и переработка товаров,
  5. Восстановление товаров, их ремонт,
  6. Использование товаров для содействия производству, даже в том случае, если в ходе такого использования товары частично или полностью потребляются.
 

 

При уничтожении товаров, на всех его  этапах  должно быть исключена возможность их хищения, изъятия, изменения состояния.  

В случае если образовавшиеся в ходе уничтожения отходы могут использоваться в дальнейшем, согласно Таможенного кодекса ТС они рассматриваются как иностранные товары и должны помещаться под соответствующую таможенную процедуру.

В том случае если образовавшиеся отходы невозможно использовать, либо восстановить в первоначальное состояние  – такие отходы будут рассматриваться  как товары Таможенного союза.




Информация о работе Таможенные режимы (процедуры): уничтожение и отказ в пользу государства