Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 16:59, реферат
Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу выступает как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».
Механизм
таможенного регулирования
Несмотря на то, что
таможенное регулирование отстает
от принципов механизма
Таможенное налогообложение
— это отношения, складывающиеся
между организациями, индивидуальными
предпринимателями, а также лицами,
признаваемыми
При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый
при ввозе товаров на
4) акциз, взимаемый
при ввозе товаров на
5) таможенные сборы:
• сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;
• сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;
• таможенные сборы за таможенное оформление;
• таможенные сборы за хранение товаров;
• таможенные сборы за сопровождение товаров;
• плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;
• плата за принятие предварительного решения;
• плата за участие в таможенных аукционах.
Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.
Таможенная пошлина
- обязательный платеж в федеральный
бюджет, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации или
вывозе товаров с этой территории,
а также в иных случаях, установленных
таможенным законодательством Российской
Федерации, в целях таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
в экономических интересах
Товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным Законом № 74-ФЗ от 27.05.00 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ № 1560 от 27.12.96.
В международной практике выделяют следующую классификацию видов таможенных пошлин:
I. В зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на:
Ø импортные (ввозные),
Ø экспортные (вывозные),
Ø транзитные.
В законе РФ «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»
(ст. 14) отражено, что импортные и
экспортные таможенные пошлины устанавливаются
«в целях регулирования операций
по импорту и экспорту, в том
числе для защиты внутреннего
рынка РФ и стимулирования прогрессивных
структурных изменений в
Импортные пошлины
выполняют протекционистскую
Экспортные же пошлины служат, в основном, для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - для пополнения доходной части бюджета,
Транзитные пошлины,
которые в настоящее время
практически нигде, в том числе
и в России, не используются, взимаются
с товаров, провозимых через таможенную
территорию страны транзитом в другие
страны и служат, как правило, неким
регулятором сдерживания
II. По способу исчисления
таможенные пошлины
Ø адвалорные пошлины,
Ø специфические,
Ø комбинированные.
Закон РФ «О таможенном тарифе» (п.2 ст. 3) закрепляет за Правительством РФ право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях им была образована специальная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике – координационный орган, на который, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.
Ставки таможенных
пошлин могут быть дифференцированы
в зависимости от кода товара по
ТН ВЭД и страны его происхождения.
Так, например, при ввозе товаров
из стран, которым Россия в торгово-политическом
отношении предоставляет режим
наибольшего
Ставки таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще чем один раз в шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок и эквивалентного значения для специфических.
В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды пошлин. Применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.
Условием постоянного
демпинга является сегментация рынка,
т. е. разделение его на несколько
частей. Выделяя один внутренний сегмент
рынка (за счет транспортных расходов,
таможенных тарифов и т. д.), монополии
поднимают на нем цены, получая
монопольные прибыли. Последние
позволяют продавать часть
Для национальной экономики
наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку
он ведет к разорению национальных
производителей с последующей «перекачкой»
монопольной прибыли
На практике трудно
дифференцировать вышеперечисленные
виды, поскольку невозможно четко
выявить окончательные
Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.
Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно - к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).
III. От характера происхождения:
- Автономные –
вводятся на основании
- Конвенционные –
устанавливаются на базе
- Преференциальные
– пошлины, имеющие более
IV. По типам ставок:
- Постоянные –
таможенный тариф, ставки
- Переменные- таможенный
тариф, ставки которого могут
изменятся в установленных
V. По способу вычисления:
- Номинальные –
таможенные ставки, указанные в
таможенном тарифе. Они могут
дать только самое общее
- Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.
Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.
Регулятивная функция,
в свою очередь, проявляется либо
как стабилизирующая, когда посредством
таможенных пошлин выравниваются условия
конкуренции для товаров
Контролирующая функция
– состоит в том, что благодаря
таможенным пошлинам, платежам, их валовой
сумме можно судить об объеме экспорта
и импорта товаров. Можно оценить
внешнеторговое сальдо, а также структуру
экспорта и импорта и на основе
этих данных воспользоваться регулирующей
функцией для стимуляции экспорта в
определенной отрасли производства,
или создать благоприятные