Таможенно-тарифное регулирование как элемент государственной экономической политики и фактор развития международных экономических отно

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ таможенно-тарифного регулирования, а также его управление, классификация и функции.

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
 
 

      Кафедра налогов и

      налогообложений 
 
 

      Курсовая  работа

      Таможенно-тарифное регулирование как  элемент государственной  экономической политики и фактор развития международных экономических отношений 

              Выполнила:

              студентка гр. УТД 2/08 Колесникова Е.Н.                                                           

              Проверил:

              доцент  кафедры Татарников К.М. 
               
               
               
               

      Иркутск 2010

Содержание

 
 
 
 
 

 

    • Введение

          Характер  и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с  внутренними  и внешними условиями ее развития. Проводимые в России реформы не имеют  аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становится важным активным фактором формирования экономических отношений, как внутри страны, так и в формировании ее внешнеэкономической деятельности.

          Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была обозначена главная цель, это установление  порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

          Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.

          Целью данной курсовой работы является анализ таможенно-тарифного регулирования, а также его управление, классификация и функции.

      • 1. Понятие и сущность  таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

        • 1.1. Понятие, сущность, функции и виды  таможенного тарифа

              Наиболее  распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, - это таможенный тариф.

              Основными функциями таможенного тарифа являются протекционистская и фискальная функции.

              Протекционистская функция связана с защитой  национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

              Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

              Таможенные  платежи являются важной составляющей доходной части Федерального бюджета  Российской Федерации. Таможенные органы РФ перечислили в доход федерального бюджета в 2009 г. 3519,76 млрд руб, что составляет 101,37% от контрольного задания и 48% всех доходов. Об этом сообщалось на коллегии Федеральной таможенной службы РФ. Ежедневно в 2009 г. таможенные органы перечисляли в федеральный бюджет в среднем 14,1 млрд руб. Каждое должностное лицо таможенных органов РФ обеспечило перечисление в федеральный бюджет 51,9 млн руб. [40], тогда как таможенными органами Сибирского таможенного управления за 9 месяцев 2009 года перечислено в доход федерального бюджета 68 млрд. 765 млн. рублей. Плановое задание по перечислению таможенных платежей выполнено на 106,7%. 
        При этом платежи при вывозе товаров составили 41 млрд. 829 млн. рублей, при ввозе – 25 млрд. 574 млн. рублей, иные платежи – 1 млрд. 362 млн. рублей. 
        Наибольшие объёмы денежных средств за 9 месяцев текущего года были перечислены Иркутской (39 млрд. 704 млн. рублей), Красноярской (7 млрд. 341 млн. рублей), Новосибирской (6 млрд. 917 млн. рублей) таможнями. 
        В общем объёме перечисления таможенных платежей по СТУ за 9 месяцев прошлого 49,6% составляла сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Практически 100% таможенных платежей по этой статье доходов формируется в Иркутской таможне. [42]

              В I полугодии 2010 г. российская таможня  перечислила в федеральный бюджет 1,95 трлн руб. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем перечислений вырос на 48,9%. По итогам I полугодия 2009г. российские таможенные органы собрали в бюджет 1,3 трлн руб. В I квартале текущего года ФТС перечислила в бюджет 888,8 млрд руб., что составило 111,38% от планового задания. По сравнению с I кварталом прошлого года сумма перечисленных средств увеличилась на 35,7%. [41] Доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2010 года, внесенные Федеральной таможенной службой составляют в сумме 3111,616 млрд. рублей, или 76,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год. [43]

               От таможенных органов Сибирского таможенного управления за 9 месяцев 2010 года в доход федерального бюджета поступило 41 млрд. 370 млн. рублей таможенных и иных платежей. При этом платежи при вывозе товаров составили 13 млрд. 221 млн. рублей, при ввозе – 26 млрд. 583 млн. рублей, иные платежи – 1 млрд. 566 млн. рублей. 
        Плановое задание по взиманию таможенных платежей, поступающих в доход федерального бюджета, выполнено на 107,5%. 
        Наибольшие объёмы денежных средств за 9 месяцев текущего года поступили от Новосибирской (8 млрд. 732 млн. рублей), Иркутской (7 млрд. 490 млн. рублей), Красноярской (7 млрд. 180 млн. рублей) и Омской (5 млрд. 400 млн.руб.) таможен. [44]

              При перемещении через таможенную границу  Российской Федерации и в других случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, уплачиваются следующие  таможенные платежи:

        • таможенная пошлина;
        • налог на добавленную стоимость;
        • акцизы;
        • сборы на выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;
        • сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
        • таможенные сборы за таможенное оформление;
        • таможенные сборы за хранение товаров;
        • таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
        • плата за информирование и консультирование;
        • плата за принятие предварительного решения;
        • плата за участие в таможенных аукционах;
        • таможенные платежи, взимаемые но единым ставкам;
        • сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ФТС России;
        • другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы.

              До  помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо помещения их на склад временного хранения в соответствии с установленным порядком ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик).

              Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении  товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец такого склада.

              При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств  ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант.

              В случае, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

              Таможенные  платежи уплачиваются таможенному  органу, производящему таможенное оформление товаров и только в валюте Российской Федерации.

              Действие  нормы ТК, предусматривающей возможность  внесения денежных средств на счета  таможенных органов как в иностранной  валюте, так и в рублях по выбору плательщика, была приостановлена с 1 января 2007 года до 1 января 2012 года. Сделано это было для исполнения бюджетного послания президента РФ от 30 мая 2006 года, в котором, в частности, указывалось на необходимость принять решение, обеспечивающее уплату всех налогов и таможенных платежей исключительно в российской валюте. [45].

              20 мая 2010 года подписано Соглашение  об установлении и применении  в Таможенном союзе порядка  зачисления и распределения ввозных  таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное  действие). Нормативы распределения  сумм ввозных таможенных пошлин для государств - участников таможенного союза устанавливаются в следующих размерах:

                    Республика Беларусь – 4,70 %;

                    Республика Казахстан – 7,33 %;

                    Российская Федерация – 87,97 %.

              Соглашение  вступает в силу с первого числа месяца следующего за месяцем, в котором депозитарием было получено последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года. [46]

          • 1.2. Пошлина, сущность, виды и ставки, порядок установления  и взимания.

                Взимание  таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных отношений.

                Таможенные  пошлины - разновидность налогов косвенных, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом.

                Согласно  Российского законодательства (п.5 ст.5 Закона РФ "О таможенном тарифе"), таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

                Таможенной  пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные.

                В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров  существует два вида таможенных пошлин:

          • ввозная (импортная) таможенная пошлина;
          • вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

                Наибольший  перечень товаров (по видам) подлежит обложению  ввозными таможенными пошлинами.

                Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

                Ставки  ввозных таможенных пошлин Единого  таможенного тарифа таможенного  союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, и иными решениями Комиссии таможенного союза. [46]

                Особенности расчета таможенной пошлины зависят  от вида ее ставки. Существует три вида ставок:

                а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

                б) специфическая ставка таможенной пошлины;

                в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

                Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

                Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт.

                Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт) составляющих ставки. [47]

                Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15% там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

                В зависимости от целей, преследуемых взиманием таможенных пошлин, последние подразделяются на:

          • фискальные, дающие доходы казне;
          • покровительственные, или протекционистские, затрудняющие ввоз иностранных товаров в страну и ограждающие национальное производство от иностранной конкуренции;
          • преференциальные, создающие благоприятные таможенные условия для одной или нескольких стран;
          • антидемпинговые пошлины, препятствующие ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров;

                Демпинг - бросовый экспорт, т.е. продажа товаров  на внешнем рынке по "несправедливо" низкой цене. Это распространение  товаров одной страны на рынке  другой по цене ниже их нормальной стоимости

                В качестве "нормальной стоимости" в большинстве случаев рассматривается цена, устанавливаемая при обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране. Величина антидемпинговых пошлин представляет собой разницу между "нормальной стоимостью" товара и его ценой, предлагаемой экспортером. Порядок использования антидемпинговых пошлин регулируется ГАТТ (Генеральным соглашением по тарифам и торговле), правила которого разрешают применять антидемпинговые пошлины в том случае, если демпинг угрожает причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера или задержать ее развитие. В других отношениях применение антидемпинговых пошлин не рекомендуется, кроме случаев, когда предоставляются прямые или косвенные субсидии на производство либо экспорт демпингового товара.

                "Нормальная  стоимость" товара определяется  по-разному в зависимости от наличия или отсутствия аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. В первом случае под нормальной стоимостью понимается сравнимая цена, устанавливаемая при обычном течении торговли на аналогичный товар, когда он предназначается для потребления в самой экспортирующей стране (или в стране его происхождения). При этом сравнимая цена должна быть очищена от всякого рода скидок, непосредственно связанных с рассматриваемой продажей, если экспортер предоставляет достаточные доказательства обоснованности таких скидок. Сравнение экспортных и внутренних цен - основной критерий выявления демпинга. Если аналогичный товар отсутствует на внутреннем рынке страны-экспортера, то для сравнения выбирается наивысшая цена аналогичного товара при обычном течении торговли на рынке третьей страны либо его "сконструированная стоимость". Под последней понимается стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах прибыли, а также бытовых, административных и других общих расходов. Демпинг используется как одно из средств борьбы конкурирующих фирм на внешнем рынке, а также для поддержания уровня производства в периоды экономических спадов.

                В любом случае продажа по демпинговым  ценам наносит ущерб экономике стран-импортеров, поэтому их правительства используют в качестве защиты антидемпинговые пошлины. Существуют также специальные правовые акты и положения, направленные против бросового экспорта и формирующие антидемпинговое законодательство. Разновидностью демпинга является демпинг валютный.

            • 1.3. Современная система  тарифных преференций

                  Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.

                  Одним из направлений, получившего широкое  распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

                  Согласно  Закону РФ “О таможенном тарифе” при  осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

            • происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
            • происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один  раз в пять лет, Правительством РФ.

                  Если  подвести итог, то можно дать краткое  определение преференциям. Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые  одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

                  Актуальность  проблемы предоставления тарифных преференций  на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза. 

                  Но  при этом предоставление тарифных преференций  должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

                  Согласно  кодекса таможенного союза если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство – участник таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство – участник таможенного союза вносит в Комиссию таможенного союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств –участников таможенного союза. Любая льгота применяется государством – участником таможенного союза в случае согласия Комиссии таможенного союза с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров. Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвержден также новый Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, распределены объемы тарифных квот между третьими странами, оговорено распределение объемов тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза, а также установлен порядок выдачи  лицензий на ввоз товаров, в отношении которых установлены тарифные квоты уполномоченными органами государственной власти государств – участников таможенного союза с 15 декабря 2009 г.  [46]

                  Развитие  тарифных преференций, как части  таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе необходимо, в частности, для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказания  экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

                  Одно  из направлений данной области –  это предоставление тарифных  преференций  на товары первой необходимости, которые не производятся в странах — участницах таможенного союза или производятся в явно недостаточном количестве. 

                    Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

              • 2. Таможенно-тарифная  политика России

                • 2.1. Правовые основы  таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой  деятельности

                      Основным  правовым документом до июля 2010 года являлся  Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”, который был введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5005-1, однако в настоящее время это Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества 
                (высшего органа таможенного союза) 
                от 27 ноября 2009г. №18 и Решением Комиссии таможенного союза 
                от 27 ноября 2009 г. №130.

                      Вопросам  взимания таможенных платежей был посвящен раздел III Таможенного Кодекса РФ, состоявший из 2-х глав и шестнадцати статей. В главе 19 “Основные положения” перечислены следующие виды таможенных платежей:

                1. таможенная пошлина;
                2. налог на добавленную стоимость;
                3. акцизы;
                4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновле-ние действия лицензий;
                5. сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по тамо-женному оформлению и возобновление действия аттестата;
                6. таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспорт-ных средств;
                7. таможенные сборы за хранение товаров;
                8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
                9. плата за информирование и консультирование;
                10. плата за принятие предварительного решения;
                11. плата за участие в таможенных аукционах.

                      Однако  в новом, вступившем в силу с 1 июля 2010 года  Таможенном Кодексе таможенного союза этот список значительно сократился и к таможенным платежам теперь относятся:

                1) ввозная таможенная пошлина;

                2) вывозная таможенная пошлина;

                3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

                4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

                5) таможенные сборы.

                      Специальные, антидемпинговые и компенсационные  пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном новым Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины. [47]

                      В Таможенном Кодексе таможенного  союза, также как и ранее в  ТК РФ, предусмотрены меры обеспечения уплаты таможенных платежей  (ст. 86). Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесение на депозит причитающихся сумм.

                      Еще одним инструментом регулирования  внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

                      Страна  происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза и вывоза товара с этой территории.

                      Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.  
                 Определение страны происхождения товаров в сравнение с другими ас-пектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было под-вергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

                      Согласно  ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

                • полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
                • растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;
                • живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
                • продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
                • произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
                • продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
                • вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
                • продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
                • товары, произведенные в данной стране исключительно из про-дукции, указанных в пунктах 1-8.

                      Если  в производстве товара участвует  две и более страны, происхожде-ние  товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются:

                1. Изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товаров.     
                2. Правило выполнения производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался про-исходящим из той страны, где эти операции имели место. Например операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки:
                  • операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки( раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);
                  • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, переупаковка);
                  • простые сборочные операции;
                  • смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
                  • комбинация из двух или более операций, поименованных выше.
                1. И третье правило – правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

                      Основным  документом, подтверждающим страну происхождения  является сертификат происхождения.

                      Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу ТС.

                      Ставки  таможенных пошлин, предусмотренные  для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми ТС применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

                      В удостоверение происхождения товаров  из данной страны таможенные органы вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования.  
                 

                  • 2.2. Таможенный тариф  как инструмент  регулирования 

                    • внешней торговли

                          Значение  таможенно-тарифного регулирования на современном этапе велико. Одним из видов федеральных налогов поступающих в казну являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по предварительным данным за 2004 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила более 26,5 трлн. рублей, или 40% всех поступлений от таможенных платежей и сборов.

                          С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского  импорта. Действующие ставки ввозных  таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.

                          Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного  регулирования импорта в настоящее  время в значительной степени  обусловлены следующими факторами:

                    • фискальными целями,
                    • необходимостью поддержки отечественного производства.

                          Этими факторами обусловлены и новые  тенденции в применении различных видов пошлин. Ставки пошлин на современном этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже – то специфическая.

                          Таким образом, почти по всем товарам складывается похожая ситуация: пороговое значение таможенной стоимости превышает  ее среднюю величину, следовательно, при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, будет подпадать под обложение специфической пошлиной. Поэтому все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.

                          Россия  на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:

                          1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
                          2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
                          3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли);
                          4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов);
                          5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
                          6. Отказ от субсидированного экспорта;
                          7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
                          8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта;
                          9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров. Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар. Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении РНБ в торговле.
                    • 3. Таможенно-тарифное  регулирование как  фактор развития  внешнеэкономических  отношений
                    • 3.1.    Создание Таможенного  Союза

                          Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

                          В 2009 году Высший орган таможенного  союза, Комиссия таможенного союза  и правительства Сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза. В июне 2009г. главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение уведомить Всемирную Торговую Организацию о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. [48].  
                     Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал свою работу в январе 2010г. Таможенники России подвели итоги работы Таможенного союза. За десять месяцев они собрали 3,29 триллиона рублей таможенных платежей, что составляет  98,8 процента от планового задания. Вместе с тем, следует отметить, что с 1 сентября 2010 года началось распределение пошлин по трем национальным бюджетам.

                          18 ноября 2010 г. подписано межгосударственное  Соглашение о единых принципах  и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Члены Комиссии также обсудили проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011-2015 годы.

                          Для создания  комфортных условий для пересечения государственной границы гражданами государств – членов Таможенного союза, члены Комиссии приняли решение о том, что в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза (в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории) для осуществления установленных видов контроля, могут оборудоваться отдельные каналы (направления) для граждан государств – членов Таможенного союза. Требования, применяемые к обустройству отдельных каналов для граждан государств – членов Таможенного союза, определяются законодательством государств – членов Таможенного союза. Это решение обеспечит равные условия для граждан РБ, РК и РФ при пересечении ими внешних границ Таможенного союза в международных пунктах пропуска. Усовершенствование порядка пересечения государственной границы физическими лицами позволит обеспечить  в пунктах пропуска условия, аналогичные действующим условиях в  государствах Европейского союза, в которых граждане ЕС пропускаются через государственную границу по отдельно выделенным каналам.

                          Участники заседания обсудили вопрос мониторинга  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании  услуг в Таможенном союзе.

                          Члены Комиссии обсудили вопрос соответствия Соглашения об определении таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, положениям Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле и положений Пояснительных примечаний Соглашения ВТО.

                          Комиссия  Таможенного союза внесла ряд  изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов таможенного  администрирования. В целях реализации своего Решения от 20 сентября 2010 года № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» утверждены: структура и формат электронной копии декларации таможенной стоимости (форма ДТС-1), структура и формат электронной копии формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (формы КТС-1 и КТС-2).  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                      •      3.2. Реализация    мер таможенно-тарифной    политики   в   условиях        функционирования таможенного союза

                           2011 год станет вторым годом осуществления таможенно-тарифного

                       регулирования  в   условиях  передачи  функции   применения    большинства

                      инструментов  внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и  в  первую   очередь  Комиссии   таможенного  союза.  

                           Формирование таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза. В целях решения этой задачи в 2009 году была проведена значительная работа по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сформированы рабочие органы таможенного союза. Предварительное рассмотрение предложений по мерам регулирования внешней торговли осуществляется Комитетом по мерам регулирования внешней торговли, который формируется из представителей  органов исполнительной   власти государств – членов таможенного союза.

                            Другим важнейшим шагом стало введение единого для трех стран таможенно-тарифного регулирования торговли товарами с третьими странами. В этих целях были утверждены Единый таможенный тариф таможенного союза и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств – участников таможенного союза. По сравнению с таможенным тарифом, действовавшим в Российской Федерации до 1 января 2010 года,  в Едином таможенном тарифе уровень ввозных таможенных пошлин не изменился для Российской Федерации по 9300 позициям (82%). Понижение ставок затронуло    1500    тарифных    позиций    (фармацевтические     субстанции, фотографических изделий, отдельные виды электрической техники, одежды (при одновременном повышении специфической составляющей), звукозаписывающей аппаратуры, кинокамер, медицинского оборудования), повышение ставок — 350 позиций (отдельные виды мясной и колбасной продукции, дрожжей).

                            С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение   системы   тарифных   преференций,  введение   нетарифных    мер регулирования.

                             Конкретные    условия   и  формат   осуществления  таможенно-тарифной

                      политики  в 2011 и 2012-2013 годах будут определяться дальнейшей реализацией планов    по  формированию      таможенного   союза   с  учетом   следующих  принципиальных моментов.

                            Реализация интересов и задач России в области таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования таможенного союза в случае

                      возможного  присоединения России и других стран-партнеров  к ВТО в 2011 году предполагает необходимость  учета принятых в данной сфере международных обязательств  и  договоренностей,  предусмотрев   внесение соответствующих изменений в договорно-правовую базу таможенного союза. Кроме того, требуется принять меры к тому, чтобы с даты присоединения первой страны таможенного союза к ВТО обеспечить условия для непревышения Единым таможенным тарифом связанных уровней, согласованных данной страной. 
                       

                        • Заключение

                              Таможенное  регулирование  – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие — развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему. Реализация федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:

                        • совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей;
                        • развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.

                             Значительные  изменения характера и сложности  внешнеэкономической деятельности в условиях глобальной экономики, а  также возрастание ее социально-экономического значения для России требуют высокого качества механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Усложнение характера внешнеэкономической деятельности сопровождается адекватным увеличением объемов информации о товарах, условиях их поставки и оплаты, других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные органы. Возрастают объемы информации, которой обмениваются таможенные органы с другими заинтересованными государственными и коммерческими структурами.

                              Появление многочисленных новых субъектов внешнеэкономической деятельности, существенное возрастание информационной нагрузки при принятии управленческих решений на сотрудников таможни, потребность в оперативном информационном обеспечении, необходимость интеграции в систему правил и норм международных организаций в области регулирования ВЭД - вот набор обстоятельств и требований, определяющий актуальность и необходимость исследования данной проблемы.

                              В условиях растущего объема внешнеторговых товаропотоков таможенная служба России, как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования внешней торговли все активней выступает как самостоятельный социально-экономический институт, который фактически создает либо благоприятные условия для внешней торговли, либо барьеры для ее осуществления.

                                      Таким образом, исходя из факторов развития внешней торговли России, сегодня необходим пересмотр устоявшихся понятий таможенного администрирования в свете растущих требований относительно скорости и качества осуществления таможенного регулирования ВЭД.

                          • Список  используемой литературы

                            Нормативно-правовые акты:

                          1. Постановление Правительства Российской Федерации № 500 от 13 августа 2006 года «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».
                          2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года (с изменениями).
                          3. Таможенный кодекс таможенного союза от (в ред. Протокола от 16.04.2010)
                          4. Федеральный закон Российской Федерации  № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
                          5. Федеральный закон Российской Федерации  № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
                          6. Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. №18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130.

                            Перечень  литературы:

                          1. Белов В.П. Таможенно-тарифное регулирование.М.1998г.2ч.
                          2. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.  Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.
                          3. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.
                          4. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004.
                          5. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.
                          6. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и марк. М., 2001.
                          7. Николюкин С.В. Купля-продажа товаров во внешнеторговом обороте. - М.: "Юстицинформ", 2010 г.
                          8. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России.М.: РИО РТА, 2009.
                          9. Основы таможенного дела. Учебник/ Под ред. В.Г. Драганова. М., 2008.
                          10. Петров А.С. Конституционное право РФ.М.2001г.
                          11. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торгов-ли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М,: РИО РТА. 1997. С-200
                          12. Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2009.
                          13. Соболева Н.Н. Таможенное дело. Изд.С.-Петерб. 2009г.
                          14. Соколов К.Я. Таможенное регулирование в России.изд.М.2002г.
                          15. Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2010.
                          16. Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2008.
                          17. Трофимов А.Г. Таможенно-тарифное регулирование.изд.М 2000г
                          18. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно - практической конференции. - М.: РИО РТА, 1995.
                          19. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2009.
                          20. URL: http://www. tks.ru/ news (Дата обращения: 01.11.2010).
                          21. URL: http://top.rbc.ru/economics/06/07/2010/431953.shtml (Дата обращения: 01.11.2010)
                          22. http://stu.customs.ru/ru/activity/transfer/detail.php?id695=6174&i695=4
                          23. http://www1.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id4=10873
                          24. http://stu.customs.ru/ru/activity/transfer/detail.php?id695=8666&i695=1
                          25. http://www.newsru.com/finance/06mar2009/douane.html
                          26. http://www.tsouz.ru
                          27. http://www.tamognia.ru
                          28. http://top.rbc.ru/economics
                          29. http://www.rg.ru/2010/10/18/tamsoyuz.html

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как элемент государственной экономической политики и фактор развития международных экономических отно