Таможенное регулирование Российской Федерации. Сравнение Таможенного законодательства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:22, реферат

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела. 5
Таможенное законодательство. 6
Сравнительная таблица статей, посвященных таможенным органам из Таможенного Кодекса РФ и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». 9
Глава 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 9
Раздел V. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 13
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 19

Работа содержит 1 файл

ADM PRAVO DOKLAD.docx

— 50.10 Кб (Скачать)

 

 

Кафедра административного права

 

 «Таможенное регулирование Российской Федерации.

Сравнение Таможенного законодательства РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

2012 год

Оглавление

Введение 3

Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела. 5

Таможенное законодательство. 6

Сравнительная таблица статей, посвященных таможенным органам из Таможенного Кодекса РФ и ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». 9

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 9

Раздел V. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 13

Заключение 15

Список использованных источников и литературы 19

 

 

 

Введение

 

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового  оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно  пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению  экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых  рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а  государственные границы «прозрачными»  или во многих местах «размытыми», гораздо  более сложной и масштабной, чем  раньше, стала проблема экономической  безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении  зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

Современная ситуация наглядно свидетельствуют  о том, что для достижения успехов  в любой сфере жизнедеятельности  социума - политической, экономической, культурной и др. - необходима глубоко  осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности.

Федеральный закон «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» был принят относительно недавно. В связи с  его принятием, Таможенный Кодекс Российской Федерации частично утратил силу. В своей работе я подробно хочу остановиться на сравнении двух вышеупомянутых законов: Таможенного Кодекса Российской Федерации 28 мая 2003 года N 61 и Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 N 311.

 

 

Основные направления государственной  политики в сфере таможенного  дела.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации(1).

Таможенное  регулирование тесно связано  с такими понятиями, как таможенное дело и таможенное законодательство.

Таможенное  дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу(2).

Другими словами  таможенное дело - своего рода способ реализации мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

 

Таможенное законодательство.

 

Система таможенного законодательства Таможенного  Союза закреплено в ч. 1 и 2 ст. 3 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Так, основными источниками Таможенного законодательства являются:

    1. Таможенный кодекс Таможенного Союза;
    2. Международные договоры государств-членов таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;
    3. Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным Кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза;
    4. Законодательство государства-члена Таможенного Союза (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Несмотря  на достаточно широкую систему источников таможенного законодательства, основными  источниками, наиболее важными выделяется собственно Таможенный Кодекс, и Федеральный  Закон «О таможенном регулировании  в Российской Федерации как наиболее полные и закладывающие основные положения таможенного регулирования. Этому способствовало поэтапное  становление таможенного законодательства.

Изначально  таможенное регулирование в России осуществлялось с 1993 года Таможенным кодексом РФ. В 2003 году была принята новая  редакция кодекса, согласно которой  утрачивали силу многие положения старой редакции, однако полностью отменена она не была. До принятия Таможенного  Кодекса Таможенного союза действовали  две редакции, дополняющие друг друга. С принятием Федерального Закона "О таможенном регулировании в  Российской Федерации" (29 декабря 2010 года) большинство положений Таможенного  Кодекса Российской Федерации (за исключением  статьи 357.10 «Ставки таможенных сборов») утратило силу. Позже, 1 октября 2011 года, полностью утратил свою силу, в связи с чем таможенное регулирование на территории Российской Федерации и Таможенного союза осуществляется посредствам Таможенного Кодекса Таможенного Союза и Федерального Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Оба нормативно-правовых акта содержат в себе положения, дополняющие  друг друга по разным организационно-правовым вопросам. Так, в Федеральном Законе даётся наиболее полный перечень таможенных органов (статья 9, 10 (система органов)), принципы их деятельности (статья 11), их функции и обязанности (статья 12, Глава 2). Таможенный кодекс по определённым положениям выступает в качестве дополняющего нормативно-правового  акта. Например, по системе таможенных органов Кодекс приводит разъяснения  их основных задач.

Таможенный  Кодекс Таможенного Союза устанавливает  основные положения таможенного  регулирования на территории Таможенного  Союза. Согласно части 1 статьи 1 Таможенного Кодекса, под таможенным регулированием в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Так же, согласно части 2 статьи 1 Таможенного Кодекса, таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Однако, в отличие от Федерального Закона, регулирующего основные отношения  в сфере таможенного регулирования  на территории Российской Федерации, Таможенный Кодекс осуществляет регулирование  в отношениях с государствами-членами  Таможенного Союза, (по состоянию  на сегодняшний день: Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия; Киргизия – в процессе присоединения), соответственно большинство положений, указанных в кодексе направленны на урегулирование отношений внутри самого Союза. Так, в рамках кодекса закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур, закреплены основные положения действий единых условий транзита на всей территории союза.

 

Сравнительная таблица статей, посвященных таможенным органам из Таможенного Кодекса  РФ и ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ». (Различия в законах выделены курсивом)

 

 

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 

 

 

1. Система таможенных  органов 

 

 

Статья 9. Таможенные органы и их место в системе государственных  органов Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов.  

 

1. Таможенные органы составляют  единую федеральную централизованную  систему.

2. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не  могут вмешиваться в деятельность  таможенных органов при осуществлении  ими своих функций.

3. Должностными  лицами таможенных органов являются  граждане Российской Федерации,  замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.  

 

 

Статья 10. Система таможенных органов 

 

1. Таможенными органами  являются:

 

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

 

2) региональные таможенные управления;

 

3) таможни;

 

4) таможенные посты.

 

2. Создание, реорганизация  и ликвидация региональных таможенных  управлений, таможен и таможенных  постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

3. Компетенция конкретных  таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

4. Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  таможенного дела, вправе создавать  специализированные таможенные  органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

5. Региональные таможенные  управления, таможни и таможенные  посты действуют на основании  общих или индивидуальных положений,  утверждаемых федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным  в области таможенного дела. Таможенные  посты могут не обладать статусом  юридического лица.

 

6. Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области  таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 401. Таможенные органы и их место  в системе государственных органов  Российской Федерации.

 

 

1. Таможенные  органы составляют единую федеральную  централизованную систему.

2. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления, общественные  объединения не могут вмешиваться  в деятельность таможенных органов  при осуществлении ими своих  функций.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 402. Система таможенных органов

 

1. Таможенными  органами являются:

 

1) федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела;

 

2) региональные  таможенные управления;

 

3) таможни;

 

4) таможенные  посты.

 

2. Создание, реорганизация и ликвидация региональных  таможенных управлений, таможен  и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению  конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области  таможенного дела.

 

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных  на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении  определенных видов товаров.

 

3. Региональные  таможенные управления, таможни  и таможенные посты действуют  на основании общих или индивидуальных  положений, утверждаемых федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного  дела. Таможенные посты могут  не обладать статусом юридического  лица.

4. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.


 

 

Глава 2. Таможенные органы

§ 1. Система  таможенных органов

 

Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов 

 

1. Таможенные органы  выполняют следующие основные  функции (обязанности):

1) проводят таможенный  контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2) содействуют развитию  внешней торговли Российской  Федерации, внешнеэкономических  связей субъектов Российской  Федерации, ускорению товарооборота;

3) ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику;

4) взимают таможенные  пошлины, налоги, антидемпинговые,  специальные и компенсационные  пошлины, таможенные сборы, контролируют  правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

 

 

5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечивают в  пределах своей компетенции защиту  прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявляют, предупреждают,  пресекают преступления и административные  правонарушения, отнесенные законодательством  Российской Федерации к компетенции  таможенных органов, а также  иные связанные с ними преступления  и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

9) содействуют осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, животных  и растений, охране окружающей  природной среды, защите интересов  потребителей товаров, ввозимых  в Российскую Федерацию;

10) осуществляют  в пределах своей компетенции  контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров  через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

11) содействуют развитию  экспортного и транзитного потенциала  Российской Федерации, оптимизации  структуры экспорта, защищают с  использованием средств таможенного  регулирования интересы отечественных  товаропроизводителей, постоянно совершенствуют  систему таможенного контроля, способствующую  оптимальному использованию ресурсов  таможенных органов;

12) обеспечивают в соответствии  с международным договором государств - членов Таможенного союза меры  по противодействию легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма при осуществлении  контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

13) разъясняют заинтересованным  лицам их права и обязанности  в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах  своих полномочий участникам  внешнеэкономической деятельности  в реализации ими своих прав  при совершении таможенных операций  в отношении товаров и транспортных  средств международной перевозки;

14) обеспечивают  выполнение международных обязательств  Российской Федерации в части,  касающейся таможенного дела, осуществляют  сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами  иностранных государств, международными  организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела;

 

15) осуществляют  информирование и консультирование  в области таможенного дела, обеспечивают  в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан  информацией по вопросам таможенного дела;

 

16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

2. Федеральными законами  на таможенные органы могут  быть возложены иные функции  (обязанности).

Раздел V. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Глава 39. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 403. Функции  таможенных органов

 

Таможенные  органы выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление  и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

 

 

 

 

 

 

 

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и  компенсационные пошлины, таможенные  сборы, контролируют правильность  исчисления и своевременность  уплаты указанных пошлин, налогов  и сборов, принимают меры по  их принудительному взысканию;

 

 

3) обеспечивают соблюдение порядка  перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу;

 

 

4) обеспечивают соблюдение установленных  в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей  компетенции защиту прав интеллектуальной  собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой  и иными преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот  через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей,  радиоактивных веществ, видов  животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их  частей и дериватов, объектов  интеллектуальной собственности,  других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) осуществляют в пределах своей  компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

8) ведут таможенную статистику  внешней торговли;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9) обеспечивают выполнение международных  обязательств Российской Федерации  в части, касающейся таможенного  дела, осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися  вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и  консультирование в области таможенного  дела, обеспечивают в установленном  порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские  работы в области таможенного  дела.

Информация о работе Таможенное регулирование Российской Федерации. Сравнение Таможенного законодательства РФ