Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи работы: - рассмотреть структуру и функции таможенных органов,
- выяснить на каких правовых актах базируется правоохранительная деятельность таможенных органов,
- рассмотреть отдельные виды правоохранительной деятельности таможенных органов.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Функции таможенных органов Российской Федерации ………..5
1.1. Таможенные органы Российской Федерации…………………………5
1.2. Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………6
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов ……...8
2.1. Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела ……………………...8
2.2. Таможенные органы как органы дознания …………………………..18
2.3. Основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации …………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………….…… 31
Список литературы …………………………………………………………32
Во втором случае дело расследуется
полностью, органом дознания предпринимаются
все предусмотренные уголовно-
Срок дознания, по общему
правилу, не может превышать одного
месяца со дня возбуждения, включая
в этот срок составление обвинительного
заключения либо постановления о
прекращении или
В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:
По ст. 194 УК РФ проведение предварительного следствия в соответствии с УПК РФ необязательно, и дознание проводится таможенными органами в полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд.
Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания11.
Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.
Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются:
Чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.
После получения сообщения должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.
После проведения проверки
начальник таможенного органа или
его заместитель обязаны
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении
уголовного дела (выносится мотивированное
постановление, о чем
3) о передаче протокола
и других материалов о
Основаниями к возбуждению
уголовного дела являются достаточные
данные, указывающие на признаки преступления.
Проблема оснований к возбуждению
уголовных дел таможенными
Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).
Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству. По возбужденному уголовному делу орган дознания на основании уголовно-процессуального закона производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления.
Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще:
В целом деятельность дознавателя таможенных органов определяется УПК РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования и дознания12.
Экспертиза - это понятие исследований, проводимых в соответствии с уголовно-процессуальным или гражданско-процессуальным законом лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле в целях установления обстоятельств (фактических данных, имеющих значение для дела).
Некоторые отличия определяются лишь самим предметом преступления, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании таможенных преступлений весьма характерно назначение различного рода экспертиз. В этом случае дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.
В системе ФТС России имеется сеть специализированных криминалистических учреждений — лабораторий, во главе с Центральным экспертно-криминалистическим управлением. Эти подразделения вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства экспертиз:
По окончании дознания по ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.
Дела о контрабанде расследуются следователями органов внутренних дел, прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), расследуются следователями ФСБ России. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел13.
По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие необязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.
Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение - процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.
Прокурор вправе возвратить
дело органу дознания со своими письменными
указаниями для производства дополнительного
дознания, либо вернуть дело органу
дознания для пересоставления
2.3. Основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации
В п. 5 ст. 408 ТК РФ сказано, что таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:
В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (подследственность) говорится, что дознание проводится дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ определено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы, как органы дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-4), ст. 189, 190, 193 УК РФ.
Таким образом, правовую основу
оперативно-розыскной
Оперативно-розыскная
Таможенным органам (должностным
лицам), осуществляющим ОРД, запрещается
действовать в интересах какой-
Основаниями для проведения
оперативно-розыскных