Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Импортом товара признается его ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Так гласит п. 10 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ. В Таможенном же кодексе (далее - ТК РФ) термин "импорт" не встречается. Вместо него используется оборот "выпуск для внутреннего потребления". Импорт товара является таможенным режимом, характеризующимся тем, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары находятся на территории их ввоза (импорта) и не связаны обязательством об их вывозе с этой территории.
Любая внешнеэкономическая сделка начинается с составления и подписания контракта. Прежде всего из содержания контракта необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Положения договора могут дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).
В
связи с этим возникает вопрос:
будет ли российский покупатель привлекаться
к ответственности в
Подобная ситуация была рассмотрена
в Постановлении ФАС СЗО от
26.02.2006 N А56-30586/2005. Как следует из материалов
дела, во исполнение импортного контракта
организация в мае перечислила поставщику
аванс. Контрактом определен срок ввоза
товара - 21 июля, фактически товар поставлен
30 августа. Управление ФСФБН посчитало,
что в установленный срок организация
не выполнила обязанность по возврату
денежных средств, которые были уплачены
нерезидентам за не ввезенные на таможенную
территорию РФ товары, за что была привлечена
к административной ответственности по
ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Суд указал, что по смыслу законодательства сроки по возврату денежных средств определяются в контракте и могут не совпадать со сроками ввоза товара. В заключенном сторонами контракте эти сроки возврата не определены, а общий срок действия договора установлен до 31 декабря. В действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по сокращению срока поставки и товар фактически ввезен. (Аналогичного мнения придерживается и ФАС МО в Постановлении от 20.06.2007 N КА-А40/5136-07: если на момент привлечения заявителя к административной ответственности договорные обязательства были выполнены, товар был ввезен, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют.)
Что же должна предпринять российская
компания, если на момент проверки выяснится,
что товар на территорию РФ не ввезен и
аванс не возвращен? Она должна принять
все зависящие от нее меры для соблюдения
норм и правил, регулирующих спорные правоотношения
с иностранным контрагентом: предъявить
претензию, обратиться в суд. Если подобными
действиями организация не добьется отмены
наказания, то, возможно, уменьшит размер
штрафа. Например, в Постановлении ФАС
ДВО от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 суд посчитал,
что принятие мер по взысканию с инофирмы
денежных средств, ранее перечисленных
в счет поставки товара, о чем свидетельствует
принятие к рассмотрению его заявления
арбитражным судом иностранного государства,
является обстоятельством, которое в силу
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении
административного наказания, но не является
основанием для освобождения от него.
Имейте в виду, что таможенные
и налоговые органы контролируют
соблюдение валютного и налогового
законодательства при ввозе (импорте)
товаров на таможенную территорию РФ.
В их компетенцию входит проверка
документов и в случае необходимости написание
акта по результатам проверки. Составлять
же протокол, рассматривать дела об административных
правонарушениях и привлекать к ответственности,
предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, полномочны
органы валютного контроля (ст. 23.60, пп.
80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Поэтому налоговые
и таможенные органы могут только сообщить
в Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора о выявленном по результатам проверки
административном правонарушении.
Из арбитражной практики по этому
вопросу в качестве примера можно привести
Постановление ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1510,
в котором говорится об отсутствии у налоговых
органов РФ полномочий по рассмотрению
дел об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
Упрощенное декларирование
Федеральная таможенная служба России
может устанавливать в
- подача
одной периодической
- выпуск
товаров при условии
- проведение таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа, а на объектах импортеров;
- возможность
хранение этих товаров на
- иные
упрощенные процедуры,
Кто из импортеров может воспользоваться
всеми преимуществами упрощенных процедур?
Такое право дано организациям, осуществляющим
ВЭД не менее трех лет. При этом у них отсутствуют
вступившие в силу и неисполненные постановления
по делам об административных правонарушениях,
они не считались подвергнутыми административному
наказанию за совершение подобных административных
правонарушений в области таможенного
дела. К тому же эти организации ведут
систему учета своей коммерческой документации
способом, дающим возможность таможенным
органам сверять сведения, содержащиеся
в ней, а так же сведения, представленные
ими при производстве таможенного оформления
товаров.
Что это за система учета, позволяющая
предприятию претендовать на применение
упрощенных таможенных процедур? Перечень
документов и сведений, обязательный
для применения специальных упрощенных
процедур таможенного оформления, список
этих процедур, а также применяемый Порядок
ведения системы учета коммерческой документации
приведены в Приказе Минэкономразвития
России от 27.01.2005 N 9 (далее - Порядок).
Данный порядок устанавливает
необходимые требования к правилам
ведения системы учета коммерческой документации.
Она должна включать информацию о внешнеэкономической
сделке, о товарах , находящихся в каждой
товарной партии, а так же последующих
операциях с этими товарами (п. 6 Порядка).
В системе учета отдельно должны
присутствовать сведения о товарах, которые
проходят процедуру декларирования (п.
7 Порядка) в отдельно подаваемых таможенных
декларациях, в одной таможенной декларации,
но имеющими разные номера товара, а также
в одной ГТД под одним номером товара,
правда, они имеют разные технические
и коммерческие характеристики.
В п. 8 Порядка указано: в коммерческой
документации обязаны содержаться
сведения по каждому товару товарной
партии (реквизиты внешнеторгового
договора, паспорт импортной сделки,
счета на оплату и поставку товара,
информацию о ввозимом (импортируемом)
товаре включающую в себя: наименование,
страну происхождения этих товаров, код
по ТН ВЭД РФ и фактурная стоимость). Система
учета должна иметь возможность формировать
сведения в виде формуляра внешнеэкономической
сделки, образец которого приведен в Приложении
к Порядку, с целью представления таможенным
органам в случае проведении таможенной
ревизии или по их письменному запросу.
Требования к системе учета
коммерческой документации достаточно
жесткие. Они предусматривают подробную
идентификацию импортируемого товара
и контроль дальнейших операций с ним
в каждой партии, однако организациям,
претендующим на право применения упрощенных
процедур таможенного оформления, необходимо
их соблюсти.
Таможенная
стоимость как база для исчисления таможенных
платежей
Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся таможенная пошлина, НДС, акциз (для подакцизных товаров), таможенные сборы,.
Базой для исчисления ввозных таможенных
платежей, как правило, является таможенная стоимость, поэтому правильность
ее определения будет влиять на размер
платежей. Она исчисляется одним из шести
методов, изложенных в ст. 12 Закона о таможенном
тарифе. Подробно на этих методах останавливаться
не будем, отметим только, что чаще всего
используется первый метод (по стоимости
сделки с ввозимыми товарами). Если его
применить невозможно, то берется второй
метод, а если и он не подходит - используется
третий и т.д., то есть эти методы применяются
не по желанию декларанта, а последовательно.
При этом последний имеет право выбрать
очередность применения четвертого и
пятого.
Для определения таможенной стоимости
декларант заполняет
Сущность первого метода (ст. 19 Закона
о таможенном тарифе) заключается в том,
что таможенная стоимость ввозимых (импортируемых)
товаров определяется как стоимость совершаемой
сделки, то есть цена, формально уплаченная
либо подлежащая уплате за указанные товары,
плюс дополнительные начисления, предусмотренные
ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе (стоимость
транспортировки, погрузки, выгрузки,
перегрузки и перевалки товаров, затраты
на страхование груза и др.). При этом дополнительные
начисления к этой цене осуществляются
на основании подтвержденных документально
и позволяющих определить количественные
сведения с на основании данных бухгалтерского
учета покупателя. В случае отсутствия
таких сведений данный метод не применяется
(п. 2 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).
Кроме расходов, которые увеличивают
таможенную стоимость ввозимых (импортируемых)
товаров, п. 7 ст. 19 Закона о таможенном
тарифе предусмотрены расходы, в нее не
включаемые: расходы на установку (строительство,
возведение, сборку, монтаж) и техническое
обслуживание товара, на его перевозку
по таможенной территории РФ, а также пошлины,
налоги и сборы, взимаемые в РФ.
Обратите внимание: транспортные расходы
непосредственным образом влияют на
величину таможенной стоимости товара.
При определении этой стоимости
относительно цене, фактически уплаченной
либо подлежащей уплате за эти товары,
следует дополнительно начислить расходы
по перевозке (транспортировке) товаров
до места их прибытия на таможенную территорию
РФ (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном
тарифе). Данные расходы после прибытия
товаров на таможенную территорию РФ в
их таможенную стоимость не включаются
при условии, если они выделены из цены,
заявлены декларантом и подтверждены
им документально (пп. 2 п. 7 ст. 19 Закона
о таможенном тарифе).
То есть если место отправления
обозначить как пункт А, место прибытия
на таможенную территорию РФ - пункт Б,
а конечный пункт назначения - пункт В,
то транспортные расходы на отрезке АБ
будут включаться в расчет таможенной
стоимости товаров, а транспортные расходы
на отрезке БВ, соответственно, нет. Однако
на практике чаще всего перевозка от пункта
А до пункта В осуществляется одним лицом.
Это может быть сама организация-импортер
либо перевозчик. Может случиться так,
что транспортные расходы на всем пути
следования берет на себя иностранный
поставщик и в соответствии с условиями
поставки эти расходы включены в цену
сделки. В любом случае эти расходы от
А до В должны быть разделены (АБ + БВ), а
правильность подобного разделения необходимо
подтвердить документально.
Согласно Инструкции определяющей
порядок заполнения декларации таможенной
стоимости при осуществлении перевозки
(транспортировки) безвозмездно либо посредством
собственных транспортных средств покупателя
расчет осуществляется на основании установленных
на момент транспортировки груза тарифов
по перевозке соответствующим видом транспорта.
Если же у декларанта отсутствуют сведения
о единых тарифах, то для целей таких расчетов
должны использоваться данные бухгалтерского
учета по калькулированию транспортных
расходов с обязательным включением всех
требуемых статей или элементов затрат.
Если ДТС-1 заполняется в отношении товаров
нескольких видов, то расходы на перевозку
(транспортировку) товаров до места прибытия
на таможенную территорию РФ распределяются
между товарами различных наименований
исходя из пропорций их веса брутто.
Если в соответствии с предусмотренным
внешнеторговым контрактом базисом
поставки расходы по доставке товара
по территории РФ (после места ввоза)
были включены в цену сделки, то для
импортера предусмотрена
В старой Инструкции по заполнению форм
декларации таможенной стоимости были
установлены обязательные условия,
позволяющие декларанту заявлять соответствующие
расходы к вычету: раздельное указание
в счете-фактуре, выставляемом продавцом
покупателю для оплаты товаров, расходов
по доставке до и после ввоза (импорта)
на таможенную территорию РФ, а также соответствующая
оговорка во внешнеторговом контракте.
В связи с этим интересным представляется
мнение ГТК России, изложенное в Письме
от 13.03.2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по
доставке товаров при определении таможенной
стоимости ввозимых товаров". Письмо
хоть и ссылается на эту старую Инструкцию,
однако смеем предположить, что подход
таможенных органов к данному вопросу
вряд ли изменился. Раздельное указание
в счете-фактуре и внешнеторговом контракте
расходов по доставке товаров до и после
места ввоза является обязательным, но
недостаточным для их учета (исключения
из цены сделки) условием при определении
таможенной стоимости ввозимых (импортируемых)
товаров. Так, в результате контроля таможенной
стоимости ГУТНР были выявлены случаи,
когда на основании раздельного приведения
соответствующих расходов в счете-фактуре
декларантом значительно завышалась стоимость
доставки товара по территории РФ. В связи
с этим сведения о стоимости доставки
товара по территории РФ должны быть подтверждены
документами, позволяющими однозначно
доказать правомерность этих вычетов
и определить их величину. Для этого в
документах должен быть четко определен
устанавливаемый порядок расчета стоимости
транспортировки таких грузов в зависимости
от расстояния (дальности перевозки).