Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:23, реферат
Реформы политического и экономического характера, проводимые в Казахстане, привели к изменениям и сфер управления. Одной из таких существенных сфер является таможенное дело и таможенная политика, которая составляет важную часть внутренней и внешней политики Республики Казахстан. Таможенная политика способствует становлению и развитию нового экономического уклада, содействует становлению и развитию новых, рыночных отношений в национальной экономике страны.
Таможенную политику в Казахстане осуществляют таможенные органы страны, которая в качестве составляющей входит в общую внутреннюю и внешнюю политику республики.
Введение
Глава 1 Проведение таможенного контроля в Республике Казахстан
1.1 Сущность таможенного контроля в Республике Казахстан
1.2 Этапы проведения таможенного контроля
Глава 2. Анализ проведения таможенного контроля по ВКО
2.1 Места проведения таможенного контроля по ВКО
2.2 Анализ проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми на железнодорожном транспорте ВКО
2.3 Анализ проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами по ВКО
Глава 3. Совершенствование процедуры таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств
3.1Система эффективного послетаможенного контроля
3.2 Рекомендации по упрощению процедуры таможенного оформления
Заключение
Список использованной литературы
Постановлением Правительства Республики Казахстан №688 от 24 июня 2002 года и приказа ТК МГД РК №42 от 10.07.2002 года сегодня вновь создана таможня "Семей" с оперативным подчинением ТУ по ВКО, которому она подчинена и подконтрольна. На сегодняшний день штатная численность таможни "Семей" составляет 188 человек. В данное время в состав таможни "Семей" входят: 5 приграничных с Российской Федерацией таможенных постов. Это таможенные посты "Ауыл", "Байтанат", "Коянбай" (в бывшем "Бозтал"), "Железнодорожный", "Жезкент", из них 4 автоперехода и один железнодорожный переход [25, с.15].
Зоной деятельности таможни "Семей" является территория общей площадью 44,3 тыс. м2, с населением более 368,2 тыс. человек. Протяженность таможенной границы с Российской Федерацией составляет 407 км.
Город Семипалатинск находится на пересечении железнодорожных, автомобильных магистралей, связывающих Китай, Среднеазиатские республики, юг Казахстан с регионами Западной Сибири Российской Федерации, по которым активно осуществляется внешнеэкономическая деятельность города.
Немаловажную роль играет тот фактор, что через г. Семипалатинск пролегают важнейшие международные железнодорожные и автомобильные магистрали.
Таможенный пост "Железнодорожный" начал свою работу с 15 января 1999 года. Первоначально таможенный пост дислоцировался на станции Шемонаиха Алматинской железной дороги в 18 км от границы с Российской Федерацией и в 120 км от Главного таможенного управления по ВКО. С августа 1999 года таможенный пост дислоцировался в г. Семипалатинск, с апреля 2002 года - на станцию Ауыл. На таможенном посту "Железнодорожный" имеется один железнодорожный переход - станция Локоть. На таможенном посту "Железнодорожный" производится таможенное оформление: товаров, перемещаемых физическими лицами в пассажирских составах - на станции Ауыл, грузовых составов по процедуре ВТТ - на станции Локоть [29].
Таможенный пост "Железнодорожный" расположен непосредственно возле железнодорожной магистрали, по которой происходит перемещение большого числа объема грузового и пассажирского потока. Основной массой перемещаемого в РФ товара являются товары народного потребления производства КНР, импорт в РК составляют в основном продукты питания. Так как железная дорога проходящая через таможенный пост "Железнодорожный" связывает страны Средней Азии и Российскую Федерацию, криминогенная обстановка на данном участке остается сложной, о чем говорит количество выявленных фактов контрабанды всего 3 за 2007 год, что составляет 30% от общего количества.
После объявления Казахстаном независимости были приняты радикальные меры по либерализации внешнеэкономических связей: все производители независимо от формы собственности получили право самостоятельного выхода на внешний рынок. Возникла объективная необходимость в создании нового механизма таможенного контроля и расширения сети таможенных учреждений. Рост числа участников внешнеторгового оборота создал такие перегрузки в работе приграничных таможен, что они оказались просто не в состоянии справляться с возложенными на них функциями. Для нормализации ситуации необходимо было срочно разгрузить приграничные таможенные пункты и перенести зоны таможенного контроля вглубь страны.
Создание внутренних таможенных органов имело целью не только разгрузить приграничные пункты. Приближение учреждений таможенного контроля непосредственно к товаропроизводителям, к объектам промышленной инфраструктуры позволяет значительно повысить эффективность их деятельности. Формирование внутренних таможенных органов способствует решению многих важных задач. Во-первых, заблаговременное выполнение основных таможенных формальностей в пределах внутренних зон контроля значительно сокращает время прохождения досмотра на границе. Во-вторых, именно внутренние таможни и таможенные посты в наибольшей степени содействуют развитию внешнеэкономических связей региона.
Расположение таможен и таможенных постов определяется в первую очередь потребностями внешнеэкономического оборота. Зоны их деятельности могут не совпадать с границами административно-
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от нее в целях более эффективного осуществления функции таможенного контроля. В отличие от таможни таможенный пост не является юридическим лицом. Зоной деятельности поста, попадающего под юрисдикцию той таможни, которой он подчинятся, являются один - два района области, объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции). Как правило, таможенные посты создают вдоль государственной границы почти в каждом пункте перехода [29].
За 2006 год таможня "Семей" в доход республиканского бюджета перечислила таможенных платежей и налогов в сумме 2 млрд.106 млн. тенге, а по итогам 2007 года в бюджет РК поступило таможенных платежей и налогов в сумме 2 млрд.334 млн. тенге, по сравнению с показателями 2006 года взыскано на 228 млн. тенге больше, прирост составил 11%. Доля таможенных платежей и налогов в общей сумме налоговых поступлений государственного бюджета по ДТК по ВКО за 2007 год составила 24% [29].
По итогам 2007 года плановое задание по видам таможенных платежей и налогов исполнено (Приложение 1):
по таможенным сборам (102% (647444 тенге), в 2006 году данный показатель составил 65085,5 тенге);
по импортной пошлине (101% (210940,79 тенге), в 2006 году - 105418,2 тенге);
по акцизам (112% (18864,347 тенге), в 2006 году - 2358 тенге)
Сильно возрос процент оформления контроля доставки товаров в 2007 году, но мы также видим несоответствующий, но незначительный процент подтверждения данных документов. На период 2005 и 2006 годов приходится равное количество оформленных и подтвержденных документов. Данная тенденция говорит о том, что на период 2007 года сильно возрос товарооборот страны, которое естественно является плюсом для экономики нашего государства. А также наблюдается оперативность работы отдела контроля доставки товаров [27, с.35].
В 2007 году количество грузов из Республики Казахстана уменьшился на 11113, если в 2006 году данный показатель составлял 42528, то в 2007 - 31415, но возрос приток количества ввезенных товаров на 51550, так если в 2006 году он составлял - 88226, то в 2007 - 139776. Высокий же уровень вывоза товаров из страны приходится на 2005 год (Приложение 2). И в том и другом случае количество ввезенных товаров превышает количества грузов проследовавших через границу РК из Казахстана. И по поводу этого государством проводится политика по ограничению ввоза товаров на определенные виды продукции [19, с.25].
Количество физических лиц пропущенных через таможенную границу РК и из Казахстана в 2007 году возросло по сравнению с 2006 годом на 104 и составило 311657. Также высокое число пропущенных физических лиц в Казахстан приходится на 2007 год и составляет 274355 (Приложение 3). Это говорит о том, что деловая активность физических лиц возросла.
В связи с применением новых методов таможенных служб, такие как пломбирование, установление сроков, перемещения транзитов товаров по личной базе таможенных органов снизилось сопровождения товаров. Это говорит о доверительном характере между участниками ВЭД и таможенными органами. Основной группой товаров, ввозимых на таможенную территорию РК в зоне деятельности таможни "Семей" явились: продукция мукомольно-крупяной промышленности, продукты питания, продукты переработки овощей, плодов, фруктов, химические реагенты и компоненты, используемые в кожевенной, горнодобывающей, легкой промышленности, строительный материал, полимеры, резинотехнические изделия, каучук, древесина, бумажно-тарная продукция, промышленное оборудование. В 2007 году по таможне "Семей" оформлено ГТД - 6328, в 2006 году данный показатель составил 5930, в 2005 году соответственно 7432 [29].
Таблица 1. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций на таможне "Семей", тыс. тенге
| 2005 год | 2006 год | отклон. | 2007 год |
Общее количество оформленных ГТД | 7408 | 5926 | 1482 | 6238 |
В том числе: Импорта | 4289 | 3934 | 355 | 4325 |
Экспорта | 3119 | 1992 | -1127 | 1913 |
В разрезе таможенных постов по таможенному посту "Железнодорожный" таможни "Семей" наблюдается наименьший показатель таможенного оформления (Приложение 4).
Таблица 2. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций на таможне "Семей" в разрезе таможенных постов, тыс. тенге
Наименование таможенного поста | 2005 год | 2006 год | отклонение | 2007 год | отклонение |
Ауыл | 1532 | 1132 | -400 | 1249 | +117 |
Байтанат | 289 | 261 | -28 | 270 | +261 |
Коянбай | 105 | 183 | +89 | 197 | +14 |
Жезкент | 1780 | 1507 | -273 | 1628 | +121 |
Жел/дор. | 534 | 14 | -520 | 45 | +31 |
ОТО | 3168 | 2829 | -339 | 2849 | +20 |
ИТОГО: | 7408 | 5926 | -1482 | 6238 | +312 |
В экспорте 2007 года преобладают такие виды товаров как: продукция сельского хозяйства, отходы и лом чёрных металлов, стройматериалы, медь и изделия из неё, каменный уголь, лес и лесоматериалы, шерсть [29].
Основными партнерами предприятий ВКО являются субъекты внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
В целях оптимизации порядка таможенного оформления, введен трёхэтапный механизм таможенного оформления и таможенного контроля. Данный механизм соответствует принципу разделения таможенного контроля на документальный и фактический и способствует сокращению длительности таможенных процедур по методу "день в день". Но при этом существуют некоторые трудности, которые необходимо решать и постепенно совершенствовать таможенные органы, так как они защищают интересы не только участников ВЭД, но и интересы государства.
Всего таможенных платежей и налогов по оформленным ГТД на таможенном посту "Железнодорожный" в 2007 году взыскано на сумму 260,29 тыс. тенге. В 2006 году данный показатель составлял 3612 тыс. тенге.
Проведение таможенного контроля сопряжено с рядом трудностей.
Таможенный контроль в первую очередь характеризуется выявлением таможенных преступлений и правонарушений.
Анализируя криминогенную обстановку в зоне деятельности таможни "Семей" можно отметить, что в последнее время увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, приоритетом также является борьба с экономической контрабандой.
Несмотря на предпринимаемые меры структурными подразделениями таможни по борьбе с преступлениями, криминогенная обстановка, связанная с нелегальным оборотом наркотиков, товаров и транспортных средств на казахстанско-российской границе продолжает сохраняться.
Так, неуклонно возрастает объем контрабанды наркотических средств.
Таблица 1. Объем изъятых наркотических веществ на таможне "Семей", в граммах
Виды наркотиков | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 1 кв. 2008 год |
Героин | 42,04 | 2454,5 | 5553,05 | 27523,79 |
Марихуана | 12290,94 | 818,79 | 20171,72 | 32,71 |
Опий-сырец | 3,52 | 15153,7 | 60478,77 | 25298,8 |
Гашиш | 6,13 | - | - | 881,47 |
Итого: | 12342,63 | 40726,99 | 86203,54 | 53736,77 |