Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет исключительно важную роль в развитии экономики в целом, так как оно способствует переходу экономики на инновационную модель развития, выполнению международных обязательств, поддержанию стабильности международной торговой системы.
Многие страны мира накопили огромный позитивный опыт модернизации и совершенствования таможенно – тарифного регулирования. Накопленный опыт сконцентрированный в национальных законах и многосторонних международных договоренностях, благодаря чему эти страны решают многие приоритетные социально – экономические проблемы.

Работа содержит 1 файл

диплом глава 1.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

Страны – участницы  Таможенного союза согласуют  принципы и порядок формирования Единого таможенного тарифа, включая  сроки, этапы, обязательства сторон о согласовании решений об изменении  ставок ввозных таможенных пошлин в  период формирования Единого таможенного  тарифа, условия и механизм применения тарифных квот.

При этом тарифная квота  – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств – участников Таможенного союза  отдельных видов товаров. Для  этих товаров предусматривается  применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Единый таможенный тариф  считается сформированным, если ставки ввозных таможенных пошлин сторон совпадают  по всей номенклатуре товаров. Стороны  согласуют условия и порядок  применения одной из сторон более  высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях.

Таможенно – тарифная политика в рамках Таможенного союза предполагает:

- расширение отраслевых  приоритетов до масштабов объединенных  экономик России, Белоруссии и  Казахстана и необходимость  органической увязки интересов развития российских производств с интересами аналогичных или сопряженных производств других членов Таможенного союза;

- изменение подходов к  учету интересов потребителей, принимая  во внимание масштабы, структуру и особенности производственного и личного потребления в странах Таможенного союза;

- совершенствование наднационального  механизма таможенно – тарифного регулирования в целях повышения оперативности, прозрачности и гибкости принятия решений;

- создание единой базы  информационных ресурсов, необходимых  для обоснования и повышения  эффективности решений, принимаемых  в рамках проведения коллективной  таможенно – тарифной и нетарифной политики стран – членов Таможенного союза, а также для налаживания обратной связи.

Создание Таможенного  союза и в среднесрочной перспективе  – единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки и реализации торговой, в том числе таможенно – тарифной политики. Такая политика будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран – участниц.

Россия должна адаптироваться к новым, пока еще несовершенным  условиям и инструментам функционирования таможенно – тарифной политики Таможенного союза ЕврАзЭС.

 

Понятие таможенной пошлины  и ее функции.

Ведущую роль в таможенно – тарифном регулировании играют таможенные пошлины. От степени их экономической обоснованности зависит эффективность таможенно – тарифного регулирования внешней торговли товарами.

Таможенная пошлина –  обязательный платеж в федеральный  платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного союза, в целях таможенно – тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выделяется ряд экономических  функций таможенных пошлин:

- протекционистская – для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;

- преференциальная – для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

- статистическая – для более точного учета внешнеторгового оборота;

- уравнительная – для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Рассматривать таможенную пошлину  как обычный налог, взимаемый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко не правомерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права.

Так, согласно принципам  и нормам ГАТТ таможенная пошлина  является торгово – политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина – прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых операций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной торговли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующих с отечественным производством импорта аналогичных иностранных товаров.

Невысокая эффективность  таможенно – тарифной политики России во многом определяется тем, что на таможенные органы возложены фискальные функции, призванные решать в первую очередь задачи пополнения доходной части федерального бюджета, а проблемы структурного регулирования  и защиты отдельных отраслей отнесены на второй план. Поэтому таможенные пошлины и другие бюджетные доходы от внешнеэкономической деятельности являются наиболее стабильным источником бюджетных поступлений.

Вместе с тем имеются  и примеры проведения тарифной политики, направленной на поддержку структурно – технологических приоритетов развития экономики. Это проявилось в снижении ввозных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся.

Следовательно, формирование доходной части федерального бюджета  по сравнению с вышеуказанной  задачей таможенной пошлины является вторичной функцией. В рамках ВТО  предусмотрена прогрессивная либерализация  таможенно – тарифного регулирования международной торговли вплоть до полной отмены ввозных таможенных пошлин. Таким образом, значение фискальной функции ввозных таможенных пошлин как средства пополнения доходной части бюджета будет постепенно снижаться. Вместо традиционных ввозных таможенных пошлин с целью защиты отечественных товаропроизводителей в международной практике все большее применение находят специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

 

Классификация таможенных пошлин.

В зависимости от характера  условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на обычные таможенные пошлины и  особые виды таможенных пошлин. Обычные  таможенные пошлины используются при  регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе.

Существует следующая  классификация таможенных пошлин в  зависимости от их предназначения и  направленности.

По объекту обложения. В мировой практике в зависимости от характера движения и направленности  перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные (ввозные) пошлины – наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин. Ввозные пошлины – один из способов регулирования внешнеторговой деятельности. Они применяются в отношении импортных товаров при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Используются для повышения цен на импортные товары в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров в протекционистских целях. Они дают возможность повышать цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Экспортные (вывозные) пошлины - разновидность налога, взимаемого при экспорте товара. Экспортные пошлины применяются в отношении экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются крайне редко отдельными странами в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары в целях сокращения экспорта и пополнения бюджета. Вывозные пошлины встречаются значительно реже импортных. Применяются странами, вывозящими главным образом сырьевые товары, в целях расширения доходной части бюджета и сдерживания экспорта сырья в интересах внутреннего рынка. Согласно ГАТТ, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) должен применяться к способу взимания таких пошлин, а также ко всем правилам и нормам, установленным для экспорта соответствующего товара. Практика переговоров о присоединении ряда стран к ВТО свидетельствует о попытках некоторых стран – участниц ВТО трактовать применение экспортных пошлин как меру по ограничению экспорта и требовать ее отмены.

В России они применяются в отношении сырьевых товаров, в частности, при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин.

Транзитные пошлины. Транзит  – провоз товаров, пересылаемых из одной страны в другую, через третью страну, лежащую на пути; товар в  данном случае называется транзитным имуществом; пошлины, взимаемые за право провоза, - транзитными пошлинами.

Транзитные пошлины, которые  в настоящее время практически  нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

По способу исчисления и взимания. Адвалорные пошлины – таможенные пошлины, ставки которых устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Большая часть ставок таможенных пошлин в национальных таможенных тарифах определяется в адвалорной форме. Адвалорные пошлины ставят величину таможенных платежей в зависимость от стоимости импорта (экспорта) и тем самым делают таможенный тариф средством эффективного регулирования величины внешнеторгового оборота.

Адвалорная пошлина –  самая распространенная в международной торговле пошлина ввиду пустоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международной торговли, способности служить инструментом сравнения степеней защиты рынка.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу  и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Величина начисляемой таможенной пошлины при использовании адвалорных ставок зависит от уровня внешнеторговой цены и соответственно таможенной стоимости товара.

В таможенно – тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20 – 25 %, а в отдельных случаях и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортного товара так же важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

Положительной чертой адвалорных пошлин является поддержание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфические пошлины –  начисляются  в установленном  размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка. Специфические пошлины обычно применяются в отношении стандартизированных товаров и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары: когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.  Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. Использование специфических ставок позволяет не допускать уменьшения поступлений таможенных пошлин при падении мировых цен на отдельные товары, а также при занижении фактурных цен на импортируемые товары.

Комбинированные пошлины, сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, т.е. исчисляемые  в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка. В большей мере комбинированные пошлины используются при импорте товаров как инструмент борьбы с занижением их таможенной стоимости. Имеет место установление комбинированных ставок и при введении экспортных таможенных пошлин, в частности, при экспорте энергоресурсов.

По происхождению. Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные – устанавливаются  на базе двусторонних или многосторонних соглашений, таких, как ГАТТ/ ВТО.

Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые устанавливаются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок. Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

Информация о работе Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци