Таможенная служба России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Целью написания настоящей работы является рассмотрение основ таможенной службы в России в конце XIX - начале ХХ века.
Для выполнения намеченной цели необходимо:
- охарактеризовать таможенную службу России, дать понятие и определить основные ее функции;
- провести исторический анализ правового регулирования таможенной службы;
- рассмотреть систему таможенных органов в России конца XIX – начала ХХ века.

Содержание

Введение 3
1. Сущность таможенной службы в России 4
2. Законодательное регулирование таможенной службы 7
3. Таможенные органы во второй половине 19 – начале 20 веков 11
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Таможенная служба России во второй половине 19 века.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Создание  структуры таможенного ведомства в составе Министерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов государственного управления российской империи, ростом экономики страны и ее внешнеэкономическими связями. Департаменту таможенных сборов подчинялись Таможенная, Пограничная и Корчемная стражи.

     Первый  таможенный флаг был утвержден в 1827 году. Его прообразом стал военно-морской (Андреевский) флаг. Из-за необходимости выразить многоступенчатую подчиненность Пограничной стражи на флаге образовалась довольно сложная композиция, включавшая изображение российского коммерческого флага, государственную символику в виде герба и собственно эмблему Пограничной стражи.

     На  брейд-вымпеле Шефа Пограничной  стражи (министра финансов) была помещена также символика таможенного ведомства - два перекрещенных кадуцея (обвитых змеями магических жезла), отличного от флага таможни. При разработке флага Пограничной стражи учитывалось, что это - военизированное подразделение. Это нашло отражение в эмблеме Пограничной стражи, которая включала в себя изображение перекрещенных сабли и винтовки со штыком. Из-за необходимости выразить многоступенчатую подчиненность Пограничной стражи на флаге образовалась довольно сложная композиция, включавшая изображение российского коммерческого флага, государственную символику в виде герба и собственно эмблему Пограничной стражи. На брейд-вымпеле Шефа Пограничной стражи (министра финансов) была помещена также символика таможенного ведомства - два перекрещенных кадуцея (обвитых змеями магических жезла).

     В связи с возрастанием значения Санкт-Петербургского порта и ростом грузооборота в 1832 было возведено здание Санкт-Петербургской  портовой таможни. Над ним был  поднят российский таможенный флаг. Начало развития железнодорожного сообщения как основного вида сухопутных грузоперевозок вызвало необходимость строительства Московской складочной таможни. Комплекс таможенных зданий был построен в 1853 г. С начала 1865 года функции по правлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов.

     В 1868 г. был издан новый тариф, значительно  понизивший пошлины на привозное  сырье и полу обработанные материалы. Он оказался результативным с точки  зрения фискальных интересов. В первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием. В 1868 г. Государственный совет российской империи принял постановление, закрепившее "Положение о морской пограничной полосе". Но количество контрабанды не уменьшалось. В 1872 г. был принят пакет документов по укреплению пограничной стражи и создана крейсерская Балтийская таможенная флотилия. С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и состояния финансов страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Отчасти это было вызвано прекращением в середине 70-х гг. XIX в. притока иностранного капитала и необходимостью выплачивать немалые проценты по ранее заключенным облигационным займам. Таможенно-политическая переориентация обусловливалась и русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг. С 1 января 1877 г. была введена уплата таможенных пошлин золотом, до этого времени они взимались кредитными билетами. В условиях падения в стране вексельного курса при значительном выпуске кредитных билетов на военные цели это нововведение означало огульное повышение пошлин на 30, 40, 50 % и более. Вскоре оно привело к сокращению ввоза в страну иностранных товаров. Торговый баланс снова сделался активным. В 1885 г. пошлины повысились еще на 10 - 20 %, в 1890 г - на 20 %. Была введена пошлина на хлопок, усилилось обложение импортного чугуна.

     В круг обязанностей служащих Департамента таможенных сборов Министерства финансов, вновь созданного органа управления таможенным делом, помимо главной задачи - обеспечения сбора таможенных пошлин, входили контроль за состоянием таможенных округов, таможен и застав по всему государству, составление генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии с обозначением больших и малых, пограничных рек и иных водных путей сообщения, а также морских берегов, удобных для причаливания судов и выгрузки товаров. Таможенная политика в этот период отличалась протекционистской направленностью. Россия не шла по пути экономического обособления от мирового хозяйства. Ее цель состояла в том, чтобы усилить вывоз, сократить и затруднить ввоз. Таможенная политика диктовалась также соображениями и финансового порядка. Министр финансов России С.Ю. Витте, обосновывая протекционистскую политику, писал: "Большая нация должна базировать свою экономическую жизнь на внутреннем производстве и потреблении, для чего ей необходимо пройти период протекционизма". В протекционизме С.Ю. Витте видел средство к национальной независимости и могуществу России. К началу 90-х гг. XIX в. в стране существовала разветвленная система таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступлений в доход государства. В их число входили: ординарная пошлина с ввозимых и отпускных товаров, штрафные деньги, сборы с судоходства, канцелярские пошлины, хозяйственные и прочие доходы. Основные экспортно-импортные операции по-прежнему производились по европейской границе10.

     В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение Министра финансов.

     В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация  таможенной службы в царской России.

     Мировая война, первые годы революции и гражданской  войны окончательно свели к нулю, как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопроса о таможенной политике не возникало.

     К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие  перемены произошли после Октябрьской  революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней  торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.

     22 апреля 1918 года был принят декрет  СНК о национализации внешней  торговли. Через месяц учреждается  пограничная охрана. В июне принят декрет 'О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности. Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности11.

     Таможенная  система России к началу 20-х годов  фактически оказалась разрушенной. Большинство таможенных учреждений закрылись на длительный срок, а  многие из них прекратили свое существование. Довольно широкое распространение получили взгляды на таможню как на реликт царской России. Но, как и любое государство, Советская республика нуждалась в атрибутах своей суверенности. По этой причине возобладало понимание необходимости возобновить деятельность таможенных учреждений. Одновременно с провозглашением монополии государства на внешнюю торговлю в мае 1918 г. советское правительство приняло декрет о таможенных сборах и о таможенных учреждениях. В марте 1922 г. было сформировано восемь таможенных округов и два таможенных участка, в состав которых вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Возрождение таможенных учреждений в РСФСР было связано с новой экономической политикой (НЭП) и оживлением торговли.

     За  этим последовало установление торгово-экономических связей Советской России с зарубежными государствами и увеличение объема внешней торговли. В апреле 1922 г. открылась международная Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам. Делегация РСФСР 2 в составе которой, были видные государственные деятели того времени Г.В. Чичерин, Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский ,использовала свое участие в конференции для прорыва дипломатической и экономической изоляции советского государства. В местечке Рапалло был подписан договор с Германией о восстановлении российско-германских, дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей. Позитивное воздействие на развитие внешнеторговых связей советского государства оказала денежная реформа, проведенная в 1922-1924 гг.12

     В основе ее лежало введение в оборот твердой валюты - советского червонца. В 1922 г. были утверждены первые советские  таможенные тарифы по европейской привозной  и вывозной торговле. Новый таможенный тариф, введенный в январе 1924 г., значительно повысил пошлины на предметы роскоши и некоторые другие товары. В тоже время закреплялся принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности и сельского хозяйства. В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Он закрепил сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) и Таможенно-тарифный комитет (ТТК). Предусматривалась четырехзвенная таможенная структура: ГТУ и его отделения в союзных республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты.

     Устав сыграл положительную роль в становлении  таможенной охраны, усилении борьбы с контрабандой. В 20-е годы контрабандные товары наводнили не только рынки приграничных районов, но и проникли вглубь страны. Контрабандисты прятали товары не только в транспортных средствах, но в продуктах питания, бревнах сплавляемых плотов и т.д. Одновременно за границу контрабандным путем вывозились наиболее ценные виды сырья и валюта. В целях усиления борьбы с контрабандой при ГТУ была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах - окружные комиссии. Устав действовал четыре года и был заменен первым Таможенным кодексом СССР, утвержденным в декабре 1928 г., который закрепил в качестве главной задачи и функции таможенной службы контроль за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю.

     В конце 20-х годов обозначился курс политического руководства СССР на свертывание НЭПа, его рыночных отношений и переход к планово-распределительной системе хозяйствования. Этот курс отразился и на таможенной системе. Таможенный тариф, принятый в мае 1930 года, содержал всего 122 статьи ввозимых товаров, подлежащих обложению. В 1929 -1930 гг.13 была проведена широкомасштабная перестройка работы таможен. Это свелось к упрощению их функций и структуры, изъятию служебных и складских помещений. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями. Не избежали таможенные органы потерь многих таможенных работников ходе "чисток государственных учреждений от классово - чуждых элементов" и необоснованных репрессий в 30-е годы.

     Приказом  Народного комиссариата внешней  торговли СССР от 8 мая 1934 г. были утверждены правила ношения унифицированной  формы одежды и знаки различия.

     Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования. В начале Великой Отечественной войны почти 90% личного состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

     В годы войны на первый план выдвинулись  задачи таможенного оформления и  пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства, медикаменты, продовольствие и другие товары).

     Грузы перевозились на судах советского торгового  флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев - специальных соединений караванов  торговых и транспортных судов, идущих под охраной военных кораблей.

 

Заключение

     Конец XIX - начало XX в. - время ощутимых количественных и 
качественных перемен в российской экономике. Высокими 
темпами росла отечественная промышленность. Таможенное дело решало множество проблем в целях развития международных торговых отношений. Это прежде всего вопросы развития таможенного законодательства, таможенных доходов и контроля, борьбы с контрабандой, статистики.

     Развитие  таможенного дела на рубеже XIX-XX вв. формировалось в сложной обстановке, во времена переворотов и политических преобразований.

     Особое  беспокойство вызывала ситуация, сложившаяся  на морских участках границы России к середине 60-х г. XIX в. В эти  годы остро стояла задача распространить таможенный надзор на прибрежные воды. Морские контрабандисты без особого труда переправляли на берег товары, минуя малочисленные береговые дозоры пограничной стражи.

     Деятельность  пограничной стражи была четко регламентирована в нормативно-правовом отношении. Особое внимание было уделено профессиональной подготовке как новобранцев, так и опытных чинов пограничной стражи. 
К концу XIX в. в основном завершилось развитие пограничной стражи как специальной государственной структуры, основанной на воинских началах. Превратившись в начале XX столетия в весьма внушительную силу численностью более 60 тыс. человек, пограничная стража стала важной составной частью Вооруженных сил России.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Алехин  А.П., Козлов Ю.М. Административное право  РФ. Учебник. Часть I. Сущность и основные институты административного права. - М.: МГУ, 1995. С. 135.
  2. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005. С. 21.
  3. Витчевский В., Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С 24-25.
  4. Декреты советской власти. Т.1. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М., 1957. С.300.
  5. История российской таможни// http://museum.customs.ru/ru/history/index.php?id286=26
  6. История таможенного дела и таможенной политики России/- под общ. ред. А.Е.Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
  7. Колдаев В.М. Развитие советского законодательства о борьбе с контрабандой // Вестник Ленинградского ун-та. Серия «Экономика, философия, право». Выпуск 4. 1971. №23. С. 143.
  8. Курицын В. М. История государства и права России. 1929-1940 гг. М.: «Международные отношения», 1998.
  9. Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: Юрид. лит., 1966. С. 75.
  10. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. - 2001. - № 10.
  11. Саушкин С.А. Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле Российского государства (XI–XIX в)// Таможенное право, 2007. - №2
  12. Служащий советского государственного аппарата. Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Юрид. лит., 1970. С. 16-60.
  13. Филонов И.А. История таможенной службы России//Экономика и финансы, 2007. № 3.

Информация о работе Таможенная служба России во второй половине 19 века