Введение
Внешнеэкономическая
деятельность является мощнейшим фактором,
оказывающим благоприятное или
разрушающее воздействие на экономику.
Конкретные меры ее регулирования определяются
хозяйственной стратегией руководства
страны, которая предопределяет основные
стратегические задачи развития экономики.
Эти задачи предусматривают стабилизацию
экономики и экономический рост, достаточное
предложение товаров на внутреннем рынке,
создание современной инфраструктуры
и условий для развития перспективных
отраслей, формирование экспортного потенциала,
разумную либерализацию экономики, улучшение
инвестиционного климата и состояния
платежного, гарантию защиты от недобросовестной
конкуренции иностранных экспортеров
и др. Большое значение имеет стабильность
таможенной политики, особенно для создания
благоприятного инвестиционного климата,
а также необходима устойчивая, эффективная
работа таможенной службы.
Актуальность рассматриваемой
темы обусловлена особенностями становления
новых экономических отношений в современной
России, возрастанием научного и практического
интереса к изучению опыта осуществления
таможенной политики, а также роли и места
таможенных органов в системе государственного
управления. Переход экономики России
на рыночные отношения вызвал необходимость
дальнейшего совершенствования таможенной
политики как важнейшей сферы политической,
экономической и правовой деятельности
государства, неотъемлемого инструмента
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности, а вместе с ней и коренного
преобразования российской таможенной
службы.
1.
Понятие и сущность
таможенной политики
Нередко
таможенная деятельность ассоциируется
только с работой Федеральной
таможенной службы. Однако фактически
в ее осуществлении в той или
иной мере принимают участие практически
все федеральные органы законодательной
и исполнительной власти, поэтому для
рационального управления таможенную
деятельность необходимо соответствующим
образом структурировать. Таможенная деятельность
в совокупности включает разработку государственной
таможенной политики, формирование таможенно-тарифного
механизма реализации государственной
таможенной политики и практическую деятельность
таможенной службы, нацеленную на реализацию
утвержденного таможенно-тарифного механизма.
Каждый элемент этой структуры достаточно
самостоятелен и требует особого подхода
к управлению им и обеспечению качества
итоговых результатов. Государственная
таможенная политика имеет целью определение
политических установок для целенаправленного
регулирования внешней торговли в национальных
интересах государства. Она позволяет
объединить усилия всех государственных
органов и обеспечить единый подход к государственному
регулированию внешнеэкономической деятельности.
Ее назначение - определить принципы, которыми
должны руководствоваться все законодательные
и исполнительные органы государственной
власти, причастные к регулированию внешней
торговли товарами и услугами. Таможенно-тарифный
механизм регулирования внешней торговли
создается с целью установления конкретных
правил и условий импорта или экспорта
тех или иных товаров и услуг. Его назначение
- обеспечить реализацию государственной
таможенной политики на основе использования
комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования
внешней торговли с учетом ограничений,
вытекающих из внешнеэкономических обязательств
государства: международных соглашений,
норм, требований и правил Всемирной торговой
организации. Практическая реализация комплекса
таможенно-тарифных мер регулирования
внешней торговли определяет смысл и целесообразность
предыдущих этапов таможенной деятельности.
Если на уровне государственной таможенной
политики обозначаются проблемы регулирования
внешнеэкономической деятельности, идеология
и принципы их решения, а на уровне формирования
комплекса таможенно-тарифных мер регулирования
внешней торговли конкретизируются задачи
и методы решения проблем, то на уровне
практической реализации разрабатываются
инструменты и технологии реализации
утвержденных мер регулирования внешнеэкономической
деятельности.1 Государственная
таможенная политика является частью
внешнеэкономической политики государства
и представляет собой систему мер, правил
и процедур, регулирующих движение через
таможенную границу товаров, капиталов,
услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов
в интересах защиты и развития национальной
экономики. Для более точного понятия
таможенной политики необходимо знать
факторы, обусловливающие ее содержание.
Все факторы, влияющие на государственное
регулирование внешнеэкономической деятельности,
а, следовательно, и на таможенную политику,
можно условно разделить на политические,
экономические, технические и организационные. К
политическим факторам относятся: - образование
центров силы, практикующих во внешней
торговле использование двойных стандартов
к другим участникам рынка; - образование
и усиление региональных союзов и политических
блоков стран, ориентированных на создание
собственных правил внешнеторговой деятельности; -
агрессивная торговая экспансия государств,
обладающих развитой и устойчивой экономикой;
К экономическим факторам, которые необходимо
учитывать, следует отнести: - ускорение
развития процессов как глобализации,
так и регионализации мировой экономики;
-
низкий уровень развития экономики
Российского государства и ее однобокий
(сырьевой) характер; - снижение уровня
экономической (прежде всего продовольственной)
безопасности страны, являющееся следствием
многих причин, в том числе и ошибок в государственной
таможенной политике; - необходимость содействия
инновационным процессам развития машиностроения,
сельского хозяйства, производств на базе
высоких технологий; - недостаточность
нормативно-правовой базы, определяющей
требования, нормы и правила обеспечения
безопасности товаров и услуг; - глобальный
уровень коррупции и расширение масштабов
организованной преступности. К техническим факторам,
которые необходимо учитывать, следует
отнести сравнительно невысокий уровень
информационно-технического оснащения
таможенных органов и участников ВЭД,
не позволяющий повсеместно организовать
электронное декларирование, ввести предварительный
контроль и постконтроль, обеспечить эффективное
применение системы управления рисками.2 Реагирование
государства на перечисленные выше факторы
концентрированно проявляется в разрабатываемом
на этот период бюджете страны. Состояние
бюджета и его отдельных статей, структура
доходов и расходов, наличие дефицита,
не подтвержденных доходами статей расходов
и другие характеристики бюджета дают
основание для разработки программ развития
внешнеэкономической деятельности как
одного из инструментов оздоровления
экономики и выработки соответствующей
государственной таможенной политики. В
то же время таможенная политика настолько
важна, что процессам управления ее формированием должно
придаваться особое внимание. К сожалению,
этот аспект таможенной деятельности
до сих пор не нашел должного решения.
Считается, что таможенная политика формируется
экспертным путем в процессе выработки
таможенно-тарифных мер регулирования
внешнеэкономической деятельности, а
не является специфическим самостоятельным
объектом управления. Такой подход к выработке
таможенной политики, по сути, явился одной
из причин ее неэффективности. Если бы
таможенная политика как совокупность
принципов формирования таможенно-тарифных
мер регулирования внешнеэкономической
деятельности на предстоящий плановый
период была самостоятельным объектом
управления, то, безусловно, в процессе
ее разработки, согласования и принятия
была бы использована возможность учесть
те неудачи в экономике, которые мы сейчас
наблюдаем. Таможенная политика как один
из государственных инструментов регулирования
экономики должна быть самостоятельным
объектом управления и подвергаться воздействию
всех функций управления - планированию,
организации и регулированию. Как объект
управления таможенная политика должна
иметь и субъект управления, т. е. рабочий
орган, призванный планировать государственную
таможенную политику, разрабатывать проекты
ее текстов, доводить государственную
таможенную политику до утверждения законодательными
органами и корректировать ее в процессе
применения. Общие принципы таможенной
политики должны быть трансформированы
исполнительными органами власти в конкретные
экономические или административные меры
регулирования внешней торговли конкретными
видами товаров или товарных групп. Однако
неразвитость механизма формирования
тарифных и нетарифных мер регулирования
внешней торговли, неполнота и некомплексность
использования всего арсенала этих мер
не позволяют аффективно решать проблемы
защиты национальной экономики. Для определения
рационального сочетания таможенно-тарифных
мер регулирования внешней торговли в
качестве единого критерия оптимизации
целесообразно использовать условный
денежный эквивалент. Это позволяет применить
обобщенную функцию полезности внешней
торговли и на ее основе осуществлять
поэтапную рационализацию сочетания мер
таможенно-тарифного регулирования. При
этом под рациональным сочетанием мер
тарифного и нетарифного регулирования
внешней торговли конкретным товаром
(товарной группой) понимается комплекс
мер таможенно-тарифного регулирования,
при помощи которого достигается обеспечение
принципов государственной таможенной
политики.
2.
Понятие таможенных
пошлин
Внешнеэкономическая
политика - это система мероприятий,
направленных на достижение экономикой
данной страны определенных преимуществ
па мировом рынке и одновременно
на защиту внутреннего рынка от конкуренции
иностранных товаров, осуществляемых
посредством таможенно-тарифного регулирования
(применения импортного и экспортного
таможенных тарифов) и нетарифного регулирования
(в частности, путем квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифная
политика - основной элемент внешнеэкономической
политики. В современных условиях она
осуществляется с помощью ряда механизмов,
которые регулируют, стимулируют и контролируют
внешнеэкономические связи. Центральный
инструмент таможенно-тарифного регулирования
- таможенная пошлина, с помощью которой
регулируется внешнеторговый оборот.3 Таможенная
пошлина представляет собой обязательный
взнос, взимаемый таможенными органами
РФ при ввозе товара на таможенную территорию
РФ или вывозе товара с этой территории
и являющийся неотъемлемым условием такого
ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической
сущности таможенной пошлины является
спорным. Многие экономисты относят ее
к налоговой категории, поскольку согласно
определению пошлина предполагает оказание
услуги. Если сравнить стоимость услуг,
оказываемых таможенными органами участникам
внешнеэкономической деятельности, с
размерами уплачиваемой ими таможенной
пошлины, становится очевидным, что величина
последней значительно превосходит эту
стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного
оформления товаров таможенными органами
взимаются сборы в установленном размере,
которые и являются, но сути, платой за
услуги. Таможенные пошлины при экспорте
используются для поддержания рационального
соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных
доходов и расходов на территории РФ, обеспечения
условий для интеграции национальной
экономики в мировую. Применение таможенных
пошлин при импорте обусловлено, с одной
стороны, проведением политики разумного
протекционизма, а с другой - регулированием
ввоза продукции, не имеющей отечественных
аналогов или производящейся в недостаточном
количестве для удовлетворения потребностей
внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные
пошлины как при экспорте, так и при импорте
способствуют обеспечению поступлений
доходов в бюджет. В настоящее время в
России таможенные пошлины формируют
порядка 20% доходов федерального бюджета.
Столь высокий показатель характерен
для развивающихся государств. В индустриальных
странах доля поступлений от взимания
таможенных пошлин незначительна и составляет
около 1 %. Таможенные пошлины выполняют
три основных функции:
- Фискальную,
которая относится и к импортным, и к экспортным
пошлинам, поскольку они являются одной
из статей доходной части государственного
бюджета;
- Протекционистскую
(защитную), относящуюся к импортным пошлинам,
поскольку с их помощью государство ограждает
национальных производителей от нежелательной
иностранной конкуренции;
- Балансировочную,
которая относится к экспортным пошлинам,
установленным с целью предотвращения
нежелательного экспорта товаров, внутренние
цены на которые по тем или иным причинам
ниже мировых.
3.
Классификация таможенных
пошлин
Таможенные
пошлины классифицируются по различным
признакам. Ввозные (импортные) пошлины
– пошлины, которые накладываются на импортные
товары при их выпуске для свободного
обращения на внутреннем рынке страны.
Импортные пошлины являются преобладающей
формой пошлин, применяемой всеми странами
мира для защиты национальных производителей
от иностранной конкуренции. Вывозные
(экспортные) пошлины – пошлины, которые
накладываются на экспортные товары при
выпуске их за пределы таможенной территории
государства. Применяются крайне редко
отдельными странами, обычно в случае
больших различий в уровне внутренних
регулируемых цен и свободных цен мирового
рынка на отдельные товары и имеют целью
сократить экспорт или наполнить бюджет.
Экспортные пошлины удорожают стоимость
товара на мировом рынке, где конкуренция
значительна. В других случаях задачей
экспортных пошлин, взимаемых странами,
обладающими монопольными природными
преимуществами, является ограничение
поставок на мировой рынок сырьевых товаров,
увеличение цен и повышение доходов бюджета. Транзитные
пошлины – пошлины, которые накладываются
на товары, перевозимые транзитом через
территорию данной страны. В фискальных
целях эти пошлины используются лишь некоторыми
развивающимися странами. С целью защиты
экономических интересов страны могут
устанавливаться
- Сезонные
– пошлины, которые применяются для оперативного
регулирования международной торговли
продукцией сезонного характера, прежде
всего сельскохозяйственной. Обычно срок
их действия не может превышать нескольких
месяцев в год. И на этот период действие
обычного таможенного тарифа приостанавливается.
- Особые, которые
состоят из специальных, антидемпинговых
и компенсационных. Специальные пошлины
– пошлины, которые применяются в качестве
защитной меры, если товары ввозятся на
таможенную территорию страны в количествах
и на условиях, наносящих или способных
нанести ущерб отечественным производителям
таких товаров. Антидемпинговые – пошлины,
которые применяются в случае ввоза на
территории страны товаров по цене более
низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей
стране, если такой импорт наносит ущерб
местным производителям подобных товаров
либо препятствует организации и расширению
национального производства таких товаров. Компенсационные
– пошлины, накладываемые на импорт тех
товаров, при производстве которых прямо
или косвенно использовались субсидии
и если импорт наносит ущерб национальным
производителям таких товаров.
Обычно эти
особые виды пошлин применяются государством
в одностороннем порядке для
того, чтобы защитить страну от недобросовестной
конкуренции со стороны ее торговых партнеров,
либо они применяются как ответная мера
на дискриминационные и иные действия,
ущемляющие интересы государства, со стороны
других государств. Введение особой пошлины
обычно становится крайним средством,
к которому прибегают страны, когда все
остальные способы урегулирования торговых
разногласий исчерпаны. Таможенные пошлины
классифицируются по происхождению как:
- Автономные
– пошлины, ввозимые на основании односторонних
решений органов государственной власти
страны. Обычно решение введения таможенного
тарифа принимается в виде закона парламентом
государства, а конкретные ставки таможенных
пошлин устанавливаются соответствующим
ведомством (обычно министерством торговли,
финансов или экономики) и одобряются
правительством.
- Конвенционные
(договорные) – пошлины, устанавливаемые
на базе двустороннего или многостороннего
соглашений.
- Преференциальные
(льготные) – пошлины, имеющие более низкие
ставки по сравнению с обычно действующим
таможенным тарифом, которые накладываются
на основе многосторонних соглашений
на товары из развивающихся стран. Цель
преференциональных пошлин – поддержать
экономическое развитие этих стран за
счет расширения их экспорта.
По
типам ставок таможенные пошлины
классифицируются как:
- Постоянные
– таможенный тариф, ставки которого единовременно
установлены органами государственной
власти и не могут изменяться в зависимости
от обстоятельств. Подавляющее большинство
стран мира имеет тарифы с постоянными
ставками.
- Переменные
– таможенный тариф, ставки которого могут
изменяться в установленных органах государственной
власти случаях (при изменении уровня
мировых или внутренних цен, уровня государственных
субсидий.
4.
Таможенная политика
России
Таможенная
система России имеет богатейший опыт
защиты экономического суверенитета и
безопасности государства, внутреннего
рынка, отечественной торговли и промышленности.
Осуществление этих стратегических мероприятий
всегда было неразрывно связано с проводимой
в стране таможенной политикой, являющейся
составной частью как внешней, так и внутренней
политики государства. Определения таможенной
политики, в общем виде ее можно представить
как систему государственных экономических
и иных таможенно-правовых мер по регулированию
внешней торговли, защите национальной
экономики и решению фискальных задач. Основной
целью таможенной политики любого государства
является обеспечение его экономических
интересов. И Россия в этом плане не исключение. Целями
таможенной политики России являются:4 - обеспечение
наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории России; - участие в реализации
торгово-политических задач по защите
российского рынка; - стимулирование развития
национальной экономики;
- содействие проведению
структурной перестройки и реализации
других задач экономической политики
России; - иные цели, определяемые Президентом,
Федеральным Собранием и Правительством
Российской Федерации. Направленность
целей таможенной политики на защиту российского
рынка товаров и на стимулирование развития
национальной экономики обусловливает
ее тесную связь с внутренней политикой
российского государства. Как составная
часть внешней политики государства, таможенная
политика России призвана таким образом
реализовывать внешнеэкономические интересы
государства, чтобы не только защищать
находящуюся в кризисном состоянии национальную
экономику от дальнейшего развала, но
и способствовать проведению ее структурной
перестройки с целью оживления, оздоровления
и последующего подъема. Формирование
таможенной политики любого государства,
в том числе и России, предполагает два
важных подхода к определению ее направленности
- это протекционизм и фритредерство. Протекционизм
- это политика, направленная на защиту
собственной промышленности, сельского
хозяйства от иностранной конкуренции
на внутреннем рынке. Для него характерны
высокие таможенные тарифы и ограничение
импорта. Фритредерство – это политика
свободной торговли. Она устраняет всякие
помехи во внешнеторговых отношениях
и достигается путем минимизации каких-
либо ограничений на внешнеторговый оборот,
что ведет к его росту, а также способствует
более выгодному международному разделению
труда и удовлетворению потребностей
рынка. Линия протекционизма в российской
таможенной политике просматривается
со времен царствования Петра I и вплоть
до начала XX века. Суть российского протекционизма
сводилась в основном к тому, чтобы всячески
поощрять вывоз российских товаров, умеренными
пошлинами облагать при ввозе не производимые
в стране иностранные товары, в то время
как товары, производство которых в России
было освоено, или уже налаживалось, облагать
высокими пошлинами, либо вообще запрещать
к ввозу. Нередко возникали и фритредерские
тенденции в таможенной политике России,
хотя в основном это происходило под влиянием
тех или иных политических событий в Европе,
а не из соображений чисто экономического
характера. На сегодняшний день в России
одним из основных направлений таможенной
политики является совершенствование
системы применения защитных мер. Это
касается вопросов применения антидемпинговых,
компенсационных и специальных пошлин,
а также импортных квот. Также одно из направлений
таможенной политики Российской Федерации
посвящено решению проблемы иностранных
инвестиций. В настоящее время разработана
система таможенных льгот, которые позволяют
стимулировать инвестиции иностранного
капитала. Например, от уплаты ввозимых
таможенных пошлин освобождены товары,
относящиеся к основным производственным
фондам (исключение составляют подакцизные
товары), ввозимые на территорию РФ в качестве
вклада иностранного учредителя в уставный
фонд предприятий с иностранными капиталовложениями.
Введены льготные пошлины в отношении
товаров, общее количество которых не
превышает размера вклада иностранного
учредителя. Следующим направлением таможенной
политики страны является совершенствование
правил определения таможенной стоимости
товаров. Порядок и условия заявления
таможенной стоимости товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации, неоднократно
корректировались. Административные инструменты
регулирования внешней торговли просто
необходимы на современном этапе. С их
помощью государство в условиях самостоятельного
осуществления большим числом компаний
коммерческих операций может остановить
рост внешнеторгового дефицита и выровнять
торговый и платежный балансы, более рационально
распорядиться иностранной валютой при
острой ее нехватке для покупки за рубежом
наиболее необходимых стране товаров,
мобилизовать валютные резервы для обслуживания
валютного долга. Кроме того, эти инструменты
позволяют получать уступки в области
ограничений импорта на условиях взаимности
и добиваться отмены дискриминационных
мер в странах - торговых партнерах России.