Таможенная политика в современной России (на примере нефтедобывающей отрасли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи. Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.
Меня, как будущего специалиста в области таможенного дела, не смогла не заинтересовать таможенная политика современной России, а также методы её реализации на примере самой важной отрасли нашей промышленности – нефтедобычи. Эта тема является довольно интересной, ведь таможенное дело и таможенная политика развиваются по своим специфическим законам, и нельзя судить о них, не изучив все подробности. А в условиях мирового финансового и экономического кризиса эта тема является особенно актуальной, т. к. именно нефтедобывающая отрасль не позволяет рухнуть российской экономике.
Целью данной курсовой работы является не просто изучение таможенной политики, но и рассмотрение её реализации на конкретном примере нефтедобывающей отрасли.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
исследовать теоретические основы таможенной политики РФ;
рассмотреть основные направления современной таможенной политики РФ;
выяснить способы и методы её реализации;
изучить основные показатели нефтегазового комплекса нашей страны;
узнать о влиянии мирового финансового и экономического кризиса на таможенные пошлины на нефть;
проанализировать внешнеэкономические отношения со странами-участницами Таможенного союза.
Изучение данной области таможенного дела поможет мне в дальнейшей реализации моих планов, ведь эта область является основой основ в моей профессии, а что бы стать истинным специалистом таможенного дела, нужно начать именно с этого.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы современной таможенной политики
России……………………………………………………………………………...5
1.1. Таможенная политика и методы ее реализации…………………………...5
1.2. Основные направления современной таможенной политики
России……………………………………………………………………………...7
Глава 2. Реализация основных направлений таможенной политики
на примере нефтедобывающей отрасли…….…………………………...……..14
2.1. Основные экономические показатели нефтедобывающей отрасли……..14
2.2. Реализация таможенной политики на примере нефтедобывающей
отрасли………………………………………………………………….……17
Заключение………………………………………………………………………….…21
Список литературы…………………………………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.04 Кб (Скачать)

    Характерная особенность российской нефтяной отрасли  — её вертикальная интегрированность, когда в рамках одной компании объединены все производственно-сбытовые организации, начиная от добычи нефти до её переработки и сбыта. Более 50% добываемой в стране нефти и примерно 45% производимых из нее нефтепродуктов ежегодно экспортируются, и только около четверти этих энергоресурсов потребляется в стране. В этих условиях экспортная ориентация отрасли и её вертикальная интегрированность оказывают существенное влияние на процесс ценообразования рассматриваемых товаров, потребляемых внутри страны. [14]

    Основная  проблема российской экономики —  высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в направлении развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт. [8]

    Нефтегазовый  комплекс (НГК) в условиях мирового финансового кризиса является главным источником пополнения средств казны – эта отрасль поставляет в бюджет России почти 60% доходов. Его главная задача – всемерно способствовать развитию отрасли. НГК был и остается основой российской экономики. Заработанные им средства необходимо расходовать на развитие инфраструктуры и новых технологий. Ведь от начала реализации нового проекта до получения первой нефти проходит 6-7 лет. То есть объемы добычи нефти        в ближайшем будущем закладываются сегодня. Если сейчас не осуществлять  инвестиции в данную отрасль, то через 6 лет это отзовется падением добычи, и тогда мир может столкнуться с нефтегазовым голодом. Поэтому государственное регулирование отношений в нефтяной сфере, в том числе в сфере нефтедобычи, играет в жизни страны очень важную роль. [20]

    Эта проблема также упоминалась экспертами из Международного энергетического  агентства (МЭА), которые прогнозируют, что следующий мировой кризис может произойти уже в 2013 г. Едва мировая экономика справится с нынешними проблемами, может наступить новая катастрофа — глобальный дефицит нефти.

    Из  истории известно, что в семидесятые  годы XX века советская экономика  пережила свой последний расцвет благодаря высоким ценам на «черное золото». Тогда СССР получал сверхдоходы так же, как еще пару лет назад их получала Россия, но только распоряжался ими по-другому. Деньги вкладывались в «оборонку», благодаря чему созданные в те годы технологии и сейчас составляют основу российского военного экспорта. Огромные средства направлялись как на разведку новых месторождений – тех самых, которые эксплуатируются сейчас, так и на развитие технологий добычи и переработки нефти.

    В нынешних условиях экономического спада  нефть не пользуется спросом. Но рано или поздно глобальная экономика вновь начнет расти, а без энергоресурсов этот процесс невозможен. Дефицит приведет к гигантскому скачку цен, что грозит высокой инфляцией. [8, 13]

    2.2. Реализация таможенной  политики на примере  нефтедобывающей  отрасли

    Как показывает анализ законодательства и  правоприменительной практики, ценообразование  на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов в условиях рыночных отношений в нашей стране тесно связаны с особенностями налогообложения и таможенно-тарифного регулирования, использования курса рубля к иностранным валютам при осуществлении внешнеэкономических операций. [16]

    Одной из причин повышения или снижения внутренних цен на нефть, бензин и  другие нефтепродукты является установленный порядок исчисления уплаты налога на добычу полезных ископаемых, согласно которому платежи по этому налогу напрямую зависят от внешних факторов — от конъюнктуры мировых цен на нефть и курса рубля к доллару США. [14]

    Даже  если экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут низкими, надеяться на то, что снизятся цены на бензин на внутреннем рынке не стоит. Российский рынок развивается по собственному сценарию, цены на бензин растут, как в условиях снижения мировых цен, так и в условиях их роста. Рост цен, утверждают нефтяники, толкает пошлины вверх, что, по их мнению, ведет к недополучению прибылей, которые добираются ростом цены на бензин. Снижение же мировой цены, а вслед за ней и пошлины, тоже ведь ведет к снижению прибылей. Поэтому цены на бензин опять ползут вверх, несмотря на то, что в странах-импортерах они снижаются. Но это, как говорится, особенности отечественного бизнеса при котором при любом раскладе нефтяники имеют по 100 долларов с каждой тонны после уплаты всех налогов. [22]

    Экспорт нефти и нефтепродуктов освобожден от уплаты налогов (уплаченные суммы  налога возвращаются), но экспортеры уплачивают вывозные таможенные пошлины. В первой половине 2008 года рост пошлины не успевал за повышением цен на рынке, поэтому нефтяники получали дополнительную прибыль. Осенью же 2008 года цены начали падать, и вывозить нефть из России для многих предприятий стало просто невыгодно. Правительство РФ из-за снижения мировых цен на нефть предприняло ряд шагов по корректировке расчетов экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. В частности, период мониторинга цен на нефть марки Юралс (Urals) и, соответственно, срок установления экспортных пошлин был сокращен с двух до одного месяца для более оперативного реагирования на изменения мировой конъюнктуры. Это также снизило налоговую нагрузку на нефтяные компании, которые ранее потеряли    из-за высокой пошлины на фоне кризиса около $7млрд. В июне 2009 года пошлина составляла $152,8, а затем ставки вновь поползли вверх (см. прил. №4).      [9, 18, 19]

    Назрела необходимость сблизить ставки экспортной пошлины на сырую нефть и на нефтепродукты. Сегодня средняя по корзине нефтепродуктов ставка экспортной пошлины составляет примерно 55% от ставки пошлины на нефть, при этом внутри корзины ставки широко варьируются (см. прил. №5), составляя около 40% для темных и 70% для светлых нефтепродуктов. Понятно, почему принята такая конструкция, ведь экспортировать нефтепродукты должно быть выгоднее, чем сырую нефть. Но в последние годы наметилась тревожная тенденция: быстро растут объемы самой примитивной нефтепереработки в целях экспорта, что позволяет получать максимальную прибыль. Вряд ли это можно приветствовать, поскольку в таком случае в стране производится минимальная добавленная стоимость.

    По  корзине нефтепродуктов — темных и светлых — вполне возможно, будет принято решение об унификации экспортных пошлин, но не с 2010-го, а в более отдаленной перспективе, может быть, с 2011 года. [15]

     Что касается отношений со странами Таможенного союза, то сейчас особо остро стоит вопрос о поставке нефти в Белоруссию. В начале 2010 года, между Россией и Белоруссией разгорелся конфликт из-за того, что Москва отказалась отменить экспортную пошлину на поставки нефти для Белоруссии с нынешнего года. Около месяца стороны не могли договориться об объеме беспошлинных поставок. В итоге им удалось прийти к соглашению, по которому Россия в нынешнем году поставит Белоруссии беспошлинно 6,3 млн. тонн нефти - столько нужно стране для внутренних потребностей. Белоруссия получила также право позднее увеличить данный объем пропорционально темпам роста своей экономики. Нефть, поставляемая сверх этого объема, облагается пошлиной по полноценным пошлинным ставкам, установленным российскими законами (сейчас это $284 за тонну). С 27 января 2010 года Россия беспошлинно поставила в Белоруссию 1,9 млн. тонн нефти. Если бы пошлина начислялась, ее объем превысил бы 15 млрд. рублей. Не будет облагаться пошлиной и российская нефть, которая после переработки на белорусских НПЗ вернется в Россию в виде нефтепродуктов. [9]

     В начале марта в государственном  таможенном комитете Белоруссии заявили, что Россия затягивает выполнение договоренностей  по беспошлинным поставкам нефтепродуктов, а белорусские таможенники в  очередной раз потребовали отменить пошлины при поставках российских нефтепродуктов.

    Министерство  юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, с иском против России, говорится в сообщении Минюста. Минск интересуется правомерностью взимания таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Белоруссию. Желание Лукашенко получить дополнительные льготы понятно: ежегодно Россия поставляет в Белоруссию около 20 млн. тонн нефти, из них на внутреннее потребление идет 6-7 млн. тонн, а остальное перерабатывается на местных НПЗ и перепродается в Европу по более выгодным ценам.

    В пресс-службе же Экономического суда СНГ заявили, что никакого искового заявления от Белоруссии к ним не поступало. В данной ситуации Экономический суд СНГ вряд ли поможет Белоруссии оказать давление на Россию. [21]

    Сейчас  нам остается только надеяться на урегулирование всех конфликтов, особенно с такими важными партнерами как  Белоруссия, т. к. ближайшие несколько  лет мы будем сотрудничать с этой страной в рамках Таможенного  союза. Думаю, правительство России примет правильные меры при решении  этих вопросов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    За  истекшее десятилетие Россия сделала  важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного  регулирования, отвечающей международным  нормам и правилам. Но сегодня перед  нашей страной стоят сложные  задачи по переходу  на инновационную  модель развития экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса  требует адекватных мер и в  области государственного таможенно-тарифного  регулирования, особенно это актуально  в условиях мирового финансового  и экономического кризиса, что имеет  для нашей страны важное политическое и социально-экономическое значение, в связи с переносом кризисных  явлений в экономику России и  связанной с этим необходимостью разработки эффективных антикризисных мер.

    Таможенной  политике страны всегда должно уделяться  особое внимание. Каждый день в мире происходят определенные изменения, появляется что-то новое,  и государству нужно  уметь подстраиваться под эти  изменения. Правильно осуществляя  таможенную политику, государство может  добиться значительных успехов в  отношениях с зарубежными странами, а так же в финансовом, политическом, экономическом и др. планах.

    Хотя  Россия и обладает высокой степенью самообеспеченности важнейшими видами ресурсов, особенно нефтью, степень её зависимости от внешнеэкономических связей в целом высока. Нефть все еще является самым потребляемым ресурсом в мире, поэтому отношения со многими странами выстраиваются в основном именно на договорах о поставке этого важного ресурса. Пока еще мы не являемся достаточно развитой страной, чтобы диктовать свои условия на мировом рынке, поэтому приходится идти на некоторые уступки зарубежным государствам. Но жизнь не стоит на месте, страна развивается как может, используя все свои возможности. Правительство пытается вывести таможенную политику России на новый уровень. Большим достижением является создание Таможенного союза. Он поможет нашему государству проводить более эффективную таможенную политику, которая будет способствовать еще большему развитию и укреплению позиций страны на мировом рынке.

Список  литературы:

  1. Баринов В. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 192 с. – (Профессиональное образование).
  2. Глазьев С. Преимущества и проблемы Таможенного Союза / С. Глазьев, И. Иванов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. –  2010. –  №4. – с. 22-31.
  3. Глазьев С. Реальные возможности Таможенного Союза / С. Глазьев, С. М. Омельченко // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2010. – №4. – с. 18-21.
  4. Дудкова В. «Тройка» к диалогу готова / В. Дудкова, А. Ю. Бельянинов // Таможня. – 2010. – №7. – с. 10-11
  5.   Зубков Г. «Добро» от таможни / Г. Зубков // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2009. - №5. – с. 36-40.
  6. Ильин А. Е. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / А. Е. Ильин // Современная система таможенно-тарифного регулирования в России. – 2008. – №1. - с. 21.
  7.   Кобякова А. Преимущества и проблемы Таможенного союза / А. Кобякова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2010. - №4. – с. 22-31.
  8.   Нестеров Е. В. О налоговом стимулировании нефтегазового комплекса / Е. В. Нестеров // Финансы. – 2009. – №7. – с.
  9.   Омельченко С. М. Пришли к согласию / С. М.  Омельченко // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2010. – №3. – с.8.
  10. Омельченко С. М. Таможенно-тарифное регулирование в условиях мирового финансового и экономического кризиса / С. М. Омельченко, Т. С. Зуева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. –  2010. –  №1. – с. 44-50.
  11. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Б.М. Смитиенко – 2 изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528с. – (высшее образование).
  12. Содномова С. К. История таможенного дела и таможенной политики: учеб. пособие / С. К. Содномова, К. М. Татарников – Иркутск: Издат-во БГУЭП, 2010. – 85 с.
  13. Ткаченко Н. В. Государственное регулирование нефтедобычи в Российской Федерации / Н. В. Ткаченко // Законодательство. –  2010. – №3. – с. 61-65.
  14. Федотов Б. Г. Влияние налоговых и внешних факторов на ценообразование нефти и нефтепродуктов в России / Б. Г.Федотов // Финансы. – 2009. - №4. – с. 25-28.
  15. Шаталов С. Д. Налоговая политика Российской Федерации в Ближайшей перспективе / С. Д.Шаталов // Финансы. – 2009. - №7. – с. 3-7.
  16. Шкурин Б. Не нефтью единой / Б. Шкукрин // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2008. - №7. – с. 38-41.
  17. www.ereport.ru
  18. www.lenta.ru
  19. www.newsru.com
  20. www.ngfr.ru
  21. www.rb.ru
  22. www.rg.ru
  23. www.wikipedia.ru

Информация о работе Таможенная политика в современной России (на примере нефтедобывающей отрасли)