Таможенная политика России в 1850-77 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.
Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Таможенная политика России в 50–70-х годах XIX века .………..….4
Глава 2. Таможенный тариф 1857 г………………………………………...……7
Глава 3. Таможенно-тарифная политика второй половины XIX века…….....10
Глава 4. Таможенный тариф 1868 г…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика России в 1850-1877гг.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Институт международного бизнеса и права

Кафедра Таможенного дела и логистики

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История таможенного дела и таможенной политики России»

На тему: «Таможенная политика России в 1850-1877гг»

 

 

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

       

 

Санкт-Петербург

2012г


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Таможенная политика России в 50–70-х годах XIX века .………..….4

Глава 2. Таможенный тариф 1857 г………………………………………...……7

Глава 3. Таможенно-тарифная политика второй половины XIX века…….....10

Глава 4. Таможенный тариф 1868 г…………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Таможенная политика России в 50–70-х годах XIX века

 

      Принятый 13 октября 1850 г. таможенный тариф значительно смягчил запретительные тенденции. Если старый тариф имел 336 статей обложенных пошлиной товаров, 11 запретительных и 56 беспошлинных, то новый состоял из 118 статей (109 товаров с пошлиной, 6 – беспошлинных и 3 – запретительных к ввозу). Что же касается главных товаров ввоза (хлопчатобумажные ткани, красящие вещества, оборудование), то пошлины по ним резко снизились. Тариф 1850 г. положил начало либерализации в таможенном деле, которая, особенно активизировалась в тарифах 1857 и 1868 гг. По 299 статьям тарифа 1850 г. пошлины были уменьшены, по 12 сняты запрещения к ввозу. Особенно облегчен ввоз сырых и полуобработанных материалов. В последующем в 1859 и 1861 гг. к ставкам тарифа 1857 г. сделаны были две 10-процентные прибавки. Естественно, что в период с 1850 г. и до середины 70-х годов в Россию хлынул поток товаров. В этих условиях значительная часть фабрик и заводов страны, созданных в 30–40- е гг., не выдержала иностранной конкуренции: продукция из-за рубежа была более качественной, так как выпускалась по новой технологии.

     Последствия Крымской войны, привели к сокращению торговли и, в конечном счете, к резкой инфляции денег. И хотя таможенные доходы в этот период возросли, так как увеличился ввоз товаров, экономика России находилась в кризисном состоянии, требовались незамедлительные меры по стабилизации финансов. В этих условиях общественное мнение стало поддерживать протекционистские меры, но это было лишь пожелание. Таможенное обложение, составлявшее в 1850–1852 гг. 34% цены, в 1862 г. не превышало 16%. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

     В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. В новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. В интересах зарабатывающей промышленности понижались таможенные пошлины на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, гарансин, щавелевую и серную кислоты.

     В скором времени работа над новым тарифом была завершена и он вместе с объяснительной запиской был представлен в Департамент экономики Государственного совета, который поддержал проект нового тарифа. Департамент экономики указывал на то, что “настало время принять меры, дающие более простора внешней торговле и побуждающие посредством соревнования фабрикантов улучшать изделия и понижать цены в облегчение потребителей”, приветствуя в то же время “благоразумную постепенность”, с которой тарифный комитет намечал перестраивать прежнюю таможенную систему.

     Как и во второй половине 40-х гг. обсуждение вопросов тарифной политики протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционистских воззрений. Противники проекта тарифного комитета оказались даже в Госсовете. Находя этот документ излишне фритредерским, протекционисты обвиняли своих оппонентов в пренебрежительном отношении к вопросам ценообразования на российском рынке и добивались отсрочки вводимых тарифом таможенных пошлин на три года. В этом их поддерживали уполномоченные фабрикантов, участие которых в формировании таможенной политики становилось все более заметным. Нельзя не отметить, что в подготовительных материалах по этому тарифу отложилось гораздо больше заявлений и прошений промышленников, чем в прежние годы. Они отличались и большей настойчивостью.

     При этом металлопромышленники добивались снижения пошлин на чугун, медь и сортовые металлы, красильные фабриканты - на лакокрасочные и химические вещества, бумаготкацкие фабриканты - на пряжу. Ходатаи же от сырьевых отраслей просили в основном о том, чтобы установленные ранее пошлины на металлы, бумажную и шерстяную пряжу и т.п. были оставлены без изменений. Московские предприниматели добивались правительственного обещания не допускать в течение шести лет изменения пошлин в сторону их понижения. Именно они громче других говорили о необходимости высокой таможенной защиты отечественной промышленности, традиционно указывая на неразвитость рынка рабочей силы, отсутствие необходимых кредитных средств, недостаточность транспорта и транспортной инфраструктуры, засилье бюрократии в администрации и суде и т.д. таким образом, ходатайства промышленников не сводились лишь к констатации степени пошлинного обложения или к указанию на общие принципы. Составители записок зачастую приводили и фактический данные, касавшиеся отдельных производств. По свидетельству К.Лодыженского, “дела Департамента внешней торговли (Министерства финансов), содержащие переписку о пересмотре тарифа, заключали в себе множество разнообразных выкладок, подлинных прейскурантов, счетов, фактур и даже образцов”.

     Несомненно, что протекционистское влияние обусловливало осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 г.) представлял собой не более чем еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.

     Стремление буржуазии играть более заметную роль в формировании таможенной политики.

    

 

 

 

 

 

Глава 2.Таможенный тариф 1857 г.

 

       В 1857 г. был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская и Таганрогская таможни. Некоторые таможни имели передовые филиалы. Так, у Петербургской таможни форпостом была Крондштадская таможня, через которую привозимые товары переправлялись в столицу для досмотра и оформления. Передовые посты других таможен назывались таможенными заставами. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями.

     Начавшиеся буржуазные реформы побуждали правительство к смягчению запретительной системы. В основания тарифа были положены следующие правила:

понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во- первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны (за счет роста потребления), в-третьих, с целью предотвращения контрабанды;

понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях бумажная пряжа, чугун (разрешен к привозу), железо, химические продукты и т.п.

Тариф сохранил и закрепил сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный Совет отмечал вполне охранительный характер проектируемых              пошлин,              призванных              обеспечить защиту              интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.

     Таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России. Так в 1857-1868 гг. среднегодовой экспорт России составил 189,2 млн. руб., импорт – 180,4 млн. руб., внешнеторговый оборот – 369,6 млн. руб. В результате по сравнению с 1851-1856 гг., экспорт страны увеличился на 85 млн. руб., импорт – на 65,9 млн. руб., оборот – на 150,9 млн. руб. В 1857- 1868 гг. было вновь сформировано среднегодовое положительное сальдо, которое составило 8,8 млн. руб.

     В период 1857–1868 гг. проводилась таможенная политика, направленная на постепенное облегчение тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5% в 1858 и в 1861 году). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, чая, кофе. Вывозился из страны в основном хлеб.

     В интересах отечественных промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель с1861 г. предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве. В 1864 г. это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т.п. За период 1861 – 1871 гг. эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.

     Развитие промышленности в России, расширение железнодорожной сети и водного транспорта способствовали расширению торговых связей. В период господства              фритредерских              тенденций              на              началах              взаимного благоприятствования были заключены торговые договора и соглашения с Францией (1857, 1874 гг.), Англией и Бельгией (1858 г.), Австро-Венгрией (1860 г.), Италией (1863 г.), Гавайями (1869 г.), Швейцарией (1872 г.), Перу (1874 г.), Испанией (1876 г.).

     В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа статей тарифа путем соединения некоторых из них, имевших однородный характер, а также упразднения тех статей, которые приносили незначительный доход. В целом это свидетельствовало об общем понижении пошлин.

     В данный период становления таможенной политики можно выделить семь наиважнейших дат:

      13 октября 1850 г. — утверждение нового таможен­ного тарифа, положившего начало умеренно-протек­ционистскому этапу таможенной политики

      1857 г. — принятие нового Таможенного устава. Создание единой системы таможенных органов.

      25 апреля 1857 г. — утверждение нового таможен­ного тарифа. Очередная уступка в пользу свободной торговли

      1864 г. — реорганизация Департамента внешней торговли Министерства финансов в Департамент тамо­женных сборов МФ

      3 июня 1868 г. — утверждение нового таможенного тарифа, отвечавшего в целом принципам "свободной торговли"

      1 января 1877 г. — введение порядка уплаты тамо­женных платежей золотом.

Глава 3. Таможенно-тарифная политика второй половины XIX века

Период с 1857 по 1868 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров. Главным и наиболее часто встречающимся мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны. Так, в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 г. министр финансов А.М.Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке “начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и для уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах”. В дальнейшем министр финансов продолжал добиваться как беспошлинного ввоза в страну чугуна и железа, оспаривая при этом целесообразность правительственной поддержки уральских заводчиков, так и повышения ввозных пошлин на готовую продукцию.

Согласно закону, высочайше утвержденному 2 мая 1861 г., машиностроительным заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель, предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в потребном количестве. В 1864 г. это правило было распространено на другие машиностроительные предприятия, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов и механизмов, пароходов, мостов и т.д. За период 1861-1871 гг. указанную льготу получил 141 завод, хотя реально воспользовались ею 119 предприятий. Ввоз черных металлов в эти годы непрерывно возрастал, причем возрастал опережающим темпом по сравнению с темпом производства черных металлов в России.

В числе важнейших мер правительственной политики в области таможенного дела следует также назвать решение 1863 г. о беспошлинном ввозе в страну хлопка- сырца через европейскую границу.

В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы. Эта мера получила поддержку рижских купцов. Что же до москвичей, торговавших в Кяхте, то их мнения разделились. Если одни из них согласились с правительственным решением, то другие встретили его в штыки, пророча неизбежность банкротств некоторых московских и кяхтинских купцов.

Сахарозаводчики оказались в этом отношении более организованны и удачливы. В условиях первого пореформенного десятилетия им удалось отразить все попытки Министерства финансов провести через Госсовет вопрос о понижении ввозных пошлин на сахар. Однако в уступчивости Минфина отразились результаты не только давления со стороны мощной группировки торгово-промышленного класса или правительственного попечения о нуждах свеклосахарной промышленности. Сказалось также и неуверенность этого ведомства в возможности немедленного приращения таможенного дохода вследствие резкого повышения пошлины на сахар.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Комиссия в этот раз не созывалась, и пересмотр производился “бюрократическим порядком”. Изменения 1865 г. были направлены на сокращение числа статей тарифа

посредством соединении некоторых из них, имевших однородный характер, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.

Наконец, в 1867 г., руководствуясь главным образом фискальными интересами, министр финансов М.Х.Рейтерн представил Александру II всеподданейший доклад о пересмотре таможенного тарифа и о назначении для этого особой комиссии. Министр заявил о приверженности курсу таможенной политики, проложенному тарифами 1850 и 1857 годов. Особое внимание при этом обращалось на тот факт, что непрерывное развитие отечественной промышленности не сопровождалось приращением таможенного дохода (действительно, размер поступлений от таможенной деятельности после 1867 г. увеличился всего на несколько процентов). Рейтерн наметил следовать по пути дальнейшего понижения пошлин с “фабричных материалов”, добиваясь большей соразмерности между ценами на товары и пошлинами и ограничивая тем самым контрабанду. Министр также предложил упростить тарифную классификацию и уравнять пошлины по морскому пути и сухопутной границе.

В конце июня 1867 г. царем было повелено опубликовать собранные в Министерстве финансов материалы по пересмотру тарифа с последующей передачей на предварительное рассмотрение Мануфактурного и Коммерческого советов и их отделений, а также Владимирского мануфактурного комитета и некоторых представителей торгово-промышленных интересов. Указанным учреждениям было также предоставлено право выбирать депутатов в тарифную комиссию.

Такая комиссия была учреждена в 1867 г. под председательством сенатора, а затем члена Госсовета Г.П.Неболсина. Кроме него в ее состав вошли 23 человека, в том числе 11 от правительства и 12 от торгово-промышленных кругов. Факт численного преобладания в комиссии предпринимателей не ускользнул от внимания общественности. Так, в либеральном “Вестнике Европы” отмечалось: “Ошибкой было бы давать в тарифной комиссии право решающего голоса представителям промышленности. Они поставили интересы своего привилегированного класса выше интересов всего общества”.

Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице-директора Департамента таможенных сборов (до 1864 г. - Департамента внешней торговли) Министерства финансов И. Н. Колосова, предложившего значительное понижение пошлин. Записка была разослана во все учреждения промышленности и торговли, а также в таможенное ведомство и вызвала сильный резонанс. В адрес комиссии стали поступать многочисленные записки, которые затем вместе с опубликованными в периодике статьями по поводу пересмотра тарифа были собраны в особый том и изданы.

К исполнению своих обязанностей комиссия приступила в ноябре 1867 года. С целью привлечения возможно большего числа сведущих лиц и для предварительного выяснения всех вопросов комиссией было устроено особое совещание с участием экспертов из техников, фабрикантов, ремесленников и торговцев. Всего было образовано 12 экспертных комиссий, в деятельности которых участвовало 239 специалистов.

Сначала тарифные предложения обсуждались в экспертных комиссиях. Результаты этой деятельности обобщались к направлялись министру финансов, который вносил предложения на рассмотрение Госсовета. Общее собрание Госсовета утверждало законопроект. Дальнейшее зависело от волеизъявления императора.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 продуктов. Интересы отечественных производителей при этом совершенно не ущемлялись.

Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно говорить об умеренно-протекционистской, охранительной природе тарифа 1868 г. для главных отраслей отечественной промышленности. Важно отметить и то, что последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. Железные дороги в России до конца 70-х годов XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Тариф 1868 г. оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. Достаточно сказать, что в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50°/о в сравнении с предыдущим пятилетием, достигнув 45 млн. руб.

В 1877 году происходит поэтапное повышение ставок таможенных пошлин. В связи с этим возникла потребность в их систематизации нового таможенного тарифа.

Разработку нового таможенного тарифа доверили Менделееву.

В итоге 6 представителей от торгово-промышленных предприятий, 7 профессоров технологических институтов. Представителями являлись сельскохозяйственные производства и группа экспертов.

В связи с этим главной целью Менделеева было установление умеренных ставок таможенных пошлин, но при этом придерживаться протекционизма таможенно-тарифной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Таможнный тариф 1868 г.

 

     Новый тариф 1868 г. также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям (на 1410 тыс. руб.) и увеличены по 35 статьям (на 260 тыс. руб.). Таможенное обложение, составлявшее в 1850–1852 гг. 34% цены, в 1862 г. не превышало 16%. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

     Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных              решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности              и              железнодорожного строительства. В 1860 – 1870 гг. практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний (например, для строящих железные дороги, мосты и т.д.) нашла свое широкое применение. Железные дороги в России до конца 70-х гг. XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

     Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии торгового баланса страны – за 1869 – 1876 гг. среднегодовое отрицательное сальдо составило огромную сумму в 75,6 млн. руб. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну. За 1868 – 1875 гг. она составила в среднем 53,32 млн. рублей, что в процентном соотношении составило более чем 50% прироста дохода. Подводя итог сказанному, следует отметить, что, несмотря на определенные успехи, таможенно-торговая политика России в период фритредерства в целом не оправдала надежд правительства.       

     Таможенные тарифы 1850 г. и 1857 г. не смогли обеспечить ни крупный рост таможенного дохода, ни увеличение положительного внешнеторгового сальдо, ни заметное развитие промышленности. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс.

За 1851-1876 гг. Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально- экономического положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Россия перешла на новую форму таможенной политики Свободную торговлю.

Свободная торговля - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

Свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.

Формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

 

 

Список использованной литературы

1.      УМК По Курсу «История таможенного дела и таможенной политики россии» Издательство СЗАГС 2004

2.      Российское Таможенное Право. Учебник Для Вузов. Под Ред. Б.Н. Габричидзе - М: Издательская Группа ИнфраМ - Норма, 2009

3.      Ершов А.Д. Международные Таможенные Отношения. Спб.: Питер, 2009.

4.      Таможенное Дело В России X - Начало  XX Вв. Исторический Очерк. Документы. Материалы. С-Пб., 1995. 

5.      Габричидзе Б.Н. Таможенное Право. 2-Е Изд., Исправл. И Доп. - М: Данилов И К, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Таможенная политика России в 1850-77 годах