Таможенная политика Петровской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Работа содержит 1 файл

История там. Дела.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

 профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Юридический институт

 

 

 

 

Контрольная работа

вариант № 4   

по дисциплине: «История Таможенного дела и Таможенной политики»

Тема: Таможенная политика Петровской  России.

 

 

 

План

 

 

Введение

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

История таможенного дела является специальным предметом, специальной дисциплиной.

Её изучение требует не только усвоения исторического опыта прошлых цивилизаций, но и анализа научных знаний и прогноза путей развития экономики и торговли и установления возможного характера таможенных отношений.

Объективный взгляд на историю таможенного  дела немыслим без общей политической культуры, критического восприятия характера общественного, политического и социально-экономического развития, места и роли таможенного дела в цивилизационных процессах.

Тему для написания своего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия», я выбрал не случайно. Ведь не следует отрицать, что предметом истории таможенного дела является деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти  сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие, в отличие от предыдущих попыток российских правителей, все сферы и слои общества. Эти преобразования оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя торговля России.

 До XVIII столетия Россия была для многих государств Европы как бы отдаленной колонией, из которой иностранцы вывозили многочисленные богатства. Внешняя торговля в России была развита слабо. XVIII век для Российского государства стал веком интенсивной торговли.

Развитие  промышленности, мануфактур, сельского  хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 году, с Данией - в 1709 году, с Пруссией - в 1717 году и др. открыли путь русским товарам в Европу. Значительная роль в развитии промышленности принадлежит Петру Великому. В начале своего царствования он приложил большие усилия к развитию кораблестроения, горного дела, а во время Северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств. Но все эти старания объяснялись больше нуждой в деньгах для военных целей, нежели стремлением развивать промышленность.

Значительный  шаг вперед при Петре сделала  и торговля. Так, если в 1703 году в Россию прибыло с товаром 113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра - 453. Товаров в начале XVIII века вывозилось на сумму 1,3 млн. руб., привозилось на сумму не свыше 150 тыс. руб. В конце первой четверти XVIII века их вывозилось на сумму 2,75 млн. руб., а привозилось на 1,75 млн. руб.

Однако  внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало в своих руках то тот, то другой наиболее важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму.

        К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и т.д. В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары.

В 1715 году было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли. В 1719 году в ожидании мира со Швецией все заповедные товары отданы на свободную торговлю, за исключением поташа и смольчуга.

Петр  был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий.

В истории  экономики со времен Петра остался  афоризм „деньги - артерия войны", характеризующий меркантильную политику государства.

Быстро  росла внешняя торговля России к  середине столетия. Если в 1749 году экспорт хлеба оценивался в 2 тыс. руб., то в начале 90-х годов века он увеличился до 2,9 млн. руб. До 40% экспорта приходилось на лен, пеньку, паклю. Вывоз железа в общем объеме экспортных товаров вырос с 6% в 1749 году до 13% в 1796 году. В Россию ввозились сукно, вино, шелк, парфюмерия, пряности.

Однако  внешнеторговая деятельность России во второй половине XVIII века все еще не была достаточно активной из-за отсутствия обеспеченных выходов на международные морские коммуникации, неразвитости судостроения и портового хозяйства.

Во  второй половине XVIII века внешнеторговый оборот России возрос примерно в 5 раз, достигнув в 90-х годах почти 110 млн. руб. Внешнеторговый баланс был активным. Особенность внешней торговли в XVIII веке состояла в том, что товары в основном возились морскими путями. Доля сухопутной торговли составила 6% всего оборота. В целом внешнеторговый оборот России в период с 1762-го по 1798 год возрос с 10 до 40 млн. руб. Из 606 кораблей, прибывших в порты России, - 540 были английскими. К началу XIX века доля внешней торговли России составляла 3,7% всего мирового товарооборота.

Таким образом, анализ данных о внешней  торговле в России в XVIII веке свидетельствует, что экономические реформы, проводимые в начале столетия, способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров не только на севере, но и на южных границах страны. Значительно возросла торговля с сопредельными государствами Запада и Востока. Однако доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу, а русские корабли в торговом флоте составляли лишь 10%.

Теперь можно перейти к основной теме моего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия». Рассмотрев Петра I и его политику со всех сторон, я хотел бы более подробно углубиться в такие вопросы как: Что же вообще такое – политика протекционизма в России? В чём её суть? Что общего между таможенной политикой и политикой протекционизма в русском государстве?

Таможенная политика Петра I

         К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением  внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой участие принимал сам Пётр I.

Таможенное дело при Петре I стало  механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.

 По инициативе Петра I 31 января 1724 года механизм регулирования начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части количества этого товара, ввозимого из-за границы, то пошлины должны равняться четверти ценности его, если треть - пошлины должны составлять треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара.

Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства. В данном случае можно считать, что таможенная пошлина рассматривалась как премия производителям. Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 года ввозимые железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались в 75% с  цены,  голландское  полотно,  бархат,  золоченое  и  прядильное серебро - в 50%, шерстяные ткани, железное оружие - в 25% с цены. На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%: на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина,    кроме    промышленного    сырья    и    полуфабрикатов, необходимых для российсских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной. Этот  тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались в силе существовавшие тогда местные тарифы.

Развитие  торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. Таможенными  сборами с 1718 года управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск). Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов.

Протекционистский тариф 1724 года сдерживал внешнюю  торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725-м и 1727 годах тарифы на ряд товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования 1.

Поступления от таможенных сборов несколько возросли. В петровский период ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов.

 

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал  внешнюю торговлю в интересах  обеспечения конкурентоспособности  российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

 . Протекционистский, покровительственный тариф 1724 года просуществовал до 1731 года, когда был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся - до 20%. Тариф 1731 года совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность.

Структура отпускной торговли в этот период составляла отпуск товаров и рукоделий служащих - 49,9%, изделий - 34,9%, мягкой рухляди и разных вещей - 9,4%, шелка и китайки - 5,2%, жизненных припасов - 0,6% По предметам привоза изделия составляли 43,7%, жизненные припасы - 25,3%, товары и рукоделие для служащих - 22,6%, разные товары - 7,7%, мягкая рухлядь - 0,7 %2.

В 1731 году в России был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой.

Указом 1746 года была установлена ширина зоны территориальных вод. Она определялась дальностью пушечного выстрела. В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды. При убытии иностранного судна от капитана команды требовалось известить местные власти и таможенников и только с их разрешения после соответствующего оформления выходить в открытое море.

До середины XVIII века таможенная политика строилась с учетом дальнейшего развития торговли, как внутри страны, так и с зарубежными странами. Серьезным препятствием в формировании таможенной политики явилось наличие внутренних таможен, огромное количество различных таможенных сборов, сложность таможенной процедуры

Не смотря на то, что некоторые  западные исследователи полагают, что  экономическую политику Петра I можно  определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для  неё черты принудительности и  «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.

Информация о работе Таможенная политика Петровской России