Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа
В работе рассмотрены методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Особое внимание уделено применению первого метода определения таможенной стоимости – метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Во второй главе рассмотрен вопрос контроля таможенной стоимости и правовым аспектам широко распространенной в сфере внешнеэкономической деятельности проблемы непринятия таможенными органами заявленной декларантом таможенной стоимости товара. На основе анализа судебной практики по спорам с таможенными органами о таможенной стоимости приведены основные правила, которых следует придерживаться, заявляя таможенную стоимость, а также рассмотрены основания, по которым решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости можно оспорить и признать недействительным.
Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТОВАРА 5
1.1. Применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в целях таможенной оценки товара 5
1.2 Иные методы оценки товара 12
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИИ 22
2.1. Правовое регулирование контроля таможенной стоимости товара 22
2.2. Анализ судебной практики по делам, связанным с оценкой товара. 26
Заключение 36
Список литературы 38
После
получения уведомления о
При
самостоятельном определении
При контроле таможенной стоимости можно выделить три этапа. Первый этап — контроль при производстве таможенного оформления — включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление по контролю таможенной стоимости (в том числе процедуру корректировки таможенной стоимости, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости.
Второй этап — контроль при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами в отношении таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль). Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при таможенном оформлении от банка, перевозчика, страховой компании и др. Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то осуществляется ее корректировка.
Третий этап — контроль, проводимый при целевых и комплексных проверках финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД. По результатам контроля таможенной стоимости таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся з его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (ст. 323 ТамК РФ).
Таможенные органы часто отказываются принимать таможенную стоимость декларанта, потому что подтверждающие ее документы являются недостаточными, недостоверными либо не содержат количественно определенной информации. Однако суды не всегда соглашаются с таможенными органами, выдвигающими утверждение о недостаточности документов, подтверждающих таможенную стоимость.
Под несоблюдением установленного п. 2 ст. 323 ТК РФ и п. 1 ст. 15 Закона о таможенном тарифе условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, которая относится к количественно определенным характеристикам товара, условиям его поставки и оплаты, либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Так толкует положения указанных законодательных актов Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Пленума от 26 июля 2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее — постановление Пленума ВАС РФ N 29).
Важным представляется вопрос о критериях недостоверности представленных декларантом сведений. Высший Арбитражный Суд РФ, рассмотрев судебное дело N А60-2771/2004-С9 по иску ЗАО "Голубая волна", предъявленному Екатеринбургской таможне, ответил следующим образом. Недостоверность сведений о таможенной стоимости может заключаться в их необоснованном расхождении с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам (постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. N 13643/04).
По другому судебному делу таможня, доказывая законность решения о корректировке таможенной стоимости, ссылалась на то, что в инвойсах на один и тот же товар (один составлен на русском языке, второй — на английском) указана разная цена, в связи с чем сведения о таможенной стоимости, заявленной ООО "Динго", являются недостоверными и подлежат корректировке в сторону увеличения. Декларант в свою защиту заявлял, что указанное несовпадение — следствие технической ошибки, допущенной сотрудником иностранной компании, выступавшей продавцом по сделке. Данное утверждение подтвердилось письмом зарубежного партнера, а также платежными документами, в которых зафиксирована сумма фактически переведенных за границу денежных средств. В итоге арбитражный суд признал, что заявленная декларантом ценовая информация является достоверной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2006 г. N А66-15693/2005).
Как было указано ранее, согласно постановлению Пленума ВАС РФ N 29 представляемая декларантом ценовая информация должна относиться к количественно определенным характеристикам товара. Однако, количество одного и того же товара можно определить с помощью различных единиц измерения. В связи с этим возникает вопрос о том, какие сведения о количестве товара необходимы для подтверждения таможенной стоимости. Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривая иск ООО "Фортресс технологии", предъявленный Зеленоградской таможне, установил, что при таможенной очистке оптических компакт-дисков декларант достоверно заявил их количество в штуках и вес брутто, но ошибся при определении веса нетто. Таможня расценила противоречие между количественными характеристиками товара как одно из оснований для неприменения метода по цене сделки и приняло решение о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с этим, ВАС РФ указал, что для целей определения таможенной стоимости имеют значение те количественные характеристики, которые определены Таможенным тарифом Российской Федерации в качестве единиц измерения для данного товара. Поскольку согласно материалам данного дела для компакт-дисков единица измерения установлена в штуках, вес нетто не имеет значения для целей определения их таможенной стоимости.
Несоответствие
таможенной стоимости, определенной декларантом,
и ценовой информации по схожим товарам,
имеющейся у таможенного
Высший
арбитражный суд РФ, рассматривая
на предмет соответствия закону действия
таможни по корректировке таможенной
стоимости по упоминавшемуся делу N
А60-2771/2004-С9, установил следующее. Основанием
для отказа государственного органа
в применении метода по цене сделки
с ввозимыми товарами послужило
отсутствие документального подтверждения
заявленной обществом стоимости
товара и наличие признаков
Вместе
с тем Высший арбитражный суд
РФ сформулировал иную правовую позицию.
Различие цены сделки с ценовой информацией,
содержащейся в других источниках,
не относящихся непосредственно
к указанной сделке, не может рассматриваться
как наличие такого условия, либо
как доказательство недостоверности
условий сделки и является лишь основанием
для проведения проверочных мероприятий
с целью выяснения
Таким образом, судебная практика рассматривает расхождение ценовой информации лишь как повод для более тщательной проверки таможенной декларации, по результатам которой должен быть сделан вывод о наличии или отсутствии законных оснований для неприменения первого метода определения таможенной стоимости.
Согласно п. 4 ст. 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает достаточный срок для их представления. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения, либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Пункт 7 ст. 323 ТК РФ предусматривает, что факт непредставления дополнительных документов влечет возникновение у таможенного органа права самостоятельно определить таможенную стоимость.
Как следует из материалов дела, рассмотренного ФАС Волго-Вятского округа, ООО "ПБС Транссклад" представило к таможенному оформлению упаковочную пленку, заявив таможенную стоимость данного товара исходя из цены, указанной в инвойсе. В качестве подтверждающих документов таможенному органу предъявлены: внешнеторговый контракт, спецификации на товар, инвойс, паспорт сделки и другие. Таможня, посчитав указанные документы недостаточными, запросила дополнительные сведения, а именно, пояснения по условиям продажи, прайс-лист изготовителя продукции, экспортную декларацию страны отправления и калькуляцию транспортных расходов. По причине их непредставления таможенным органом произведена корректировка таможенной стоимости по резервному методу.
В
процессе исследования представленных
доказательств арбитражный суд
установил, что в документах общества
содержится достаточная, количественно
определенная ценовая информация о
конкретной партии товара, инвойс идентифицируется
с данной поставкой, транспортные расходы
включены в цену сделки, сведения о
недостоверности указанных
Разъясняя положения п. 7 ст. 323 ТК РФ, Пленум ВАС РФ указал, что отказ декларанта от представления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара (постановление Пленума ВАС РФ N 29). Соответственно, игнорирование предпринимателем требований таможни без письменного объяснения объективных причин невозможности представления подтверждающих документов или пояснений об отсутствии необходимости их получения влечет отказ в принятии в качестве основы таможенной стоимости цены товара по внешнеторговому договору.
Помимо
этого, Президиум ВАС РФ отметил,
что непредставление
Свое
мнение по рассматриваемому вопросу
обозначил ФАС Поволжского
ФАС Северо-Западного округа, высказываясь по данной проблеме, указал следующее. Согласно разъяснениям п. 2 и 3 постановления Пленума ВАС РФ N 29, право таможенного органа истребовать у декларанта дополнительные документы, а у последнего — корреспондирующая обязанность представить запрошенные документы, либо в письменной форме объяснить причины, по которым указанные документы не могут быть представлены, возникает лишь при наличии признаков недостоверности представленных сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2005 г. N А56-15345/2005).