Субъекты таможенно-правовых отношений и их правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Интерес к вопросам таможенного законодательства обусловлен ростом и динамичным развитием внешнеторговых связей стран таможенного союза, международных связей в области науки, культуры, искусства, образования, спорта и туризма и иными факторами, которые вызывают необходимость перемещения товаров через таможенную границу, помещение их под определенные законодательством таможенные процедуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 5
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНЫХ ЛИЦ, ПЕРЕМЕЩАЮЩИХ ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ 13
2.1 Лица, перемещающие товары через таможенную границу как субъекты таможенных правоотношений 13
2.1 Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела 15
3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая_1.docx

— 81.18 Кб (Скачать)

Уполномоченный экономический  оператор обязан вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров  в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Он обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган  отчетность нарастающим итогом о  товарах, в отношении которых  совершены таможенные операции с  применением специальных упрощений; предоставляет таможенным органам  доступ в пределах их компетенции  к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации; применяемая им система учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, предусматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами Таможенного союза.

Дополнительными  условиями   присвоения   юридическому лицу статуса  уполномоченного экономического оператора  являются:

1) неприменение упрощенной системы  налогообложения;

2) осуществление внешнеторговой  деятельности не менее одного  года до дня обращения в  таможенный орган;

3) отсутствие судимости за совершение  преступлений в сфере экономической  деятельности у руководителя  юридического лица и его сотрудников;

4) нахождение в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном  управлении или аренде помещений,  открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров.

Комиссией таможенного союза определяется перечень товаров, в отношении которых  не могут применяться специальные  упрощения.

 

  1. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

В связи с созданием  Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана положения таможенного  законодательства претерпели существенные изменения. Союз представляет собой  форму торгово-экономической интеграции, предусматривающую единую таможенную территорию. В ее пределах во взаимной торговле товарами, происходящими с  этой территории, а также происходящими  из третьих стран и выпущенными  в свободное обращение на таможенной территории Союза, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

 Правовое регулирование  таможенных отношений в рамках  Таможенного союза осуществляется  законодательством Союза. Если  этим законодательством отношения  не урегулированы, то применяются  нормы национального законодательства, но до их установления на  уровне Таможенного союза.

Таможенное законодательство Союза состоит из:

1) Таможенного кодекса  Таможенного союза (далее - ТК  ТС);

2) международных договоров  государств - членов Таможенного  союза;

3) решений Комиссии Таможенного  союза.

 Обратимся к рассмотрению  общей характеристики ТК ТС.

Поскольку документ закрепляет все основные вопросы таможенного  регулирования, можно сделать вывод  о том, что он занимает центральное  место в системе таможенного  законодательства Таможенного союза.

 ТК ТС ввел ряд  новшеств в регулировании таможенных  отношений. Изменениям подверглись некоторые термины (например, было уточнено понятие товара), появились некоторые новые понятия (такие, как "авария", "припасы", "экспресс-груз", и др.).

 Многочисленны изменения  в части регулирования таможенного  оформления (сокращается период  оформления грузовой таможенной  декларации с трех до двух  дней; у декларанта появляется  возможность внесения изменений  в таможенную декларацию до  и после выпуска товаров и  пр.).

 Виды таможенных платежей  остались прежними. Таможенные пошлины,  налоги уплачиваются в валюте  государства - члена Таможенного  союза, в котором подлежат уплате. Однако было изменено понятие  таможенных сборов. Они взимаются  таможенными органами за совершение  ими действий, связанных с выпуском  товаров, таможенным сопровождением  товаров, а также за совершение  иных действий, установленных ТК  ТС и (или) законодательством  государств.

 Появились новые формы  таможенного контроля: учет товаров,  находящихся под таможенным контролем,  проверка системы учета товаров  и отчетности, а также таможенная  проверка.

Особенностью ТК ТС явилось  большое количество в нем отсылочных норм. Указанное обстоятельство негативно  оценивается теоретиками, а также  вызывает обеспокоенность у бизнес-сообщества. Большое число отсылочных норм скажется на эффективности правового регулирования, затруднит процесс правоприменительной практики, создаст препятствия для использования норм добросовестными субъектами хозяйственной деятельности и условия для безнаказанного злоупотребления правами со стороны недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности.

 С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том,  что ТК ТС имеет и достоинства,  и недостатки. К положительным аспектам можно отнести то, что он является единым для трех стран, юридически и логически цельным, внутренне согласованным актом. Это делает таможенное законодательство Таможенного союза более компактным, согласованным, что существенно упрощает его понимание и применение. Однако сжатые сроки разработки и принятия ТК ТС не лучшим образом отразились на его содержании, о чем свидетельствуют как многочисленные изменения, внесенные еще до вступления в силу ТК ТС, так и большое число норм, отсылающих к национальному законодательству. Указанные обстоятельства, безусловно, могут негативно отразиться на скорейшем достижении целей и задач интеграции.

Важным источником законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, имеющие обязательный характер. Указанные акты весьма многочисленны - принято свыше 500 решений. Они направлены на обеспечение условий функционирования и развития Союза, развитие положений ТК ТС и международных договоров, их конкретизацию. Решения Комиссии имеют окончательное значение и подлежат применению на всей территории Таможенного союза.

 Особенностью рассматриваемых  решений является то, что они  подлежат непосредственному применению  в государствах - членах Таможенного  союза и имеют юридическую  силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами  и должностными лицами государств, к компетенции которых отнесено  регулирование соответствующих  правоотношений на момент передачи  Комиссии Таможенного союза соответствующих  полномочий. Таким образом, они не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

Нормотворчество Комиссии способствует решению задач, требующих оперативного реагирования, поскольку ее заседания  проводятся не реже одного раза в месяц (в то время как Межгоссовет ЕврАзЭС, высший орган Таможенного союза, собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год). Исходя из этого, к достоинствам решений Комиссии можно отнести возможность систематического урегулирования таможенных отношений в рамках Союза, восполнения пробелов по мере их возникновения.

 Таким образом, международно-правовое  регулирование отношений в рамках  Таможенного союза представлено  ТК ТС, международными договорами  государств - членов Таможенного  союза по вопросам, не урегулированным  ТК ТС и решениями Комиссии  Таможенного союза. 

Безусловно, нормальное развитие интеграции немыслимо без адекватного  правового обеспечения. Поэтому  важно, чтобы процесс становления  законодательства Таможенного союза  завершился как можно скорее. Однако стремление разработать правовую базу в кратчайшие сроки не должно идти вразрез с качеством международных  актов. Необходимо сформировать законодательство Таможенного союза таким образом, чтобы все изменения были последовательными, согласованными, четкими. Поэтому положения  принимаемых международных договоров  должны иметь максимально точные формулировки, быть грамотными с точки  зрения юридической техники в  целях предотвращения возникновения  коллизий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели особенности правового статуса субъектов таможенно-правовых отношений, раскрыв их с помощью поставленных задач.

Исходя из этого, можно  сделать следующие выводы:

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Одним из участников таможенных правоотношений является таможенный орган - специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела.

Все субъекты таможенных правоотношений находятся в тесном взаимодействии. При этом важно установить эффективное регулирование отношений между субъектами таможенного права

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность таможенных органов РФ в настоящее время, является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Физические лица, перемещающие товары для личного пользования, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Индивидуальные предприниматели, по своему статусу, в том числе  кругу полномочий в области таможенного  дела, приравниваются к юридическим  лицам.

Юридические лица, как коллективные субъекты таможенных правоотношений, включают в себя предприятия, учреждения и организации, перемещающие через таможенную границу товары или транспортные средства.

Основными характеристиками правового статуса лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются условия включения в реестр, а также права, обязанность и ответственность.

В пределах единой таможенной территории Таможенного союза во взаимной торговле товарами, происходящими с этой территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на таможенной территории Союза, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Международно-правовое регулирование отношений в рамках Таможенного союза представлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза по вопросам, не урегулированным ТК ТС и решениями Комиссии Таможенного союза.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)
  3. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: "Проспект", 2011 г. – 134 с.
  4. Таможенное право: вопросы и ответы / С.В. Халипов. – М.: ИД «Юрис'

пруденция», 2011. – 176 с.

  1. Чермянинов Д.В.  К вопросу о классификации субъектов таможенных правоотношений // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г. – 15 с.
  2. Таможенное право: курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009.
  3. Бекяшев К.А,  Моисеев Е.Г. Таможенное право:  учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
  4. Вобликов А. Б., Таможенное право: учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. - 180 с.
  5. Цидилина И.А. Международно-правовое регулирование отношений в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 2 - 6.

1 Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г.

2 Таможенное право : курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009, с.20

3 Бекяшев К.А,  Моисеев Е.Г. Таможенное право:  учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.35.

4 Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г.

 


Информация о работе Субъекты таможенно-правовых отношений и их правовой статус