В условия дальнейшего
наращивания объемов промышленного
производства, преимущественно, на морально
и физически устаревшем технологическом
оборудовании в базовых отраслях
экономики, а также неуклонно
растущего количества автомобилей
следует ожидать дальнейшего ухудшения
качества атмосферного воздуха в городах
и промышленных центрах округа.
И все же на территориях
республик, краев и областей ведется
работа по разработке и внедрению
природоохранных мероприятий, направленных
на сокращение объемов выбросов - осуществляется
реконструкция и модернизация золоуловителей,
а также технологические мероприятия
по подавлению образования выбросов
вредных веществ в атмосферу.
Проводятся мероприятия по переводу
стационарных источников и автотранспорта
на альтернативные и менее экологически
опасные источники топлива (газ,
газомоторное топливо, неэтилированный
бензин).
Протекающие по территории
округа водотоки загрязняются сточными
водами крупных промышленных центров.
В большинстве пунктов наблюдений
вода в реках характеризуется 4-м
классом качества как "грязная".
Основными веществами, загрязняющими
воды рек бассейна р. Оби, Иртыша, Енисея
остаются нефтепродукты, фенолы, соединения
азота, меди.
Качество воды
большинства водных объектов по-прежнему
не отвечает нормативным требованиям.
Загрязнение и засорение водных
объектов не снизилось, а в ряде мест
даже возросло. Одной из основных причин,
способствующих загрязнению водных
ресурсов, является массовая застройка
водоохранных зон, и прежде всего, их прибрежных
защитных полос. Основными поставщиками
загрязненных сточных вод в водные объекты
являются ЖКХ и промышленность. Значительный
ущерб малым рекам наносится в сельской
местности из-за нарушения режима хозяйственной
деятельности в водоохранных зонах и попадания
в водотоки органических и минеральных
загрязнений, а также смыва почвы в результате
водной эрозии.
Проблема экологически
безопасного обращения с отходами
производства и потребления представляется
одной из наиболее серьезных в области
охраны окружающей среды на территории
Западной Сибири. Практически весь объем
образующихся в округе токсичных отходов
(свыше 90%) имеет промышленное происхождение.
Общей проблемой обращения с отходами
является отсутствие многоцелевых полигонов
размещения (захоронения) опасных промышленных
отходов (за исключением Омской и Томской
областей).
В округе ни одна
из многочисленных свалок не имеет
проекта, который должен предусматривать
целый комплекс мер по обеспечению
экологической безопасности. Как следствие-
полный набор отрицательных для окружающей
среды факторов: заражение подземных вод,
выделение неприятного запаха, разброс
отходов ветром, самопроизвольное возгорание
отходов. По заключениям специалистов
Департамента наиболее распространенными
нарушениями законодательства в области
обращения с отходами производства и потребления
являются деятельность без разрешительных
документов, нарушение требований по обращению
с отходами, предоставление недостоверных
данных об отходах и др.
Из всего следует,
что для снижения загрязнения
окружающей среды выбросами, сбросами
и отходами необходимо оснащение
предприятий природоохранным оборудованием,
технологическое перевооружение и
постепенный вывод из эксплуатации
предприятий с устаревшим оборудованием,
сокращение удельного водопотребления
в производстве и жилищно-коммунальном
хозяйстве, развитие систем использования
вторичных ресурсов, в том числе
переработке отходов и, конечно,
гражданская ответственность каждого
за сохранение окружающей среды.
Заключение
Анализ современного
экономического положения в Северо-Кавказском
экономическом районе показывает, что
война в Чечне, межнациональные конфликты
(в Карачаево-Черкессии, между Северной
Осетией и Ингушетией, Чечней и Дагестаном)
привели к полной остановке значительного
количества предприятий, что в свою очередь
через межрегиональные связи вызвало
спад производства на соседних территориях.
Поэтому чрезвычайно
важно добиться скорейшего решения
всех спорных вопросов мирным путем,
прекратить конфронтацию между населяющими
регион народами, установить мир и
стабильность. Только в этом случае
Юг России сможет внести более весомый
вклад в экономическое возрождение
страны. В перспективе Северо-Кавказский
район должен сохранить свои позиции в
общероссийском территориальном разделении
труда. Он будет по-прежнему выделяться
многоотраслевым сельским хозяйством,
транспортным и энергетическим машиностроением,
пищевой, химической и легкой промышленностью,
уникальным курортно-рекреационным комплексом.
Принципиальным условием качественного
совершенствования развития производительных
сил является использование преимуществ
округа природного и социально-экономического
характера и на этой основе приоритетное
развитие тех отраслей и производств,
которые не имеют подобных предпосылок
и возможностей в других регионах или
развитие которых там менее эффективно.
Особенно должно возрасти значение АПК
и курортно-рекреационного комплекса.
В АПК должны быть устранены диспропорции
между отдельными его отраслями. Особенно
большое внимание следует обратить на
ускоренное строительство хранилищ, холодильников,
перерабатывающих предприятий. Нельзя
считать достаточным производство отдельных
видов необходимой для АПК региона машиностроительной
продукции. В частности, потребности в
современном технологическом оборудовании
для легкой и пищевой промышленности удовлетворяются
менее чем наполовину, что сдерживает
реконструкцию и техническое перевооружение
предприятий, затрудняет внедрение безотходных
технологий при переработке сельскохозяйственного
сырья. С развитием АПК и курортно-рекреационного
комплекса тесно связаны проблемы охраны
окружающей среды и рационального природопользования.
Для улучшения экологического состояния
и повышения эффективности природопользования
необходимо прекратить отторжение ценных
земель для несельскохозяйственных нужд,
провести широкомасштабные противоэрозионные
мероприятия и мероприятия по предотвращению
засоления земель, увеличить количество
лесозащитных полос и прекратить промышленные
рубки леса. Скорейшего решения требует
проблема санитарной охраны водоемов
и эффективной очистки сточных вод. С этой
целью, в частности, уже принята и начала
осуществляться целевая федеральная программа
«Каспий». Главная ее задача - очистка
Волжско-Каспийского водного бассейна
и увеличение численности поголовья ценных
пород рыб. Программа предусматривает
реконструкцию портового хозяйства и
подготовку к освоению нефтяных и газовых
месторождений на континентальном шельфе
Каспийского моря. Перед Западно-Сибирским
экономическим районом на сегодняшний
день стоят серьезные проблемы, которые
осложняют его дальнейшее развитие. Это
прежде всего социально-демографические
проблемы --низкая плотность населения,
неравномерность размещения населения,
недостаток трудовых ресурсов для освоения
природных богатств региона, сильное отставание
социальной сферы, что не способствует
закреплению здесь мигрантов, высокая
подвижность населения, недостаточный
уровень квалификации кадров для развития
сложных производств.
Другая проблема
- неравномерность размещения производственного
потенциала, внутри- и межотраслевые
диспропорции, слабое внедрение ресурсосберегающих
технологий (в настоящее время
от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный
оборот ресурсов безвозвратно теряется),
очень низкие темпы обновления основных
фондов, необходимость технической
модернизации производств. Кризисные
явления обусловлены и низким
уровнем комплексности производств,
неразвитостью отраслей, дополняющих
комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно
развита и местная продовольственная
база для обеспечения потребности
населения (представляется возможным
за счет собственных ресурсов удовлетворять
потребности в овощах на 70%, молоке
- на 80, мясе - на 85, зернопродукции и картофеле
- на 100%). Возможности внешнеэкономических
связей для укрепления экономического
потенциала района используются неполно;
необходимы дальнейшее привлечение иностранных
инвестиций, организация совместных предприятий,
развитие строительства предприятий на
компенсационной основе.
Перспективно
и развитие химических производств,
особенно производства калийных и фосфорных
удобрений, химической соды, хлора, магнезита.
Требуется увеличение мощностей
на гидроэлектростанциях . Необходимы
развитие энергосвязей с другими регионами,
рост топливно-энергетической базы за
счет угля и нефти, сохранение и подъем
машиностроения и металлообработки за
счет развития авиационной промышленности,
транспортного, горнодобывающего машиностроения
и эффективной конверсии военно-промышленного
комплекса. Развитие топливно-энергетического
комплекса Забайкалья сможет полностью
обеспечить внутренние потребности территории
в его продукции, поможет создать новые
энергоемкие производства (предприятия
цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной
промышленности).
Остро стоят в
Сибири и проблемы развития транспортной
сети, особенно в направлении юг
-север. Актуальным является расширение
и качественное улучшение производственного,
жилищного, культурно-бытового строительства.
Необходимость вовлечения
уникальных природных богатств района,
а в хозяйственный оборот обостряет
проблемы охраны окружающей среды и
рационального использования ресурсов,
сохранения экологических систем в
Сибири, особенно в районах Севера.
Природные комплексы Сибири отличаются
повышенной ранимостью, что обусловлено
замедлением процессов восстановления
и самоочищения в условиях низких
температур, слабой циркуляцией и
нисходящими воздушными потоками при
преобладающем антициклональном режиме
погоды с температурными инверсиями,
характерными для горно-котловинного
рельефа. Мощное очаговое промышленное
освоение территории имеет негативные
последствия для природы региона,
ведь с увеличением концентрации
производства резко возрастает антропогенное
давление на окружающую среду.
Охране окружающей
среды уделяется большое внимание:
выделяются крупные финансовые средства,
идут глубокие научные исследования,
проводятся природоохранные мероприятия
по всем перечисленным направлениям,
но острота проблемы не снимается, а
наоборот, в связи с ускоренным освоением
богатств района она будет возрастать.
Таковы основные
проблемы этих экономических районов,
пути их решения, задачи и перспективы
развития в условиях перехода России
к рыночным отношениям.