Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:39, реферат
1. Процесс управления в системе таможенных органов
2. Принципы организации процессов управления в таможенных органах
Эффективная деятельность
любой системы, включающей человеческий
фактор в виде отдельных исполнителей
или групп людей, возможна лишь при
наличии определенного
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Система управления
в таможенных органах состоит
из следующих компонентов: механизма
управления, структуры управления,
процесса управления и механизма
совершенствования системы
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого
понимания сущности управления в
таможенных органах необходимо знать
особенности, которые присущи этому
управлению. К ним можно отнести: ярко
выраженную нацеленность управления на
конечный результат служебной деятельности;
сочетание управленческой деятельности
внутри системы с работой с участниками
ВЭД; осуществление полномочий органа
государственного управления; допустимость
разумного риска в процессе управления;
динамичность процессов управления в
условиях противоборства сотрудников
таможенных органов с недобросовестными
участниками ВЭД, контрабандистами и их
пособниками; относительная неопределенность
условий, в которых осуществляется управление.
1.
Процесс управления
в системе таможенных
органов
Важным компонентом системы управления является процесс управления. Процесс управления – это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления1.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.
Цель – это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.
Управленческая ситуация – это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.
Проблема – это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Функциональный аспект – это реализация общих функций управления в определенной последовательности.
Выработка управленческого решения – это поиск. путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования.
Организационный
аспект заключается в использовании
организационно-
Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Общая и конкретные
цели управления таможенными органами
определяются Таможенным кодексом Российской
Федерации и другими
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».
Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления – структуры и процесса – более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.
Таким образом, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.
Организация процесса управления в системе таможенных органов – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.
Организация процесса управления включает установление:
Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз. Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля). Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, информационное и кадровое обеспечение и др.
Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом – осуществляется управление ходом ее функционирования.
Каждый этап
содержит стадии. Под стадией следует
понимать время, необходимое для
полной реализации какой-либо одной
общей функции управления. В соответствии
с этим, стадии процесса управления
называются стадией анализа и
прогнозирования, стадией планирования,
стадией организации, стадией регулирования,
стадией учета и стадией
Таким образом,
по своему содержанию процесс управления
является достаточно сложным. Он идентичен
для любого вида управления любыми
таможенными органами. Кроме того,
он остается неизменным и применительно
к любым условиям.
2.
Принципы организации
процессов управления
в таможенных органах
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов2.
Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.
В практике управления
таможенными органами применяются
общие, частные и организационно-
Общие принципы управления – это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.
Системность – ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.
Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.
Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.
Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.
Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.
Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.
К частным относятся принципы управления: законности, централизации в сочетании с разумной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.
Управление в
таможенной системе опирается и
на группы таких частных принципов,
как принципы организации и деятельности
государственной службы; принципы подбора
кадров, их обучения и воспитания; принципы
осуществления оперативно-
Организационно-
К ним можно отнести принципы управления: единоначалия, конкретности, разделения труда, скалярный, иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.
Информация о работе Современные принципы управления в таможенных органах