Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных сборов в РФ и проанализировать ситуацию в отношении таможенных сборов: отвечают ли они своему назначению как в фискальном, так и в регулирующем плане, или являются платой за услуги и юридически значимые действия государственных (в данном случае таможенных) органов.
Задачи работы могут быть выделены следующие:
определение сущности и содержания таможенных сборов, порядка их исчисления и взимания в связи со вступлением в силу главы 33.1 Таможенного кодекса РФ
анализ показателей деятельности Дагестанской таможни (с подчинёнными ей таможенными постами) по взиманию таможенных сборов и перечислению их в федеральный бюджет
определение перспектив применения таможенных сборов в регулировании ВЭД, а также направлений совершенствования практики применения таможенных сборов с усилением их регулирующей функции.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли 5
1.1.Таможенные сборы: понятие, сущность, содержание, виды 5
1.2.Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов 7
1.3.Роль таможенных сборов в регулировании ВЭД 14
Глава II. Современное состояние и перспективы применения таможенных сборов в регулировании внешней торговли 17
2.1.Анализ развития внешней торговли региона (на примере РД) 17 2.2.Оценка регулирующих функций таможенных сборов (на примере Дагестанской таможни) 20
2.3.Перспективы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Частично
регулирующие функции сохранил только
сбор за таможенное сопровождение – единственный
вид таможенного сбора, который в течение
2004 г. (т.е. с момента вступления в силу
нового Таможенного кодекса РФ и до дополнения
его главой 33.1) регулировался непосредственно
Таможенным кодексом. Он применялся в
отношении тех товаров, таможенное сопровождение
которых обязательно в соответствии с
международными соглашениями по вопросам
внешнеэкономической деятельности, а
также в тех случаях, если у таможенного
органа Российской Федерации имелись
основания полагать, что перевозчик, либо
его транспортное средство не могут гарантировать
соблюдения положений Таможенного кодекса
Российской Федерации7. Однако, как
будет видно далее, в практике работы Дагестанской
таможни случаи таможенного сопровождения
носят единичный характер, а сбор за таможенное
сопровождение представлен ничтожными
суммами.
Глава
II. Современное состояние
и перспективы применения
таможенных сборов в
регулировании внешней
торговли.
2.1.Анализ
развития внешней
торговли региона
(на примере РД)
При анализе показателей, характеризующих развитие внешней торговли региона, в первую очередь следует обратить внимание на показатели:
Показатели
внешней торговли по РД приведены
в таблице 1.
Таблица 18.
Динамика
внешнеторгового оборота РД в 2003
– 2004 гг.
Наименование показателей | 2003 г тыс. долл. | 2003 г. % | 2004 г. тыс. долл. | 2004 г. % | Отклонения (+,-) | % |
Внешнеторговый оборот | 102430 | 100.0 | 111310 | 100.0 | +8880 | +8.67 |
Импорт | 73085 | 71.35 | 78070 | 70.14 | +4985 | +6.82 |
Экспорт | 29345 | 28.65 | 33240 | 29.86 | +3895 | +13.27 |
Из таблицы видно, что в 2004 г. экспорт увеличивался по республике несколько быстрее, чем импорт, но сложившееся с 2000 г. соотношение, когда экспорт в 2.2.- 2.5 раза меньше импорта (см. таблицу 1), остаётся. В целом внешнеторговый оборот (не принимая во внимание неорганизованную торговлю) вырос на 8.67 %.
При этом внешнеторговые связи предприятий республики осуществлялись с фирмами из 38 стран, в основном из Азербайджана, Украины, Грузии, Чехии, Германии и Турции. Общее количество республиканских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осталось на прежнем уровне (2003 – 256; 2004 – 259). Наиболее активными из них были физические лица, т.е. предприниматели, перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности (94), затем общества с ограниченной ответственностью (69), акционерные общества (38) и государственные унитарные предприятия (22).
Основными
контрагентами Дагестана по-
В операциях по ввозу в республику продукции из стран ближнего зарубежья крупнейшими поставщиками товаров и сырья оставались Азербайджан (50,66%), Грузия (16,75%), Украина (2,9%) и Молдавия (2,5%), удельный вес которых составил в 2004 году почти 99% от объемов товаров, ввозимых этой группой стран. Из внешнеторговых партнёров по СНГ только с Казахстаном РД имеет превышение экспорта над импортом. Что касается импорта из стран дальнего зарубежья, то дагестанские предприятия работали с контрагентами в основном из Мальты (1,5%), Германии (0,9%), Кореи (0,6%), Нидерландов (0,6%) и Китая (0,5%), на долю которых приходится около 80% всего объема импорта из стран дальнего зарубежья.
Во внешнеторговых отношениях с крупнейшими государствами - контрагентами из дальнего зарубежья Дагестан традиционно выступает в качестве реципиента. Так, если в 2004 году РД вывезла в эти страны продукции на сумму 750,4 тыс. долларов, то по линии импорта в республику было завезено продукции и сырья на 3 млн. 123,7 тыс. долларов, таким образом, импорт превысил экспорт более чем в четыре раза.
При этом экспорт носит в основном сырьевую направленность при том, что наблюдается тенденция в сторону увеличения экспорта продукции промышленного комплекса республики. Так, традиционно наиболее высокие темпы наблюдаются по поставкам зерна, древесины, продукции мукомольно-крупяной промышленности, нефти и нефтепродуктов. В то же время, несмотря на лидирующие позиции, экспортные поставки мукомольно-крупяной промышленности и хлебных злаков сократились соответственно на 75 и 19%. Однако несколько увеличился экспорт изделий из камня и аналогичных материалов, электрических машин и оборудования, изделий из черных металлов. В прошлом году, в отличие от нескольких предыдущих лет, Дагестан импортировал больше продовольственных товаров, чем экспортировал из республики. Так, если в 2003 году экспорт составил почти 55%, то в 2004 году он снизился до 46%.
Анализ
товаропотоков, поступающих в республику
по линии импорта, показывает, что
наибольшая доля приходится на группу
"съедобные плоды". Удельный вес
продовольственных товаров в импорте
республики составил 57%. Только плодов
республика импортировала на 27 млн. долларов.
По остальным позициям произошло некоторое
снижение объемов ввоза. Особенно это
заметно в отношении нефтепродуктов, оборудования
и механических устройств. Это, помимо
прочего, свидетельствует, что дагестанские
предприятия постепенно осваивают данные
отрасли, поставляя на местный рынок вполне
конкурентоспособную продукцию. Вместе
с тем заметных изменений в структуре
импорта не произошло: наибольший удельный
вес по-прежнему приходится на энергоносители
и пищевые продукты.
2.2.Оценка регулирующих функций таможенных сборов (на примере Дагестанской таможни)
Оценка роли таможенных сборов в регулировании внешнеэкономических операций может производиться при помощи показателей динамики платежей по различным статьям сборов и удельного веса сборов в общей сумме поступлений таможенных платежей. Показатели по таможенным сборам, взимавшимся в зоне ответственности Дагестанской таможни, приводятся в таблице 2. При этом принято во внимание, что до 1 января 2004 г. действовал Таможенный кодекс 1993 г., что и обусловило структуру таможенных сборов.
Таблица 29
Суммы таможенных сборов, взысканных в бюджет РФ по видам (тыс. руб.).
Показатели Дагестанской таможни за 2002 – 2004 гг.
|
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что таможенные сборы действительно играют незначительную роль и в фискальном, и в регулирующем плане, оставаясь только платой за услуги (сопровождение, хранение) и юридически значимые действия (оформление), совершаемые таможенными органами.
Наиболее значительным из всех сборов в указанный период выступал сбор за таможенное сопровождение. Его средняя величина была в 2002 – 2004 гг. 1.07 % от общей суммы таможенных платежей, а наибольшего абсолютного выражения он достиг в 2004 г. – 6527.65 тыс. руб.
Сбор за таможенное хранение: наибольшее значение и в абсолютном, и в относительном выражении было достигнуто в 2003 г. – 4446.53 тыс. руб. или 0.78 % от общей суммы таможенных платежей, перечисленных Дагестанской таможней в федеральный бюджет.
Таможенное сопровождение как услуга, оказываемая таможенными органами, в период 2002 – 2004 гг., судя по таблице, представлена единичными случаями, если в 2002 г. на сбор за таможенное сопровождение пришлось всего 24 тыс. руб., в 2003 г. – 53 тыс. руб. (в обоих случаях менее 0.01 % от всей суммы таможенных платежей), в 2004 – 137 тыс. руб. (0.02 %).
Всего же таможенные сборы в 2002 г. составили 1.81% от общей суммы таможенных платежей, в 2003 г. – 1.88 % и в 2004 г. – 1.61 % (некоторое снижение именно в 2004 г. таможенных сборов можно объяснить временной – в связи со вступлением в силу нового ТК РФ - неопределённостью с правовой ситуацией в отношении таможенных сборов).
При анализе не приняты во внимание нерегулярные поступления по статье «Пени и прочие сборы».
Приводимый анализ приводит к выводу, что таможенные сборы практически не играют роли не в фискальной, не в регулирующей части и являются исключительно платой за услуги либо юридически значимые действия, оказываемые таможенными органами.
2.3.Перспективы
использования таможенных
сборов в регулировании
внешней торговли
В связи со сложившейся ситуацией с таможенными сборами важным выступает вопрос о возвращении им регулирующей функции.
Вступление
в силу главы 33.1 ТК РФ устранило двойственный
порядок применения таможенных сборов,
сложившийся после вступления в силу нового
Таможенного кодекса с 1 января 2004 г. В
частности, исчисление, порядок уплаты,
взыскание таможенных сборов, изменение
срока уплаты и возврат таможенных сборов
ранее осуществлялись полностью в
соответствии с правилами, предусмотренными
Таможенным кодексом РФ 2003 года для таможенных
пошлин. В случаях представления декларантом
временной таможенной декларации на период
времени, превышающий один календарный
месяц, таможенные сборы за таможенное
оформление уплачивались ежемесячно
не позднее 1-го числа месяца поставки.
При этом исчисление сумм таможенного
сбора за таможенное оформление осуществлялось
исходя из количества товара, пропорционально
соответствующего одному календарному
месяцу поставки. Если суммы подлежащих
уплате таможенных сборов за таможенное
оформление увеличивались в результате
уточнения сведений по фактической поставке,
доплата сумм осуществлялась не позднее
20-го числа месяца, следующего за каждым
календарным месяцем поставки. В случае
излишне уплаченных сумм таможенных сборов
за таможенное оформление их возврат осуществлялся
в соответствии со статьей 355 Таможенного
кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, регулирующей
порядок возврата излишне уплаченных
или излишне взысканных таможенных пошлин,
налогов. Кроме того, таможенным органам
было предписано руководствоваться
Инструкцией о взимании таможенных сборов
за таможенное оформление, утвержденной
Приказом ГТК России от 09.11.2000 N 1010 (далее
- Инструкция), за исключением пунктов
6, 7, 8, 9, 13, 17, 18 Инструкции (освобождение
от уплаты таможенных сборов за таможенное
оформление, размеры таможенных сборов
за таможенное оформление, порядок и сроки
уплаты таможенных сборов за таможенное
оформление), которые применялись с учетом
положений Приказа от 25.12.2003 N 1542.
Положения Инструкции, касающиеся взимания
таможенных сборов за таможенное оформление
в соответствии с таможенными режимами
"выпуск для свободного обращения",
"магазин беспошлинной торговли",
"временный ввоз (вывоз)", "транзит",
применялись при помещении товаров под
таможенные режимы "выпуск для внутреннего
потребления", "беспошлинная торговля",
"временный ввоз" и "временный
вывоз", "международный таможенный
транзит" соответственно. Таможенные
сборы за таможенное оформление при таможенном
оформлении товаров, помещенных под иные
специальные таможенные режимы, установленные
статьей 268 Таможенного кодекса Российской
Федерации 2003 года, не взимались. Таможенные
сборы за таможенное оформление уплачивались
по выбору плательщика как в валюте Российской
Федерации, так и в иностранной валюте,
курс которой котируется Центральным
банком Российской Федерации, в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании и валютном контроле.
При взимании таможенных сборов за таможенное сопровождение было предписано руководствоваться пунктами 45, 46, 47 Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, утвержденного Приказом ГТК России от 03.10.2000 N 897. Как уже указывалось, двойственность была устранена принятием главы 33.1 ТК РФ. Однако её принятие фактически завершило процесс лишения таможенных сборов регулирующих функций. Фискальная функция сборов тоже незначительна по причине небольшой величины доходов по всем статьям сборов.
Возвращение таможенным сборам их регулирующей функции может быть произведено с помощью следующих мероприятий (они в настоящее время носят характер предложений):
1.Возобновление
практики установлении
2.В
отношении сбора за таможенное
хранение обязательно