Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:19, контрольная работа
У начинающего исследователя, ученого, пытающегося организовать свою работу, первым делом возникает вопрос выбора темы, которая может быть задана обстоятельствами или продиктована жгучим интересом ученого к миру. Правда нужно сказать, что очень молодому человеку с множеством разносторонних интересов иногда трудно остановиться на конкретной теме и тут тогда должен оказать помощь научный руководитель. Важно отметить, что тема должна быть соразмерна предполагаемому объему труда, но если все же материал не укладывается в необходимый объем, то лучше будет, если тему сузить.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Издания как источники информации……………………………….....5
Глава 2. Виды изданий, необходимых для научно-исследовательской работы………………………………………………………………….…………..7
2.1. Виды научных изданий……………………………………………...……….7
2.2. Виды учебных изданий………………………………………………..……..8
2.3. Справочно-информационные издания………………………………...……9
Заключение ………………………………………………………………………11
Список использованных источников …………………………………………..13
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….….
Глава 1. Издания как источники информации……………………………….....5
Глава 2. Виды изданий, необходимых для научно-исследовательской работы………………………………………………………………
2.1. Виды научных изданий……………………………………………...………
2.2. Виды учебных изданий………………………………………………..…….
2.3. Справочно-информационные издания………………………………...……9
Заключение ………………………………………………………………………11
Список использованных источников …………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
У начинающего исследователя, ученого, пытающегося организовать свою работу, первым делом возникает вопрос выбора темы, которая может быть задана обстоятельствами или продиктована жгучим интересом ученого к миру. Правда нужно сказать, что очень молодому человеку с множеством разносторонних интересов иногда трудно остановиться на конкретной теме и тут тогда должен оказать помощь научный руководитель. Важно отметить, что тема должна быть соразмерна предполагаемому объему труда, но если все же материал не укладывается в необходимый объем, то лучше будет, если тему сузить.
Далее начинающий исследователь составляет план, без которого можно потерять главное направление, увлечься частностями, сделать свой труд композиционно несоразмерным. Поэтому в любом плане, в любой по характеру и объему научной работе должны присутствовать три основные части: введение, главная часть и заключение.
Логичный, правильно построенный план является фундаментом успеха. Но в любом научном труде существуют такие опасности, как недо- и перепланирование.
Затем начинается главная часть работы, работа с научной литературой. При правильном методе ознакомления с источниками исследователь быстро научится свободно ориентироваться в литературе по своей теме.
Работу с литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше от основных положений к более конкретным.
Помимо фундаментальных работ, необходимо уделить внимание научной литературе, в центре которой находится основная проблема исследования. Изучая источники, следует особое внимание уделить степени изученности проблемы. Если избранная тема исследователем уже изучалась предыдущими исследователями, то сначала необходимо изложить то, что уже известно, а полученная и накопленная из литературы информация поможет исследователю при постановке проблемы. Иногда бывает, что учебные работы на этом и заканчиваются. Важно знать, что всю литературу по теме практически невозможно одолеть, поэтому необходимо читать основное.
ГЛАВА 1. ИЗДАНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Источник информации – это документ, содержащий какие-либо сведения. К документам же относят различного рода издания, которые являются основным источником научной информации. Под изданием понимается документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения[1].
Источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. Данные документы, в отличие от изданий, не рассчитаны на широкое и многократное использование и находятся они в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров.
Все документальные источники научной информации делятся на:
а. первичные – это те документы, которые содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований. К таким относят монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.;
б. вторичные – документы, которые являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов. Это справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания.
Издания классифицируются по следующим основаниям:
а. по целевому назначению: официальное, научное, учебное, справочное и др.;
б. степени аналитико-синтетической переработки информации: информационное, библиографическое, реферативное, обзорное;
в. материальной конструкции: книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.;
г. знаковой природе информации: текстовое, нотное, картографическое, изоиздание;
д. объему: книга, брошюра, листовка;
е. периодичности: непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся;
ж. составу основного текста: моно издание, сборник;
з. структуре: серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения.
Для нас больший интерес составляют издания – научные, учебные, справочные и информационные, так как из них может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
2.1. Виды научных изданий
Научное издание – это издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания делятся на такие виды, как: монография, автореферат диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание. Приведем ниже описания каждого вида издания.
- Монография – научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем и принадлежащих одному или нескольким авторам.
- Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
- Препринт – научное издание, посвящённое какой-либо теме, с которой автор хочет ознакомить заинтересованных лиц и специалистов, выпускаемое в свет до публикации[2].
- Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
- Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, в котором содержатся итоги научной конференции.
- Тезисы докладов научной конференции – это научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера.
- Научно-популярное издание – издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.
2.2. Виды учебных изданий
Учебное издание – это издание, которое содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Существуют следующие виды учебных изданий: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие и другие.
- Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания[3].
- Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
- Учебно-методическое пособие – это учебное издание, которое содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.
2.3. Справочно-информационные издания
Под справочным изданием понимается такое издание, которое содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Видами издания являются словари, энциклопедии, справочники специалиста и другое.
Информационное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность. Такие издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.
Библиографическое издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний).
Реферативное издание – информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация.
Обзорное издание – это такое информационное издание, которое содержит публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений.
Издания бывают непериодическими, периодическими и продолжающимися. Непериодическое издание выходит однократно, продолжение которого заранее не предусмотрено. К примеру, это книги, брошюры, листовки. Книга – книжное издание объемом свыше 48 страниц. Брошюра – книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц. Листовка – это текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц. Периодические издания выходят через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), которые не повторяются по содержанию, однотипно оформлены, нумерованы и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. К периодическим изданиям относятся газеты, журналы, бюллетени, вестники[4].
Газета – периодическое газетное издание, которое выпускается через краткие промежутки времени, содержит официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам.
Журнал – это периодическое текстовое издание, в котором содержатся статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетени и вестники бывают периодическими или продолжающимися изданиями. Продолжающиеся издания выходят через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными и/или датированными выпусками, имеющими общее заглавие.
Бюллетень (вестник) – это периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
В завершение вышеописанной характеристики основных источников научной информации необходимо отметить, что существуют небумажные, нетрадиционные источники, такие как: кинофильмы, видеофильмы, микрофильмы, магнитные и оптические диски и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научные публикации всегда являлись основным источником информации для исследователей. Необходимость постоянной работы ученых с литературой обусловила создание научных библиотек практически в каждом академическом институте. Работа с научной литературой является одним из основных подготовительных этапов в исследовательской работе.
К литературным источникам начинающий исследователь должен относиться очень и очень критично. Есть авторы, которые объективно стояли и стоят на научных позициях, однако есть и такие, которые никем из научных кругов не признаны, авторитета не имеют или даже вовсе не научны, поэтому нельзя верить в непогрешимость печатного слова, это самообман.
Также каждый исследователь должен знать и учитывать то, что невозможно в одной работе «объять необъятное», потому что мир, явление, объект подвержены постоянному движению, изменениям.
Учебная работа не требует от исследователя только правильного изложения общеизвестных фактов. Если действительно наработаны свои собственные факты, идеи и мысли, то надо их сопоставить с теми, о которых читали, выявить возможные противоречия.
В процессе работы с источниками полезно делать выписки, которые облегчат ученому дальнейшую работу. Это могут быть конспекты, фрагменты работ, отдельные цитаты и тому подобное, при составлении которых необходимо ориентироваться на собственные способности и память.
Также необходимо делать ссылки на использованную литературу, потому что в этом проявляется культура, уважение к чужой мысли, чужому тексту.
Задача исследователя состоит в том, чтобы не заимствовать материалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный им материал, предложив собственное осмысление своей темы.
Информация о работе Современное информационное обеспечение научной работы