Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа
Целью работы является анализ совершенствования форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств
Чтобы полностью отразить суть поставленной цели в ходе работы, предусматривается решение следующих задач:
1) рассмотреть особенности таможенного декларирования;
2) провести анализ статистики применения декларирования товаров и транспортных средств;
3) выявить основные направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1.Таможенный контроль, основа организации………………………5
1.2. Понятие и назначение таможенного декларирования…………..10
1.3.Подача таможенной декларации в таможенный орган…………..13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации……………………………………………..…23
2.2. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в Уральском таможенном управлении……………………………………………………………………….27
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1.Таможенный контроль, основа организации………………………5
1.2. Понятие и назначение таможенного декларирования…………..10
1.3.Подача таможенной декларации в таможенный орган…………..13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации……………………………………………..…
2.2. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в Уральском таможенном управлении……………………………………………………
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза подлежат таможенному декларированию. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства – как ввозимые на территорию таможенного союза, так и вывозимые за ее пределы. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.
Таможенное декларирование товаров заключается в подаче заявления таможенному органу, в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТКТС в письменной или электронная формах, сведений о товарах, транспортных средствах и других сведений необходимых для таможенных целей.
Целью работы является анализ совершенствования форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств
Чтобы полностью отразить суть поставленной цели в ходе работы, предусматривается решение следующих задач:
1) рассмотреть особенности таможенного декларирования;
2) провести анализ статистики применения декларирования товаров и транспортных средств;
3) выявить основные направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Предметом исследования являются таможенное декларирование товаров и транспортных средств.
Объектом исследования являются таможенные органы Российской Федерации и Уральское таможенное управление
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1.Таможенный контроль, основа организации
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения, соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза [2].
Цель таможенного контроля недопущение незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а также лица, перемещающие товары через таможенную границу таможенного союза и оказывающие им договорные услуги (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор).
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных ст.6 ТКТС и непосредственно связанных с целью таможенного контроля.
В зависимости от того, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, выделяют следующие объекты таможенного контроля:
- товары, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию
- таможенная декларация, документы и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
- деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
- лица, пересекающих таможенную границу.
Правовая основа организации таможенного контроля состоит из:
1) Таможенного кодекса таможенного союза
2) международных договоров государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
3) решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
Таможенный контроль при ввозе начинается с момента пересечения таможенной границы и заканчивается
1) помещением товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретением условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза
3) помещением товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения
4) обращением в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Товары, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.
Товары Таможенного союза находящиеся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
В статье 110 ТК ТС установлены формы таможенного контроля:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
12) таможенная проверка [2].
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
1.2. Понятие и назначение таможенного декларирования
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению.
Таможенное оформление – совокупность таможенных операций (процедур) осуществляемых участниками ВЭД и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
В основном все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов разделены на самостоятельные группы.
ТКТС выделяет следующие таможенные операции предшествующие подаче таможенной декларации:
- прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
- убытие товаров с таможенной территории таможенного союза
- временное хранение товаров
Декларирование товаров – заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТКТС в письменной или электронная формах, сведений о товарах, транспортных средствах и других сведений необходимых для таможенных целей.
Функции декларирования:
- обеспечение таможенные органы необходимыми сведениями (информацией)
-служит подтверждением законности совершаемых декларантом действий
- на основе декларирования, таможенные органы проверяют сведения в декларации с фактическими данными.
Таможенная декларация – документ, установленной формы, в котором указываются сведения необходимые для представления таможенному органу.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
лицо, пользующееся таможенными льготами
организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;
3) лица государства - члена таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
5) представлять документы и сведения в виде электронных документов;
6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
1.3.Подача таможенной декларации в таможенный орган
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При этом подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться предоставлением таможенному органу ее электронной копии.
Рисунок 1:
Сроки подачи таможенной декларации
Виды товаров | Сроки подачи таможенной декларации | Основание |
Товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза | До истечения срока временного хранения товаров | П. 1 ст. 185 ТКТС |
Товары, вывозимые на таможенную территорию таможенного союза | До их убытия с таможенной территории таможенного союза | П. 2 ст. 185 ТКТС |
Товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТКТС | В течение 30 дней со дня вступления в законную силу: 1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности; 2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности; 3) Решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу; 4) Решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности | П. 3 ст. 185 ТКТС |
Источник: [2].
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза.
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров
8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза.
14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита [2].
Если в документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
В случае если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров.
При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. При представлении копий документов таможенный орган вправе проверить соответствие этих копий их оригиналам.
Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов, либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.
Порядок представления и использования электронных документов, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии законодательством государства - члена таможенного союза.
Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов таможенного союза и на иностранных языках.
Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.
Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.
Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации [2].
Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.
В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:
если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров [2].
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.
При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.
По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.
Для отзыва таможенной декларации на товары таможенного союза в обращении об отзыве должно быть указано место нахождения товаров.
Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.
Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.
Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.
Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.
При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.
В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.
Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию.
Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в течение 45 (сорока пяти) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока изменились ставки таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении этих товаров, таможенная декларация считается неподанной.
В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:
1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;
2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;
3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;
4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени [2].
ВЫВОД: Декларирование товаров – заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТКТС в письменной или электронная формах, сведений о товарах, транспортных средствах и других сведений необходимых для таможенных целей.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Таможенная декларация – документ, установленной формы, в котором указываются сведения необходимые для представления таможенному органу.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
2.1. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
В 2009 году продолжалась реализация задач по оптимизации системы организации таможенного контроля и таможенного оформления. ФТС России разработала и внедрила ряд перспективных методов, содействующих развитию внешней торговли и ускорению процессов перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу Российской Федерации.
В целях оптимизации и ускорения таможенных процедур, минимизации угроз экономическим интересам Российской Федерации ФТС России в 2009 году активизировала информационное взаимодействие с Комиссией Европейских сообществ.
На сегодняшний день от 13 европейских государств (Австрия, Бельгия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Латвия, Швеция, Словакия, Эстония, Италия, Литва, Польша, Германия) таможенные органы получают информацию о направленных в Российскую Федерацию товарах еще до пересечения ими государственной границы.
132 таможенных органа оснащены программными продуктами, обеспечивающими получение и использование предварительной информации.
В 2009 году российскими таможенными органами было получено 540 184 сообщения по книжкам МДП. Из всех полученных сообщений 531 154 прошли форматно-логический контроль.
В 2009 году продолжилось развитие технологии декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
В 2009 году на 148 таможенных постах завершено тестирование возможности осуществления таможенного оформления с применением международной ассоциации сетей «Интернет». Это позволило, используя возможности сети, создать условия для доступа неограниченного количества участников ВЭД к электронному интернет-декларированию. Более 5 тысяч участников ВЭД успешно используют такую форму декларирования.
На сегодняшний день 355 (в 2007 году – 206, в 2008 – 274)таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, что составляет около 45% от общего числа таможенных органов, уполномоченных принимать таможенные декларации, при этом половина из них принимается через Интернет.
Рисунок 7:
Источник: [17]
Наблюдается динамика увеличения с 2007 – 2009 год количества таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования
В 2007году оформлено около 242 600 электронных ГТД, в 2008 году – 250 000 электронных ГТД, в 2009 году – 271 750 электронных ГТД
Рисунок 8:
Источник: [17]
Наблюдается динамика по увеличению доли электронных ГТД в общей массе оформленных деклараций: 8,7% в 2009 году по сравнению с в 2008 году (в 2007 году этот показатель составил 3%).
Еще одним шагом по сокращению времени и издержек участников ВЭД стало более широкое применение предусмотренных законодательством упрощенных процедур таможенного оформления.
В 2009 году принимались меры по упорядочению мест таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов, обеспечению эффективности таможенного контроля, исключению случаев недостоверного декларирования и пресечению контрабанды, определены места декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 4401 (древесина топливная), 4403 (лесоматериалы необработанные), 4404 (сваи, колья, столбы), 4406 (шпалы), 4407 (лесоматериалы распиленные или расколотые вдоль) ТН ВЭД России, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим экспорта (приказ ФТС России от 29.10.2007 № 1327).
Разработан порядок, упростивший таможенное оформление биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, и позволивший обеспечить соблюдение 3-часового регламента проведения государственными органами процедур при их ввозе (приказ ФТС России от 04.09 2009 № 378).
ФТС России совместно с Минсельхозом России приняла участие в разработке обязательных требований к складам временного хранения и таможенным складам, на которых осуществляется хранение товаров, подконтрольных Государственной ветеринарной службе Российской Федерации (мясо и мясопродукты, молоко и молочная продукция, рыба, ракообразные, моллюски, мясо водных животных и продукты их переработки) (приказ Минсельхоза России и ФТС России от 05.11.2009 № 542/2013).
Установление данных требований позволяет определять склады временного хранения и таможенные склады, на которые следует осуществлять доставку и последующее хранение товаров, подконтрольных Государственной ветеринарной службе Российской Федерации.
Кроме того, в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, ФТС России использует указанные требования для определения мест таможенного оформления товаров, в отношении которых нецелесообразно применять условие об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
2.2. Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в Уральском таможенном управлении
Одним из основных направлений оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля, в силу их перспективности, было дальнейшее внедрение в практику деятельности таможенных органов Уральского таможенного управления электронного декларирования и предварительного информирования.
В 2007 году таможенными органами Управления оформлено 4 356 электронных ГТД, в 2008 году – 9 557 ГТД, в 2009 году с использованием электронной формы декларирования оформлено 10 254 ГТД.
Рисунок 2:
Источник: [4]
Наблюдается динамика увеличения количества электронных ГТД с 2007 по 2008 год на 54,4 %, а с 2008 по 2009 год на 6,8%. Увеличение числа электронных ГТД связано с ростом внешнеторгового оборота России за последние годы.
В перечень таможенных органов имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, включены:
Таможенный пост Аэропорт Рощино и Тобольский таможенный пост Тюменской таможни;
Таможенный пост Аэропорт Магнитогорск и Карталинский таможенный пост Магнитогорской таможни;
Таможенный пост Малахит (специализированный) и Верх-Исетский таможенный пост с использованием сети Интернет по технологии ЭД – 2) Екатеринбургской таможни;
Шадринский таможенный пост и первомайский таможенный пост Курганской таможни.
На сегодняшний день 26 таможенных постов Управления включены в Перечень.
В 2009 году инициировано участие в эксперименте по применению электронного декларирования с использованием сетей Интернет.
Продолжается работа по расширению практики использования предварительного декларирования.
Данную процедуру в 2007 году применяли 1 106 участников ВЭД, в 2008 году – 1181, в 2009 году – 953 участника.
Рисунок 3:
Источник: [4]
Наблюдается динамика увеличения с 2007 по 2008 год на 6,3% ,с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 23,9%
Всего за 2007 год выпущено – 20965 ГТД, за 2008 год – 24131, за 2009 год – 16514 (приложение 1).
Рисунок 4:
Источник:[4]
Наблюдается динамика увеличения с 2007 по 2008 год на 13,1%, с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 46,1%.
Общее количество товаров, оформленных в таможнях Управления в 2009 году составило – 430 885 шт., в 2008 году – 497 219 шт., в 2007году – 484107 шт. (приложение 2).
Рисунок 5:
Источник: [4]
Наблюдается динамика увеличения оформленных товаров в УФО с 2007 по 2008 год на13,3%, а с 2008 по 2009 год динамика уменьшения на 2,7%.
Наиболее активно предварительное декларирование применялось в Екатеринбургской таможне – 5168 ГТД (стоимость товаров составляет порядка 351 млн. долл. США), Курганской таможне – 5 145 ГТД (стоимость товаров составляет порядка 341 млн. долл. США), и Челябинской таможне – 3395 ГТД (178 млн. долл. США).
За 2009 год, в таможнях Управления было оформлено:
- временный ввоз – 177 ГТД
-переработка на таможенной территории – 156 ГТД
- таможенный склад – 176 ГТД
-реэкспорт – 609 ГТД
- отказ в пользу государства – 10 ГТД
-переработка вне таможенной территории – 29 ГТД
- беспошлинная торговля – 102 ГТД
- временный вывоз – 45 ГТД
- реимпорт – 44 ГТД.
По состоянию на 2009 год в зоне деятельности Управления установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, включающие в себя выпуск товаров до подачи таможенной декларации, временное хранение товаров на складе заявителя, а также предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации в отношении 22 участников внешнеэкономической деятельности.
Временное хранение товаров на складе заявителя в 2009 году принимали 17 участников ВЭД (2008 год – 20) в регионе деятельности Екатеринбургской, Магнитогорской, Нижнетагильской, Тюменской и Челябинской таможен.
Среди крупных предприятий, использовавших данную процедуру, можно отметить ООО «Жировой комбинат», ОАО «Сухоложскцемент», ОАО «Металлургический завод им. А,К, Серова».
В течение 2009 года оформлено 534 ГТД, что на 3% меньше ,чем в 2008 году (559ГТД).
Общая стоимость товаров оформленных с использованием рассматриваемой процедуры, составляет 80,5 млн. долл. США (31,2% от 2008 года).
В 2009 году также использовалась процедура выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Указанная процедура применялась в Магнитогорской и Ямало-Ненецкой таможнях.
В течение 2009 года данную процедуру использовало 2 участника ВЭД (в 2008 – 5 участников ВЭД).
В течение 2009 года оформлено 113 ГТД, что составляет 15,5% (от 2008 года – 727 ГТД).
Общая стоимость товаров оформленных с использованием рассматриваемой процедуры, составляет 28,7 млн. долл. США (22,4% от 2008 года).
Декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе заявителя, с подачей периодической таможенной декларации в 2009 году использовалось только в Курганской таможне. Оформлено 7 ГТД – таможенная стоимость оформленных товаров составляет 2,5 млн. долл. США. В 2008 году было оформлено 2 ГТД, таможенная стоимость которых составила 1,3 млн. долл. США.
Предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2009 году не использовалось.
В зоне деятельности УТУ внешнеэкономическую деятельность с делящимися и радиоактивными материалами (ДРМ) и соответствующими технологиями осуществляют 4 основных предприятия:
- ОАО « Уральский электрохимический комбинат» ( Свердловская обл., г. Новоуральск)
- ФГУП «ПО маяк» Челябинская обл., (г. Озерск);
- ОАО «Институт реакторных материалов» ( Свердловская обл., г. Заречный)
- ЗАО по монтажу и наладке радиационной техники « Квант» (г. Екатеринбург).
В УФО правомочиями на совершение таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, оборудования для их производства, хранения, транспортировки, измерения и соответствующей документации обладают Новоуральский таможенный пост Екатеринбургской таможни, таможенный пост Аэропорт Кольцово Кольцовской таможни, Челябинский и Озерский таможенные посты Челябинской таможни.
За 2009 год этими постами оформлено около 630 ГТД по номенклатуре ДРМ ( в 2008 году – более 660 ГТД), по которым перечислено в федеральный бюджет более 416 млн. руб. ( в 2008 году – 306 млн. рублей).
За 2009 год должностными лицами таможенных органов Управления выявлено более 700 фактов перемещения через таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
В рамках проводимой работы по применению системы управления рисками таможенными органами Управления достигнуты следующие результаты:
За 2009 год оформлено 358 093 таможенных партий товаров (в 2008 году 526 517 партий товаров). Из них, по 28 225 ГТД (7,8% от всех партий товаров) выявлены риски, содержащиеся в профилях риска, те прогнозируемые нарушения таможенного законодательства (в 2008 году 27 981 ГТД – 5,33%).
Общее количество проведенных таможенных досмотров при ввозе за 2007 год составило 5847, за 2008 год – 6451, за 2009 год. При вывозе количество проведенных таможенных досмотров составило в 2007 году - 1832, в 2008 – 2541, в 2009 году– 4 245.
С целью минимизации рисков в 2009 году увеличено общее количество таможенных досмотров, как при ввозе, так и вывозе товаров.
ВЫВОД: Проведя анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, проанализированы данные за 2007, 2008, 2009 года и пришла к выводу, что ФТС России разработала и внедрила ряд перспективных методов, содействующих развитию внешней торговли и ускорению процессов перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу Российской Федерации.
На сегодняшний день 355 таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, что составляет около 45% от общего числа таможенных органов, уполномоченных принимать таможенные декларации, при этом половина из них принимается через Интернет. Наблюдается динамика увеличения с 2007 – 2009 год количества таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.
Наблюдается динамика по увеличению доли электронных ГТД в общей массе оформленных деклараций.
Еще одним шагом по сокращению времени и издержек участников ВЭД стало более широкое применение предусмотренных законодательством упрощенных процедур таможенного оформления.
Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в Уральском таможенном управлении показал, что одним из основных направлений оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля, в силу их перспективности, было дальнейшее внедрение в практику деятельности таможенных органов Уральского таможенного управления электронного декларирования и предварительного информирования.
Наблюдается динамика увеличения количества электронных ГТД с 2007 по 2008 год на 54,4 %, а с 2008 по 2009 год на 6,8%. Увеличение числа электронных ГТД связано с ростом внешнеторгового оборота России за последние годы.
Продолжается работа по расширению практики использования предварительного декларирования.
Наблюдается динамика увеличения с 2007 по 2008 год на 6,3% ,с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 23,9%
Наблюдается динамика увеличения общего количества ГТД с 2007 по 2008 год на 13,1%, с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 46,1%.
Наблюдается динамика увеличения общего количества оформленных товаров в УФО с 2007 по 2008 год на13,3%, а с 2008 по 2009 год динамика уменьшения на 2,7%.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Со вступлением с 01.07.2010 в силу Таможенного кодекса Таможенного союза увеличились сроки для подачи таможенной декларации. Подача осуществляется до истечения сроков временного хранения товаров. Кроме того, сократились с 3-х до 2 рабочих дней сроки выпуска товаров. При этом в отношении товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и временного вывоза, сроки выпуска составляют 4 часа. Вместе с тем максимальный срок выпуска не может превышать 10 дней
Таможенным кодексом Таможенного союза установлены две формы декларирования: письменная и электронная (по поручению Президента РФ в настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по переходу на декларирование товаров, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности в электронной форме). Определены виды таможенных деклараций (декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство), а также перечень документов необходимых для помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру.
С 01.01.2011 года вступает в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379), в соответствии с которым на территории РФ будет осуществляться декларирование товаров и транспортных средств в рамках реализации норм, прописанных в Таможенном кодексе Таможенного союза. Также вступит в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкция о порядке ее заполнения", а также Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" и ФЗ "О таможенном регулировании".
Также следует отметить, создана нормативная база, необходимая для перехода на новые правила декларирования. По решению Комиссии Таможенного союза, полностью работу по переходу на новые правила декларирования следует завершить к концу года. По сравнению с применяемыми сейчас в России правилами таможенного оформления в новых правилах декларирования предусмотрен ряд существенных упрощений. Идя навстречу коллегам из Беларуси и Казахстана, решено отказаться от использования специальных таможенных самокопирующихся бланков, которые сейчас у нас применяются. С 1 января 2011 года декларации на товары будут заполняться на простой белой бумаге формата А-4.
Национальные особенности при заполнении декларации на товары на какое-то время все равно останутся. Например, в России реквизитами декларанта являются ИНН, КПП, ОГРН. В Беларуси и Казахстане у декларантов другие реквизиты, предусмотренные их национальным (не таможенным) законодательством. Поэтому, будучи российским юридическим лицом, просто невозможно будет заполнить декларацию на товары в Беларуси или Казахстане. Для этого, в частности, и нужен принцип резидентства. Сейчас, когда валютное, гражданское и другие законодательства еще не унифицированы, создать единые правила заполнения таможенной декларации сложно. В инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза N 257, для каждого из государств - членов Таможенного союза определены национальные особенности заполнения граф декларации на товары. Теперь это действительно единый документ, который можно взять в любом из трех государств и с его помощью, не обращаясь еще к каким-то национальным актам, заполнить декларацию на товары [18].
С 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации (см. решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, от 20 сентября 2010 г. N 378, от 14 октября 2010 г. N 421).
Формы деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохраняют привычный вид. В ряде граф изменяется порядок записи данных или требуются иные сведения. Декларации теперь можно распечатывать на обычных листах формата A4 (не будут применяться бланки, отпечатанные типографским способом).
Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах - членах Таможенного союза.
Инструкция представляет собой комплексный документ, который позволяет заполнить декларацию на товары в любом из государств - членов Таможенного союза, не обращаясь к национальным подзаконным актам.
Инструкция о порядке заполнения декларации на товары помимо единых правил заполнения граф декларации на товары , обязательных для применения во всех трех странах, предусматривает некоторые особенности заполнения отдельных граф ДТ в зависимости от государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого декларируется товар.
Серьезным изменением в правилах декларирования товаров для Российской Федерации является то, что с 1 января 2011 года не будут использоваться сброшюрованные в комплекты бланки ТД1 (ТД2) и ТД3 (ТД4), изготавливаемые типографским способом, которые представляли собой единый документ, используемый как при подаче грузовой таможенной декларации, так и при подаче транзитной декларации, и применялись в Российской Федерации с 1 января 2007 года.
Со следующего года будут применяться отдельные формы для декларации на товары и транзитной декларации, которые могут распечатываться на обычном листе формата A4 в необходимом количестве экземпляров, порядок заполнения которых также определен отдельными правовыми актами - решениями Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 и от 18.06.2010 N 289, соответственно.
Инструкция о порядке заполнения декларации на товары аналогично с действующим порядком включает в себя нормы, регулирующие особенности заполнения ДТ при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при декларировании в одной ДТ товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС.
Для Российской Федерации, в целом, форма и порядок заполнения декларации на товары не претерпели кардинальных изменений.
Однако следует обратить внимание на ряд особенностей, которые появились при заполнении декларации на товары.
В первую очередь, участникам ВЭД следует внимательно изучить общие положения.
Инструкцией, в частности, предусмотрено, что заполняется ДТ заглавными буквами, а в одной ДТ возможно заявить сведения не более чем о 999 товарах. Ранее наши национальные правила декларирования не содержали ограничения в количестве товаров, содержащихся в одной товарной партии, которые можно заявить в одной ГТД.
Понятие "товарная партия" практически не претерпело изменений по сравнению с действующим в настоящее время в России его определением (Приказ ФТС России от 04.09.2007 N 1057).
Особо следует обратить внимание на то, что в целях обеспечения надлежащего контроля со стороны государства за ценами на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты условия декларирования одним товаром для Российской Федерации были дополнены. Лекарственные средства, относимые в соответствии с законодательством Российской Федерации к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам, могут декларироваться как один товар, если они имеют одно наименование, лекарственную форму, дозировку и форму выпуска.
Как и сейчас, при декларировании в одной ДТ товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС вместо добавочных листов будет использоваться список товаров, оформляемый в трех экземплярах и являющийся неотъемлемой частью ДТ.
ДТ в соответствии с Инструкцией должна представляться в трех экземплярах, распределяемых следующим образом:
первый экземпляр остается в таможенном органе, которому декларируются товары;
второй и третий экземпляры возвращаются декларанту (при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр представляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории).
В целом информационная наполняемость ДТ существенно не поменялась. Вместе с тем применительно к некоторым графам имеются существенные различия по их заполнению, в других претерпела изменения структура информации, расположение сведений внутри графы, а порядок заполнения отдельных граф вообще останется неизменным.
ВЫВОД: Со вступлением с 01.07.2010 в силу Таможенного кодекса Таможенного союза увеличились сроки для подачи таможенной декларации.
Таможенным кодексом Таможенного союза установлены две формы декларирования: письменная и электронная (по поручению Президента РФ в настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по переходу на декларирование товаров, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности в электронной форме).
Определены виды таможенных деклараций (декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство), а также перечень документов необходимых для помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру.
Также следует отметить, создана нормативная база, необходимая для перехода на новые правила декларирования.
Национальные особенности при заполнении декларации на товары на какое-то время все равно останутся. Сейчас, когда валютное, гражданское и другие законодательства еще не унифицированы, создать единые правила заполнения таможенной декларации сложно. В инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза N 257, для каждого из государств - членов Таможенного союза определены национальные особенности заполнения граф декларации на товары. Теперь это действительно единый документ, который можно взять в любом из трех государств и с его помощью, не обращаясь еще к каким-то национальным актам, заполнить декларацию на товары.
С 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации.
Формы деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохраняют привычный вид. В ряде граф изменяется порядок записи данных или требуются иные сведения.
Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах - членах Таможенного союза.
Инструкция представляет собой комплексный документ, который позволяет заполнить декларацию на товары в любом из государств - членов Таможенного союза, не обращаясь к национальным подзаконным актам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Декларирование товаров – заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТКТС в письменной или электронная формах, сведений о товарах, транспортных средствах и других сведений необходимых для таможенных целей.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Таможенная декларация – документ, установленной формы, в котором указываются сведения необходимые для представления таможенному органу.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Проведя анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, проанализированы данные за 2007, 2008, 2009 года и пришла к выводу, что ФТС России разработала и внедрила ряд перспективных методов, содействующих развитию внешней торговли и ускорению процессов перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу Российской Федерации.
На сегодняшний день 355 таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, что составляет около 45% от общего числа таможенных органов, уполномоченных принимать таможенные декларации, при этом половина из них принимается через Интернет. Наблюдается динамика увеличения с 2007 – 2009 год количества таможенных постов имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.
Наблюдается динамика по увеличению доли электронных ГТД в общей массе оформленных деклараций.
Еще одним шагом по сокращению времени и издержек участников ВЭД стало более широкое применение предусмотренных законодательством упрощенных процедур таможенного оформления.
Анализ организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в Уральском таможенном управлении показал, что одним из основных направлений оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля, в силу их перспективности, было дальнейшее внедрение в практику деятельности таможенных органов Уральского таможенного управления электронного декларирования и предварительного информирования.
Наблюдается динамика увеличения количества электронных ГТД с 2007 по 2008 год на 54,4 %, а с 2008 по 2009 год на 6,8%. Увеличение числа электронных ГТД связано с ростом внешнеторгового оборота России за последние годы.
Продолжается работа по расширению практики использования предварительного декларирования.
Наблюдается динамика увеличения с 2007 по 2008 год на 6,3% ,с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 23,9%
Наблюдается динамика увеличения общего количества ГТД с 2007 по 2008 год на 13,1%, с 2008 по 2009 год наблюдается уменьшение на 46,1%.
Наблюдается динамика увеличения общего количества оформленных товаров в УФО с 2007 по 2008 год на13,3%, а с 2008 по 2009 год динамика уменьшения на 2,7%.
Основным направлением совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств станет, со вступлением с 01.07.2010 в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, увеличение срока для подачи таможенной декларации.
Таможенным кодексом Таможенного союза установлены две формы декларирования: письменная и электронная (по поручению Президента РФ в настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по переходу на декларирование товаров, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности в электронной форме).
Определены виды таможенных деклараций (декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство), а также перечень документов необходимых для помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру.
Также следует отметить, создана нормативная база, необходимая для перехода на новые правила декларирования.
Национальные особенности при заполнении декларации на товары на какое-то время все равно останутся. Сейчас, когда валютное, гражданское и другие законодательства еще не унифицированы, создать единые правила заполнения таможенной декларации сложно. В инструкции, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза N 257, для каждого из государств - членов Таможенного союза определены национальные особенности заполнения граф декларации на товары. Теперь это действительно единый документ, который можно взять в любом из трех государств и с его помощью, не обращаясь еще к каким-то национальным актам, заполнить декларацию на товары.
С 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации.
Формы деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохраняют привычный вид. В ряде граф изменяется порядок записи данных или требуются иные сведения.
Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах - членах Таможенного союза.
Инструкция представляет собой комплексный документ, который позволяет заполнить декларацию на товары в любом из государств - членов Таможенного союза, не обращаясь к национальным подзаконным актам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ 12.12 1993г – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во,2009. – 48с.
2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о ТКТС; принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.09 № 17);
3. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (подписан в г. Душанбе 06.10.2007);
4. Информационно-справочные материалы об итогах деятельности таможенных органов Уральского Таможенного Управления за 2007,2008, 2009 год.
5. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 11.12.2009 №32 «О ведении единой Товарной номенклатуры ВЭД таможенного союза»;
6. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 « О формах таможенных документов»;
7. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования»;
8. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров»;
9. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары;
10. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
11. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №256 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании»;
12. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №255 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров»;
13. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 «О порядке декларирования товаров»;
14. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 « О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах – участниках таможенного союза»
15. Соглашение от 21 мая 2010 года о представлении и об обмене предварительной информацией, о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза
16. Федеральный закон 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ).
17. http://www.customs.ru/ru/
18. http://www.tks.ru/news/nearby/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1:
Источник: [4]
Приложение 2:
Источник: [4]
50
Информация о работе Совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств