Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:22, курсовая работа
Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Основные особенности и объект изучения таможенной статистики
Методология таможенной статистики внешней торговли
Показатели таможенной статистики внешней торговли
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УЧЕТА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Общая система учёта внешней торговли
Специальная система учёта внешней торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
3) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;
4) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
5) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру реэкспорта;
6) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованные физическим лицам, выезжающим с территории государства – члена Таможенного союза;
7) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру временного вывоза на срок один год и более;
8) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободного склада;
9) товары, вывезенные с территории государства – члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли при общей системе учета следующие категории товаров:
1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства – члена Таможенного союза;
2) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;
3) товары, помещенные на таможенный склад, на свободный склад, в свободную таможенную зону и предназначенные для вывоза за пределы территории государства – члена Таможенного союза;
4) иностранные товары, уничтоженные на территории государства – члена Таможенного союза.
Круг учитываемых товаров в таможенной статистике должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.
Многие международные сделки носят комплексный характер и не всегда очевидно, необходимо ли учитывать в статистике внешней торговли участвующие в них товары. В целях обеспечения сопоставимости данных Методологией определяются товары:
подлежащие включению в статистику внешней торговли;
подлежащие исключению из нее, но рекомендованные для учета в целях составления национальных счетов и платежного баланса;
не подлежащие учету.
В таможенной статистике учитываются не только товары, являющиеся объектом купли-продажи, а все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых запасы материальных ресурсов страны увеличились или уменьшились. При этом не требуется, чтобы это увеличение или уменьшение ресурсов было необратимым.
Таможенной статистикой не учитываются товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения, т.е. установленной предельной (нижней) границы величины стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары.
Немонетарное золото, т.е. золото, предназначенное для промышленного использования (для электронной промышленности, для производства украшений, для зубоврачебных целей и т.п.), включается в таможенную статистику внешней торговли.
Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.
Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки.
По этой же причине не учитываются товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию России российскими воинскими частями.
В последние годы особый интерес представляют оценка и учет неорганизованной (так называемой «челночной») торговли, которая составляет около 20% импорта страны. Наиболее распространенными странами для этого вида торговли являются Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Италия. В таможенной статистике учитывается (и заполняется ДТ) ввоз физическими лицами товаров, вес или стоимость которых превышает соответственно 50 кг или 1,5 тыс. евро.
Как было указано выше, товары, помещаемые под процедуру временного ввоза (вывоза), не учитываются в таможенной статистике. Киотская конвенция относит к числу таких товаров, например товары, демонстрируемые на торговых ярмарках или выставках; художественные экспозиции; коммерческие образцы; племенных животных, животных для участия в выставках или состязаниях и др.
Исключение составляют товары, временно ввозимые или вывозимые для аренды сроком на один год и более, например по сделкам на аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, самолетов, технологического оборудования и т.п.
В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Соответственно товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.
Ряд товаров, которые должны учитываться в товарообороте страны, не охватываются таможенной статистикой внешней торговли, так как они поставляются в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации.
Например, учет морских судов и летательных аппаратов, предназначенных для использования в международных перевозках, создает серьезные проблемы в отношении достижения параллельного учета в странах-контрагентах, поскольку суда и самолеты, построенные и проданные одной страной, не всегда доставляются в страну-покупатель.
Аналогично, на основании таможенных документов, нет возможности учесть рыбу и все виды морских продуктов, продаваемых с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море, а также бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.
Поскольку торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ДТ, источников информации и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.
Определение круга товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, позволяет упорядочить отбор тех ДТ, данные из которых используются для формирования таможенной статистики внешней торговли Таможенного союза.
При специальной системе учета в импорт включаются товары, предназначенные для потребления внутри страны, а в экспорт — товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в ней. Общая торговля распространяется на все коммерческие операции по ввозу и вывозу, включая в себя операции по реэкспорту.
Различие между двумя системами состоит в основном в определении момента учета этих операций: при общей системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при специальной — когда он проходит через таможенную границу страны.
Это различие имеет особый смысл для товаров, которые проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где товары находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.
Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли по специальной системе торговли (специальный импорт) только после того, как они выпущены из пределов свободных таможенных зон и свободных складов в свободное обращение.
Специальный экспорт аналогично включает товары, произведенные, добытые, выраженные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт.
Специальный импорт должен включать в себя:
1. ввоз товаров иностранного происхождения для внутреннего использования на территории страны (эти товары могут поступать во внутреннее обращение как непосредственно из-за границы, так и с территорий национальных свободных зон или открытых портов);
2. ввоз товаров для переработки на территории данной страны под таможенным контролем;
3. ввоз в страну товаров, объявленных для внутреннего использования на таможенных складах страны.
Для стран, учитывающих “специальную торговлю”, главным условием для регистрации в импортной статистике становится факт ввоза для использования внутри страны, т.е. поступление в пределы таможенной территории, что сопровождается таможенной очисткой соответствующего товара.
Специальный экспорт включает в себя следующие виды поставок:
1. вывоз за границу товаров отечественного происхождения, т.е. произведенных, добытых, выращенных или переработанных в данной стране (в западной статистике эта категория поставок получила название “национального” экспорта);
2. вывоз товаров после переработки под таможенным контролем;
3. вывоз “национализированных” товаров – продуктов иностранного происхождения, находившихся в свободном обращении на территории данного государства (т.е. прошедших таможенную очистку и декларированных для внутреннего использования).
Приняв во внимание вышеперечисленные обстоятельства, Статистическая комиссия ООН рекомендовала странам применять общую систему учета.
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Таможенная статистика внешней торговли – это сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу данной страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики; ведется с целью обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, определяемых национальным законодательством, информацией о состоянии внешней торговли страны, контроля за поступлениями в государственный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля , анализа состояния и развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом. При этом используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК ТС о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной.
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Таможенный кодекс Таможенного союза(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(ред. от 16.04.2010)
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
4. Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525).
5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007
6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы Учеб для вузов / Под ред проф Л.Е. Стровского. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006
7. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. Учебное пособие – СПб.: ИВЭДЭП, «Знание», 2009.
8. Чмель Г.П. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г. Драганова. М.: АОЗТ "Центр экономики и маркетинга", АОЗТ "Терминал А.Г.", 2007
9. Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / Под редакцией В.Г. Драганова –М.: Экономика, 2008. –С.687
12. http://www.tsouz.ru Официальный сайт комиссии таможенного союза
13. http://www.customs.ru Официальный сайт ФТС
14. http://vch.ru/ Сайт Виртуальная таможня.
15. http://www.tks.ru/ Информационный сайт.
4
[1] данные на 30.03.2012
Информация о работе Система учёта экспорта и импорта в таможенной статистике внешней торговли