Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), основывается на двух составляющих - системе налогов и таможенных платежах. О них и пойдёт речь в моей работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех русских таможенных платежей, которые существовали в период с 13 по 17 века и изучение современных таможенных платежей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 13 – 17 ВЕКАХ 5
1.1. Торгово – таможенные обрядности в 13-14 веках. 5
1.2. Таможенные пошлины в 15 – 17 веках 8
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Правительство Московского государства стало ревностно заниматься торговыми операциями, их которых некоторые монополизировало в свои руки, а другие сдавало на откуп. Московские великие князья, а потом и цари, даже особенно покровительствовали торговле, и таким образом Москва становится сосредоточением торговой деятельности для всей Руси. Уже в 15 веке туда стекаются купцы как из внутренних земель, так и иностранные. Иоанн III образовал сильное государство, которое уже не могло довольствоваться периодически собираемой данью, а вынужденно было вводить постоянные налоги.
Особого специального налога с торговли и промышленности в то время еще не было. Торговцы и промышленники облагались наравне с земледельцами посошною податью при помощи одной и той же податной единицы - сохи - общей меры платежной способности населения. При Иоанне III приступлено было к замечательному для своего времени поимущественному описанию, известного под названием посощины, в котором перепись наличного населения по городам, посадам и волостям смешивалась с поземельным и промысловом кадастром.
В сошном письме - описание земель, городов и посадов по сохам - горожане и посадские распределяются для взимания налогов по числу дворов, а вместе с тем является понятие и об особой промысловой сохе, которая подразделяется в Москве на выти, в Новгороде - на обжи. В податном отношении посадский двор приравнивался к сохе и к ее частям - выти и обже.
В 1614 и 1615 гг. был назначен чрезвычайный военный сбор ,именно "пятая деньга", который велено было "собирати на ратные люди : кто сможетъ, отъ живота своего и промысла".
Впоследствии (20-е года 17 века) сошное письмо в применение к городскому хозяйству потеряло прежнее значение и стало заменяться подворною податью, которая соизмерялась не только с размерами дворов, но и с зажиточностью их владельцев.
Впрочем, уже с 16 столетия в
Московском государстве
По мере развития торговли и промышленности, города и посады все больше и больше стали отдаляться от сельских поселений, а городские жители стали специально посвящать себя торговле и промышленности, рядом с этим возникают и особые специальные сборы с горожан.[15]
Так
с начала 17 столетия появилось обложение
городских промыслов
С конца 17 века в посадах взимался особый промысловый налог - лавочный оброк. Оброк этот выплачивали не только посадские тяглецы, но и другие лица, не принадлежащие к посадской общине, если они владели в посаде лавкой или другим промышленным заведением. Лавочный оброк сначала падал равномерным окладом на все лавки, но затем он стал раскладываться торговыми людьми соответственно оборотам каждого. Для этого составлялись особые описи, которые служили основанием для раскладки.
Раскладочная система податей в московском государстве была преимущественно организована уже во второй половине 17 столетия. Эта система уничтожила всякую возможность равновозможности, она предполагала бессилие финансовых органов администрации в деле обложения и раскладки, полное отсутствие этих органов.
С восшествия на престол царя Алексея Михайловича начинается ряд крайне важных финансовых реформ, касающихся сборов с торговли и промышленности и самой организации торгового сословия.
В 1646 г. была произведена подворная перепись всего тяглового населения. Она надолго служила основанием для раскладки налогов по городам и посадам, где с приобретением торгово-промышленного характера, стал выделяться особый класс, исключительно занимающийся торговлей и промыслами.
Сословие тогдашних торговых людей составляли: гости, гостиная, суконная, черная сотни в Москве; посадские, слободские люди в прочих городах и посадах. Упорядочив, таким образом, обложение торговых и промысловых людей, правительство Алексея Михайловича сделало попытку заменить часть прямых налогов косвенными и объединить последние.
Так по указу 7 февраля 1646 года предписано было взамен стрелецкой подати и мыта положить новую пошлину на соль. В 1652 г. издан закон, по которому винные откупа и продажа вина частными лицами будут уничтожены, а торговля вином стала казенною монополией. В 1653 г. взамен пестрой массы проезжих и рыночных сборов введена единая рублевая пошлина.
По этому первому Торговому уставу положено было резкое различие в податном отношении между русскими торговыми людьми и иностранными, права которых начали с большей подробностью описываться только в московский период. Тридцать лет спустя, в 1667 г. издан был Новоторговый устав, еще с большей подробностью определивший торговые права и обязанности, как русских, так и иноземных купцов.
Таким образом, в царствование Алексея Михайловича произведены две существенные реформы, касающиеся торговых людей. По уложению 1649 г. правительство стремилось упорядочить взимание с них прямых налогов, а торговыми уставами 1653 и 1667 гг. объединены были торговая и пошлины, заменившие собою прежние мыта, тамгу и т.п. косвенные сборы, падавшие на торговлю и промышленность.
В дальнейших мероприятиях по отношению к прямым податям Московское правительство идет в том же направлении, как и по косвенным налогам. С этой целью при царе Федоре Алексеевиче (1672-1682) предпринято было объединение разнообразных старых сборов: данных, стрелецких, ямских, полоняночных, взимающихся иногда натурою, водной стрелецкой подати, переведенной исключительно на деньги. При ее введении царь Федор Алексеевич приказал оклад ее положить на дворы, смотря по тяглу и промыслу. Не смотря однако же на принятые меры, новая подать продолжала поступать с недоимкой. Тогда Правительство назначило особую комиссию из гостей для приведения стрелецкой подати в соответствие с потребностями на содержание стрельцов. Произведя сбавку общей суммы, комиссия разверстала ее на города, поделив их на 10 разрядов.
После определения нового оклада этот подразрядный городской налог окончательно превратился в постоянный и заменил собой вся категорию податей с сошного письма или четвертных. Разложенный на дворы по 10 разрядам городов, налог этот внутри городов стал как бы специальным налогом на городские промыслы.
Таким образом, после реформы 1679-1681 гг. старая система прямых податей с торговых людей так же упростилась, как и система косвенных сборов после рублевой пошлины 1653-1667 гг.
Дальнейшие
мероприятия Московского
Так, Московское правительство, отведя выдающуюся роль в финансовой системе таможенным пошлинам и кабацким сборам, сперва сдавало их на откуп, а затем обратилось к системе 'верного" казенного управления. Но для того, чтобы обеспечить поступление этих косвенных налогов оно своеобразным образом превратило их также в окладные.
Таким образом, круговая порука сказалась и на системе взимания косвенных сборов, - точно так же, как она играла в Московском государстве выдающуюся роль и в деле прямого обложения. Разница состояла лишь в том, что косвенные сборы с торговли и промышленности взимались за круговой ответственностью, без определенной раскладки, а прямые налоги взыскивались, за круговою порукою по раскладочной системе - по животам и промыслам торговых людей. Оба указанных налога, падавшие на торговлю и промыслы в течение всего Московского периода, заменяли собою промысловый налог.
В
финансовой системе Московского
государства преобладающее
Таможенная пошлина – платёж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные. [17]
Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:
Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:
В
большинстве стран мира, особенно
в экономически развитых странах, экспортные
пошлины применяются
Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для:
Следует отметить, что в настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью отсутствуют.
Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Как правило, они дифференцированы в зависимости от кода товара и страны происхождения товара.
Базовые
(предельные) ставки таможенных пошлин
применяются при ввозе товаров,
происходящих из государств, которым
Россия в торгово-политическом отношении
предоставляет режим
Для
товаров, которые происходят из стран,
относящихся к развивающимся, действуют
преференциальные ставки таможенных пошлин.
В настоящее время они
К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяются нулевые ставки таможенных пошлин (таможенными пошлинами не облагаются).
Если завозятся в Россию товары, имеющие происхождение из стран, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо неизвестна страна происхождения товара, то в этом случае применяются максимальные ставки таможенных пошлин (базовые ставки, увеличенные в два раза).