Роль таможенных платежей доходной части Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

 В соответствии со  ст. 172 ТК декларантом может быть  лицо, перемещающее товары и транспортные  средства, либо таможенный брокер.

 

    1. Цели, задачи и функции таможенных органов

Основные цели, задачи и  функции таможенных органов определяются в главе 39 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Многообразная по своему характеру  деятельность таможенных органов направлена на решение следующих главных  задач.

Решение экономических задач  достигается посредством участия  таможенных органов в обеспечении  в пределах своей компетенции  экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также  взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и  компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации.

Решение задач регулирования  таможенного дела достигается посредством  организации применения и совершенствования  средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики  Российской Федерации. Среди таких  средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др.

Решение правоохранительных задач достигается посредством  выявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленных  таможенным законодательством, производства неотложных следственных действий и  дознания по уголовным делам и  производства по делам об административных правонарушениях по фактам таможенных правонарушений.

Деятельность таможенных органов выражается в выполнении ими многочисленных функций. Они  раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения  обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов.

Классифицируя функции таможенных органов, их можно подразделить на: основные обеспечивающие.

Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен  в ст.403 ТК РФ: Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. 61-Ф3(в редакции от 30.12.2008)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в редакции от 02.02.2006) осуществление  таможенного оформления и таможенного  контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через  таможенную границу; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности; борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; ведение таможенной статистики внешней торговли; обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам; проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся все  виды деятельности административно-хозяйственного характера: кадровая деятельность; финансовая, бухгалтерская деятельность; психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение; материально-техническое обеспечение; развитие таможенной инфраструктуры, капитальное строительство и др.

Перечень функций таможенных органов конкретизируется и детализируется в Положении о федеральном  органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и  в общих положениях о других таможенных органах.

Таможенные органы осуществляют свои функции как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными  государственными органами. Это касается прежде всего финансовых и налоговых органов, пограничной службы, транспортных органов и других органов, непосредственно связанных функционально с таможенными органами.

Глава II. Роль таможенных платежей

Внешняя торговля традиционно  играет важную роль в развитии экономики  любого государства. Взаимовыгодные связи  с зарубежными странами позволяют  оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчивости банковско-финансовой системы, облегчают решение проблем  занятости населения. Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации[1] один из основных рычагов, с помощью которого государство  влияет на внешнюю торговлю, это  таможенная политика. Ограничивая или  стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть  государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными  товарами, создавать благоприятные  условия для экспорта отечественной  продукции.

В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней  политики Российской Федерации. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Вопрос правильного определения  целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется  и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической «прозрачностью»  границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где  принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных  республик и областей. У таможенной политики есть три ключевые функции  – фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково  важны для экономики страны.  Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной  функции – фискальной. В законе о бюджете и других нормативных  актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они  обязательны для исполнения таможенными  органами.

Доля таможенных платежей в российском федеральном бюджете  составляет от 30 до 60 % в  период с 2003 по 2006 год, что говорит о высокой  значимости таможенных доходов на общегосударственном  уровне.

В данной работе был проведен анализ данных о таможенных доходах  и своевременности и полноты, законности их поступления в федеральный  бюджет. Было показано, что несмотря на имеющиеся недостатки работы таможенных органов и известную коррумпированность данной структуры таможенные доходы являются одним из основных источников доходов государства.

Отдельной проблемой отечественного таможенного дела является обеспечение  поступления таможенных платежей в  полном объеме. Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих виды, порядок расчета и условия  взимания соответствующих налогов  и сборов не является бесспорным, поскольку  платежи в целом, составляют предмет  регулирования налогового права.

Вполне очевидно, что основную группу платежей составляют таможенная пошлина, НДС, акциз. Эти платежи  являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета (более 30%). Именно этим платежам (включая сбор за таможенное оформление), главным образом, посвящена гл. 20 Таможенного кодекса («Исчисление  и уплата таможенных платежей»).

Общего понятия плательщиков таможенных платежей таможенное законодательство не дает. Не встретишь его и в  литературе. Однако воспользовавшись Налогового кодексом РФ, а Таможенный кодекс РФ можно вывести следующее  определение плательщиков таможенных платежей, под которыми понимаются лица, обязанные в соответствии с  таможенным законодательством уплачивать необходимые налоги и сборы в  сфере таможенного дела. Иными  словами, лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Но здесь есть еще одна особенность, связанная  с иными, любыми заинтересованными  лицами, которые согласно ч. 2 ст. 118 Таможенного кодекса вправе производить оплату таможенных платежей. В свою очередь, лица, ответственные за уплату таможенных платежей, могут быть подразделены, в зависимости от периода действия такой обязанности и ответственности, с учетом формулировки ч. 1 ст. 118 Таможенного кодекса, где отмечается, что таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, в соответствии с Таможенным кодексом.

Проблематичность в данном вопросе вызывают и сроки уплаты таможенных платежей. На практике довольно часто необходимые суммы до фактического ввоза товаров перечисляются  на счета таможенных органов в  целях ускорения последующей  процедуры таможенного оформления. Или наоборот, суммы, превысившие  необходимые размеры ранее уплаченных платежей остаются на счетах соответствующих  таможенных органов для оплаты будущих  поставок товаров.

Среди других проблем формирования таможенных доходов отмечаются следующие.

Учет платежей участников внешнеэкономической деятельности осуществляет с нарушением бюджетного и таможенного законодательства Российской Федерации. При этом по отдельным  нарушениям необходимых мер не принимается  в течение ряда лет. В нарушение  статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации, запрещающей в процессе исполнения федерального бюджета осуществление  операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, для  учета таможенных платежей использовались счета, открытые таможенным органам.

Не решен должным образом  вопрос инкассации наличных денежных средств из касс таможенных органов. Только часть этих средств инкассируется  через отделения Российского  объединения инкассации. Большая часть наличных денежных средств инкассируется из касс таможенных органов привлекаемыми для этого различными кредитными организациями. При этом инкассированные денежные средства учитывались на счетах таможен, что является нарушением указанной нормы статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверкой выявлены факты  неполного перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета. В 2004 году не были перечислены ФТС  России в федеральный бюджет таможенные платежи, оформленные в установленном  порядке, в сумме 25601,3 млн. рублей. Отдельные  показатели отчета ФТС России о поступлении  налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в 2004 году были искажены в связи с неправильной их классификацией.  ФТС России осуществляет недостаточный контроль за погашением задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей.

Одним из направлений развития российской таможни является создание «сервисной таможни», т.е. развитие таможенных услуг. В настоящее время таможенные услуги оказываются таможенными  органами в недостаточном объеме, кроме того, не используются современные  технологии, нет достаточно проработанной  нормативно – правовой базы.

В решение проблем развития таможенных услуг в России можно  предложить такие меры как:

- развитие объектов инфраструктуры  на коммерческой основе (склады  для таможенных грузов, магазины  беспошлинной торговли и т.д.);

- создание системы информационно  – консультационного обслуживания;

- оказание услуг по  электронному декларированию, ускорению  движения товаров;

- услуги по защите интеллектуальной  собственности экспортеров и  импортеров;

Информация о работе Роль таможенных платежей доходной части Федерального бюджета