Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа
Современная таможенная служба выступает прежде всего как контрольно-финансовый орган, реализующий фискальные и правоохранительные функции, связанные с осуществлением валютного контроля, определением таможенной стоимости товара, взиманием всех налоговых сборов и платежей, борьбой с контрабандой и многими другими катастрофически важными функции которые будут рассмотрены в дальнейшей работе.
Введение
1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов…………3
2. Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны………………………………….11
3. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач……………………………………………….……………...…………………17
Заключение
Список литературы
2
Контрольная работа
По дисциплине: «экономика таможенного дела»
На тему:
«Роль таможенных органов в развитии национальной экономики»
Содержание
Введение
1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов…………3
2. Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны………………………………….11
3. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач……………………………………………….…………….
Заключение
Список литературы
Введение
Современная таможенная служба выступает прежде всего как контрольно-финансовый орган, реализующий фискальные и правоохранительные функции, связанные с осуществлением валютного контроля, определением таможенной стоимости товара, взиманием всех налоговых сборов и платежей, борьбой с контрабандой и многими другими катастрофически важными функции которые будут рассмотрены в дальнейшей работе.
В условиях, когда постоянно увеличивается количество лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, поток перемещаемых грузов, транспортных средств, необходимо совершенствование организации работы таможенных органов, разработка и внедрение оптимальных способов управления таможенной деятельностью.
Данная тема в настоящее время является актуальной. Большое значение имеет развитие таможенной службы на региональном уровне. Реализация таможенной политики тесно связана с внешнеэкономическими задачами регионов, их инвестиционной деятельностью, международным сотрудничеством. Прошедшие в июне 2009 года в Екатеринбурге встречи стран ШОС и БРИК- яркое тому подтверждение.
1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов
Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, обьектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
8) ведут таможенную статистику внешней торговли;
9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации
и граждан информацией по таможенным вопросам;
11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела[1]
Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи.
Государственный таможенный комитет (ГТК) России вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ - экономическими, политическими, социальными и др.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства.
С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д[2].
Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешало привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства - Испания, Швеция, Франция.
Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции - самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.
Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.
В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.
Экономические интересы государства и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, а также регионов, предприятий и организаций[3].
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что, при всем большем развитии мирового разделения труда, России привязывается роль сырьевой страны. Наряду с тем, что многие виды отечественной продукции подвергаются дискриминации на зарубежных рынках и еще большая часть их не может поставляться из-за низкого качества. Выходов из данной кризисной ситуации несколько, остановимся на одном из них.
Для повышения конкурентоспособности и вовлечении российских предприятий в мировой производственный процесс необходим выход отечественной продукции на иностранные рынки, причем в сложившейся ситуации наиболее приемлемо - создание совместных предприятий и транснациональных корпораций за рубежом на основе отечественного производства. Здесь необходимо отметить, что позволить себе прямые инвестиции по созданию предприятий на территории иностранных государств могут позволить себе лишь очень крупные компании и, в основном, сырьевые предприятия. Таким образом, реализовать поставленную цель не удастся, по крайней мере, сразу.
Помимо прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два способа проникновения на зарубежные рынки - это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом процесса международного развития, которая может быть достигнута при использовании данной модели.
Такая форма международной деятельности, как экспорт, связана с низким риском, так как не требует больших инвестиций. Каждая последующая модель проникновения предполагает более значительные инвестиции и, следовательно, сопряжена с большим риском. Параллельно с увеличением степени риска возрастает и степень контроля над зарубежным рынком, которая может быть достигнута в рамках конкретной формы международной деятельности.
Многие российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая продажи на внутреннем рынке, тем более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки могут подтолкнуть два фактора.
Во-первых, это ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры внутреннего рынка.
Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем рынке для их товаров.
В связи с этим таможенные органы России совместно с Правительством с помощью осуществления ряда мер таможенной и внутренней политики могут способствовать проникновению отечественных производителей на зарубежные рынки. Введение налога, подталкивающего выход на внешний рынок предпринимателей, увеличит объемы иностранной валюты в стране, а, следовательно, привлечение дополнительного капитала будет способствовать дальнейшему развитию производства. Мера довольна жесткая и радикальная и требует детального рассмотрения и расчета.
Другой мерой, которую могли бы взять на себя таможенные органы является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.
Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом.
Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны могут применять и меры экономической политики. Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами[4].
К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
В ТК РФ приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.
Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики