Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в освещении основных проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия таможенными органами.
На основе поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать понятие историко-культурных ценностей, осветить классификацию культурных ценностей, рассмотреть порядок ввоза и вывоза культурных ценностей в Республику Беларусь, изучить роль таможенных органов деятельности по обеспечении сохранности культурного наследия белорусского народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух основных глав, каждая из которых включает в себя два и более параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, которое не входит в основную часть курсовой работы. Приложение состоит из некоторых фотографий спасенных историко-культурных ценностей, которые явились результатом слаженной работы таможенной службы в разные исторические моменты нашей страны.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Историко-культурные ценности как объекты таможенного контроля……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и классификация историко-культурных ценностей..…...……….....5
1.2. Перемещение историко-культурных ценностей через таможенную границу……………………………………………………………………………....8
Глава 2. Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия…………………………………………………………………………….12
2.1. Контрабанда историко-культурных ценностей как мировая проблема…………………………………………………………………………….12
2.2. Охрана историко-культурных ценностей в БССР…………………………...14
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей........................................19
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников и литературы…………………………28
Значительная часть культурных ценностей продолжает вывозиться гражданами, убывающими за границу на постоянное место жительства. О масштабах их контрабандной деятельности свидетельствуют оперативные и следственные материалы о наличии в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Италия, Франция и др.) более 40 организованных групп контрабандистов, специализирующихся по странам СНГ. В свою очередь, в СНГ, по информации Киевской международной конференции по проблемам организованной борьбы с контрабандой (1999г.), действуют 30 преступных группировок, “работающих” по контрабанде и торговле культурными ценностями.
Подавляющее большинство членов этих группировок - выходцы из республик бывшего Советского Союза, оставившие в стране разветвленные связи и сообщников, которые обеспечивают поиск, скупку и вывоз ценностей из страны. Для реализации поступающих по нелегальным каналам культурных ценностей на Западе преступниками создана целая сеть специализированных магазинов “антиквариата”. Успешно функционируют подпольные фирмы, привлекающие опытных экспертов-искусствоведов для оценки, экспертизы и оформления необходимых легализующих документов на ценности, вывезенные незаконным путём.
К сожалению, результаты раскрываемости подобных преступлений крайне низки. Правоохранительным органам удается вернуть не более 10-15% объявленных в розыск исторических и художественных ценностей [4, с. 114-115].
2.2. Охрана
историко-культурных ценностей
В начале XX в., особенно после окончания Первой мировой войны, человечество стало задумываться о своем наследии и уже не спешило делить его на «поделки дикарей» или «шедевры мастеров». Люди поняли, что подобные предметы хранят в себе нечто большее, чем примитивную материальную ценность. Они сберегают частички культуры народа, создавшего их. Началось формирование системы государственной охраны культурных и исторических ценностей.
Богато национальное историко-
В начале XX в. для поддержки усилий национальных правительств лидерами ведущих государств мира было решено придать защите культурных ценностей международный статус. Первым многосторонним международно-правовым документом в этой области стала Гаагская конференция 1907г. «О законах и обычаях сухопутной войны». В статье VI Конвенции запрещались захват, истребление или повреждение исторических памятников, художественных и научных произведений.
После Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 г., в сложнейших экономических и политических условиях, таможенные учреждения бывшей царской России продолжали выполнять свои обязанности, но уже в соответствии с указаниями новой Советской власти. Правительство Советской России – Совет народных комиссаров (СНК РСФСР), заботясь о защите экономических интересов страны на границе, в скором времени издало ряд постановлений, регулирующих перемещение товаров через таможенную границу. Первым подобным документом стало постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». Оно в немалой степени было направлено и на урегулирование ситуации на западной границе, однако на тот момент это было осложнено оккупацией германскими войсками значительной части Беларуси.
Но к весне военные действия
несколько поутихли, и по белорусской
территории пролегла временная
демаркационная
В связи с этим, по указанию Наркомфина РСФСР директором департамента таможенной службы В. Копайтичем был подготовлен циркуляр № 37/1 от 27 мая 1918 г. «Об открытии таможенных действий на нашей временной западной границе». Через два дня, 29 мая 1918 г. был подписан Декрет СНК Советской России «О таможенных сборах и учреждениях», который стал точкой1 отсчета деятельности советской таможенной службы [4, с. 14].
1 октября 1918 г. был принят циркуляр
Главного управления
Важной мерой, направленной на
предотвращение контрабандного
вывоза за границу
Стоит отметить, что в довоенный период и в 1920 – х, и в 1930 – х гг., основная масса контрабандистов не стремилась провезти художественные раритеты. Этим промыслом занимались в основном иностранные граждане, работавшие в СССР, и. несмотря на решительную борьбу с контрабандным вывозом из СССР произведений искусства и предметов старины, злоумышленникам все же удавалось иногда нелегально вывезти через «западные ворота Советского Союза» - Негореловскую таможню отдельные произведения искусства и предметы старины, пополнявшие частные коллекции европейских и американских миллионеров. Нередки были случаи вывоза ценных произведений искусства почтой дипломатических представительств иностранных государств, а также самими иностранными дипломатами, которые, злоупотребляя дипломатической привилегией, освобождающей их от таможенного досмотра, провозили в своих чемоданах предметы, запрещенные советским законодательством к вывозу за границу [4, с. 17].
В первые годы после войны
контрабанда была в большей
степени ввозной и
С 1960-х гг., когда значительно возрос поток пассажиров и грузов, следующих через советскую западную границу, увеличилось количество и размеры задержаний исторических и культурных ценностей. Нарушителями правил перемещения через таможенную границу культурных ценностей как и прежде были иностранцы, работники дипломатических миссий, различных зарубежных торговых фирм, члены их семей, туристы, и в меньшей степени выезжающие советские граждане. Так, в декабре 1970 г. сотрудником Гродненской таможни В.С. Тихомировым было заведено контрабандное дело по факту незаконного перемещения через Государственную границу двумя гражданами СССР двух картин, написанных маслом и представлявших историко-культурную ценность. Контрабандисты пытались переместить картины из СССР в ПНР в канале вентиляционного устройства служебного купе вагона пассажирского поезда [4, с. 20].
Достаточно часто использовался способ перемещения ювелирных изделий в банках с мясными, рыбными и молочными консервами. Предварительно упакованные кольца, серьги, цепочки, кулоны и пр. закладывались в металлические банки, которые закатывались в заводских условиях. Происходило это, как правило, на рыбозаводах Калининграда, Клайпеды, Лиепаи.
Во второй половине 70-х гг. на
помощь таможенникам пришла
В конце 1979 г. в Советском Союзе был принят ряд новых дополнительных законодательных мер по усилению охраны памятников истории и культуры [4, с.26].
В начале 1980-х гг. на таможенные посты стали поступать стационарные и портативные рентгеноустановки и другие переносные приборы, позволявшие повысить эффективность обнаружения сокрытой контрабанды [4, с. 26].
Так, в начале 1983 г. с помощью рентгеновской установки было выявлено место сокрытия золотых изделий в консервных банках на сумму около 4 тыс. руб. (курс рубля, установленного Госбанком СССР по отношению к доллару США в тот период: 1 долл. США – 65 копеек).
Не менее оригинальными были и способы ввоза контрабанды в СССР, отличался только ассортимент. К примеру, в 70-е гг. самыми популярными предметами нелегального ввоза были женские парики, а в 80-е – женские головные платки с люрексом и электронные часы [18, с. 47].
С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начинается экономический кризис, понижается жизненный уровень населения, и некоторые граждане вынуждены продавать предметы старины из своих семейных реликвий, частных коллекций, как когда-то в 1920-х годах. В то же время за рубежом уже давно наблюдали за «перестройкой» и проявляли повышенный интерес не только к старому дореволюционному искусству, но и к работам советских мастеров. Начался настоящий антикварный бум.
Вывозом подобных культурных ценностей в условиях отсутствия надлежащей правовой базы внешнеэкономической деятельности стали заниматься иностранцы, имевшие родственников в советских республиках, лица, ранее многократно посещавшие страны Восточной и Центральной Европы и хорошо ориентировавшиеся в обстановке и конъюнктуре рынка антиквариата и в целом искусства. Покупателями были и многочисленные иностранные «туристы» - коммерсанты. Европейские антикварные магазины и мелкие лавочки получили мощный источник поступления товаров и доходов. К примеру, в конце 1987 г. старший инспектор Брестской таможни А. Савостьянов из ручной клади гражданина одной из африканских стран, выезжавшего в Западный Берлин, изъял 23 иконы и 100 кг черной икры [4, с.31].
В последний год существования
СССР борьба с
Самоотверженная и
Белорусские таможенники
XX век сделал нормой мировой обмен культурными ценностями, обеспечив их охрану и сохранность. Именно в прошлом столетии впервые на самом высоком уровне были предприняты конкретные действия по недопущению их нелегального ввоза и вывоза. Ведущую роль в этой борьбе суждено было сыграть таможенной службе.
2.3. Деятельность таможенных органов Республики Беларусь по противодействию контрабанде культурных ценностей
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. была создана национальная таможенная служба. Таможенникам страны, которая издревле находится на стратегических транзитных путях с запада на восток и с севера на юг пришлось вступить в бескомпромиссную борьбу с организованными преступными группировками, занимавшимися контрабандой культурных и исторических ценностей, продажей раритетов в Западную Европу и США [4, с.114].
На протяжении последних пятнадцати лет таможенные органы Беларуси постоянно совершенствовали формы и методы противодействия контрабанде и другим правонарушениям в таможенной сфере, защищая национальную безопасность страны. Они прошли путь от осознания своей недостаточной силы перед волнами «коммерсантов» и контрабандистов в начале 1990-х гг. до уверенного контроля над таможенной границей в наше время. Особое влияние оказало на эффективность деятельности таможенников получение ими прав оперативно-розыскной деятельности в 1999г. [4, с. 117].
Информация о работе Роль таможенных органов в области защиты культурного наследия