Развитие таможенного дела в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:25, доклад

Описание работы

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси.

Работа содержит 1 файл

Развитие таможенного дела в России.docx

— 33.67 Кб (Скачать)

Декретом СНК  от 29 июня 1918 года департамент таможенных сборов был переименован в Главное  управление таможенного контроля, которое  переходило в подчинение Наркомата  торговли и промышленности (НКТиП); последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней  торговли (НКВТ), к которому перешли  все функции в области управления таможенным делом. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как  составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.[3, C.108]

Новая государственная  власть, пришедшая к управлению страной  в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась  к дореволюционной системе таможенных органов, так же, как и к концепции  таможенного дела. Реализация ленинской  идеи государственной монополии  внешней торговли по существу заблокировала  широкое применение таможенно-тарифного  регулирования и сделала систему  таможенного контроля чисто вспомогательным  инструментом регулирования внешней  торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть  таможенные учреждения.

Переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов  и обусловил интенсивное структурное  развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 год формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным  задачам и функциям, которые выполняли  таможенные учреждения того времени.

Начальники округов, руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. К 1922 году ГТУ объединяло 283 местных  таможенных учреждения (134 таможни и 149 таможенных постов), входивших в  состав восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков — Петрозаводского  и Крымского. В системе таможен  в 1922 г. работало 4850 человек. [3, С.110]

В 1924 году Таможенный устав законодательно закрепил систему  таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял Наркомат внешней  торговли, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление.[1, С.4 ]

Главное таможенное управление (ГТУ) разрабатывало планы  всех таможенных мероприятий общего характера. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и  инспекторскую часть. Анализ структуры  ГТУ показывает, что в то время  правоохранительная составляла незначительную часть деятельности управления; ее деятельностью занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ—ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения  ГТУ — районные таможенные инспекторские  управления — таможни и таможенные посты). Поскольку таможни первого  разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления. Реальная же картина организации  таможенных органов была еще более  разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в УССР, в РСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Московская —  подчинялись непосредственно ГТУ).[3, С.111]

Внешнеторговая  политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают  выполнять роль фискальных учреждений.

В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного  аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских  управлений: Карельское, Северо-западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни первого разряда учреждались  при железнодорожных станциях и  в портах с большим грузооборотом; второго разряда — в небольших  портах на реках и озерах, а также  на шоссейных дорогах; третьего разряда  — на грунтовых дорогах. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение  таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни  и таможен в посты производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных  грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго  разрядов. Таможни третьего разряда  имели право на указанные действия, если это не требовало специальной  технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском  пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных  почтовых отправлений.[7, С.51]

В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической  модели управления и доминированию  административно-командных методов  регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую  деятельность, в том числе и  организацию таможенного дела. Значительно  сократился оборот международного пассажирского  сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных  операций. В 1932 –1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу  грузов общественного сектора и  централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи  с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников  Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6 — 8 раз. [7, С.52; 11, С.83]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 года он был значительно  меньше по объему (120 статей, сгруппированных  в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное  таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением  государственной монополии внешней  торговли, совершение таможенных операций и борьбы с контрабандой. К моменту  принятия Таможенного кодекса 1964 года существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

Устанавливалась двухзвенная  система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни  и таможенные посты) подчинялись  непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация  и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством  внешней торговли. Принятые после 1964 года нормативные акты по таможенному  делу не внесли существенных изменений  в таможенное управление.[1, С.6 ]

Развитие таможенного  дела вплоть до принятия в 1993 году Таможенного  кодекса определялось подзаконным  нормотворчеством — постановлениями  Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными  вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который  определял также основные направления  дальнейшего развития таможенной системы. Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров — центральный таможенный орган. Главное управление государственного таможенного контроля отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и  нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного  тарифа.

Основными структурными единицами ГУГТК при Совете Министров  СССР были управления и отделы. В  составе центрального аппарата действовали: Управление организации таможенного  контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое  управление, Отдел контроля за печатными  и аудиовизуальными материалами. [3, С.112-113]

Статус таможен  определялся рядом актов. В структуру  местных таможенных учреждений могли  входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических  грузов, контроля за грузами советских  выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения. Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике  деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские, (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская  и Керченская таможни вообще не имели  таможенных постов. В составе Чопской  таможни, в зону деятельности которой  входили три пограничных района Закарпатской области, действовало  пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

Увеличение числа  международных перевозок и рост объема международного пассажирского  сообщения обусловили в 1987—1990 годах  значительный рост числа местных  таможенных учреждений. Только с марта  по август 1989 года число таможен  увеличилось с 87 до 95 .[8, С.32; 11, С.127 ]

В это время явно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен  по федеративному принципу. Ряд крупных  таможен, зоны деятельности которых  почти полностью совпадали с  территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована  в Грузинскую республиканскую. В  Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские  таможни. Интересно, что в республиканскую  была преобразована Дальневосточная  таможня, зона деятельности которой  ограничивалась Приморским краем.

Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе", принятые в 1993 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного  управления. Предусматривалось создание двух координационных органов –  Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным  незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ. Новый Таможенный кодекс легализовал  фактически уже сложившуюся трехзвенную  систему таможенных органов: центральный  таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.[13;14 ]

Таким образом, несмотря на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для  формирования и развития российской таможенной системы. Необходимо использовать исторический опыт при подготовке основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего  актов о статусе таможенных органов  разных уровней, особенно при определении  их структуры и компетенции. Опыт систематизации и кодификации таможенного  законодательства, освещённый в таможенных кодексах, может быть применен при  создании более оптимальной модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом. Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного  дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система  таможенных органов, специфика таможенного  контроля и ряд других, необходимы при подготовке новых правовых актов  о задачах, функциях и основных полномочиях  федерального органа уполномоченного  в области таможенного дела, региональных таможенных управлений и таможнях, а также о таможенных постах.

Литература

1. Бакаева О.Ю.  Становление и развитие современного  таможенного права Российской  Федерации. // Право и политика. –  2002. – № 1

2. Блинов Н.М.  Таможенная политика России Х  – ХI вв – М.:Русина, 97.

3. Бодрилина В.П.  Исторические вехи организации  Центрального таможенного управления  в России // Таможенные ведомости.  – 1995. – № 11. – С.107-113.

4. Бунич Л.Н. О  таможенных сборах в Российском  государстве // Таможенные ведомости.  – 1994. – № 1. – С.159-165.

5. Бунич Л.Н. О  таможенных сборах в Российском  государстве // Таможенные ведомости.  – 1994. – № 2. – С. 117-123.

6. Бутов Я.В. Таможенная  политика России и ее осуществление  во второй половине XIX века.– М.: РИО РТА, 1995.

7. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной  службы". М., ИНФРА-М, 1990.

8. Ершов А.Д. Международные  таможенные отношения. Уч.пособие.-С-П  филиал РТА, 2000.

9. Калашников С.Д.  Исторический опыт протекционист-ской  таможенной политики России.1877 –  1913 г.г. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1996.

10. Кисловский Ю.Г.  История таможни государства  Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.

11. Основы таможенного  дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в  России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО  РТА, 1995.

12. Таможенное дело  в России: Сб.документов и материалов.Т.1:907-1721/ Сост. В.А.Шамахов и др. М.: ИПО Автор, 1996

13. Таможенный кодекс  РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.

14. Федеральный закон  "О таможенном тарифе" от 21.05.93г.  № 5003-1 в редакции федеральных  законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 №  185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 №  32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.  

Информация о работе Развитие таможенного дела в России