Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:25, доклад
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси.
Декретом СНК
от 29 июня 1918 года департамент таможенных
сборов был переименован в Главное
управление таможенного контроля, которое
переходило в подчинение Наркомата
торговли и промышленности (НКТиП);
последний в 1920 году был преобразован
в Народный комиссариат внешней
торговли (НКВТ), к которому перешли
все функции в области
Новая государственная
власть, пришедшая к управлению страной
в результате Октябрьского переворота
в России, скептически отнеслась
к дореволюционной системе
Переход в начале
20-х годов к нэпу реанимировал
утраченные функции таможенных органов
и обусловил интенсивное
Начальники округов, руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. К 1922 году ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни и 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков — Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек. [3, С.110]
В 1924 году Таможенный устав законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял Наркомат внешней торговли, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление.[1, С.4 ]
Главное таможенное управление (ГТУ) разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная составляла незначительную часть деятельности управления; ее деятельностью занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.
Таможенный устав
1924 года устанавливал сложную четырехзвенную
систему управления таможенным делом
(НКВТ—ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения
ГТУ — районные таможенные инспекторские
управления — таможни и таможенные
посты). Поскольку таможни первого
разряда контролировали деятельность
всех таможенных учреждений, входящих
в их район, то фактически получалась
пятизвенная система
Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений.
В 1925 году в соответствии
с планом реорганизации таможенного
аппарата на местах на территории СССР
было создано 11 районных таможенных инспекторских
управлений: Карельское, Северо-западное,
Белорусское, Северокавказское, Туркменское,
Узбекское, Алма-атинское, Зайсанское,
Читинское, Благовещенское, Владивостокское.
Таможни первого разряда
В период с 1929 по 1932
год все более отчетливой становится
тенденция к отказу от экономической
модели управления и доминированию
административно-командных
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года
был утвержден новый Таможенный
кодекс. По сравнению с Таможенным
кодексом СССР 1928 года он был значительно
меньше по объему (120 статей, сгруппированных
в три раздела). Управлению таможенным
делом был посвящен первый раздел
Кодекса, содержащий всего 7 статей. Управление
таможенным делом на территории СССР
было отнесено к ведению Министерства
внешней торговли и осуществлялось
через входящее в его состав Главное
таможенное управление (ст. 1 Кодекса).
Среди функций таможенных учреждений
выделялись контроль за соблюдением
государственной монополии
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли. Принятые после 1964 года нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.[1, С.6 ]
Развитие таможенного
дела вплоть до принятия в 1993 году Таможенного
кодекса определялось подзаконным
нормотворчеством — постановлениями
Совета Министров СССР и ведомственными
актами. Общее руководство таможенными
вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный
орган — Совет Министров, который
определял также основные направления
дальнейшего развития таможенной системы.
Во главе таможенной системы стояло
Главное управление государственного
таможенного контроля при Совете
Министров — центральный
Основными структурными единицами ГУГТК при Совете Министров СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. [3, С.112-113]
Статус таможен определялся рядом актов. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения. Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские, (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 годах значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 года число таможен увеличилось с 87 до 95 .[8, С.32; 11, С.127 ]
В это время явно
наметился переход от чисто территориального
принципа построения местных таможенных
учреждений к созданию сети таможен
по федеративному принципу. Ряд крупных
таможен, зоны деятельности которых
почти полностью совпадали с
территориями союзных республик, были
переименованы в
Таможенный кодекс
РФ и Закон "О таможенном тарифе",
принятые в 1993 году, внесли существенные
изменения в организацию
Таким образом, несмотря
на ограниченность историческими рамками,
непоследовательность и противоречивость,
предшествующий опыт создания и функционирования
таможенной службы представляет значительный
теоретико-прикладной интерес для
формирования и развития российской
таможенной системы. Необходимо использовать
исторический опыт при подготовке основополагающих
таможенно-правовых актов, прежде всего
актов о статусе таможенных органов
разных уровней, особенно при определении
их структуры и компетенции. Опыт
систематизации и кодификации таможенного
законодательства, освещённый в таможенных
кодексах, может быть применен при
создании более оптимальной модели
таможенной службы и схемы управления
таможенным делом. Многие правовые категории,
нормы и институты кодексов, такие,
как понятие и содержание таможенного
дела, определение таможенного
Литература
1. Бакаева О.Ю.
Становление и развитие
2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х – ХI вв – М.:Русина, 97.
3. Бодрилина В.П.
Исторические вехи организации
Центрального таможенного
4. Бунич Л.Н. О
таможенных сборах в
5. Бунич Л.Н. О
таможенных сборах в
6. Бутов Я.В. Таможенная
политика России и ее
7. Габричидзе Б.Н.
"Становление и развитие
8. Ершов А.Д. Международные
таможенные отношения. Уч.
9. Калашников С.Д.
Исторический опыт
10. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 1995.
11. Основы таможенного дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО РТА, 1995.
12. Таможенное дело
в России: Сб.документов и материалов.Т.
13. Таможенный кодекс РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.
14. Федеральный закон
"О таможенном тарифе" от 21.05.93г.
№ 5003-1 в редакции федеральных
законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 №
185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 №
32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.