Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Что лучше – протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Введение…………………………………………………………………………………2
1. Протекционистская политика…………………………………………………….3
1.1 внешнеторговый протекционизм, его виды и методы…………………….3
1.2 влияние протекционизма на внешнюю торговлю…………………………9
2. Политика фритредерства…………………………………………………………12
2.1 понятие и характеристика фритредерства…………………………………12
2.2 практика применения фритредерства………………………………………15
3. Протекционизм или фритредерство?.....................................................................16
3.1 преимущества и недостатки фритредерства и протекционизма………….17
3.2 таможенная политика России……………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………………27
«Добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.
К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно – гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.
Внутренние налоги и сборы – скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.
Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.
Субсидии – это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:
1) оказать помощь
отечественным производителям
2) более широкое проникновение на экспортные рынки.
В большинстве
стран мира проводится государственная
политика культурного протекционизма,
направленного на защиту национального
языка, обычаев, культурно-исторического
достояния.
1.2
влияние протекционизма
на внешнюю торговлю
Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограничение международной торговли. На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений.
Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, что следует непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, которые возникают от искажения мотивов поведения производителей и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превысит потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли вследствие введения пошлины - это наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и / или цены импорта. Импортная пошлина очень выгодна для внутренних производителей товаров, так как это уменьшает предложение на этот вид товара, тем самым уменьшается конкуренция, и внутренние производители могут получать дополнительные прибыли.
США на мировом рынке автомобилей, как импортер, занимает такое положение, которое позволяет ей заставить таких поставщиков автомобилей, как известная японская фирма "TOYOTA" снизить цену автомобилей путем введения импортных пошлин. Такая власть над мировыми ценами называется монопсонией (то есть монополией покупателя). Страна, обладающая монопсонией может установить такие импортные пошлины, при которых совокупное благосостояние нации не только не снизится, но и увеличится.
Рассмотрим такую
ситуацию на примере США и импорта
автомобилей из Японии. Если мировая
цена автомобиля до введения в США
импортных пошлин составляла 10.000$, а
вводимый тариф составляет 2% от стоимости
автомобиля, то при введении тарифа цена
в США на японские автомобили повысится.
Но в то же время японские производители
будут вынуждены понизить свои цены на
автомобили. Если иностранные производители
могут обеспечить производство и поставки
в США меньшего количества товара с более
низкими предельными издержками, они скорее
пойдут на некоторое снижение продажной
цены товара в США для того, чтобы не намного
сократить продажу своих товаров в США.
Это и позволяет Америке получить выигрыш
от таможенной пошлины.
Значительное число стран, в недостаточной степени способны влиять как на цены своего экспорта, так и на цены импорта. В случае стран с развитой экономикой возникает угроза использования монопольного положения страны, что позволяет получать выгоду за чужой счет. На практике подобный аргумент, связанный с условиями торговли, может служить теоретическим ссылкой для оправдания торговой политики правительства. Кроме этого, критика свободы торговли основывается на том, что понятие выигрыша для производителя и выигрыша для потребителя, используемые в теоретической модели free trade (особенно выигрыш для производителя), не позволяют корректно определить размеры выигрышей и потерь. К причинам этого относятся несовершенство рынков труда и капитала, которые не предоставляют ресурсам возможности быстрого перетекания к отраслям, которые приносят наибольшую отдачу, и сдерживают переток технологий из новых отраслей или тех, которые динамично развиваются. Такие явления носят название дефектов внутреннего рыночного регулирования и демонстрируют, как рынок того или иного фактора недостаточно хорошо выполняет свою функцию. Так, производство некоторого товара приносит определенные знания и опыт, которые служат национальной экономике в целом, но они не могут быть закреплены в собственности фирмами-производителями, которые не учитывают этих моментов при принятии решения относительно объемов производства. В этом случае имеет место предельная общественная выгода от дополнительного производства, которую невозможно измерить через выигрыш для производителя. Такая предельная общественная выгода может служить оправданием для использования пошлин и других инструментов таможенной политики
Протекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Влияние государства на внешнеэкономические отношения может быть через: воздействие на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт), контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт), регулирование обменного курса и т.д.
Непосредственное воздействие на товарные потоки государство оказывает через таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные формы стимулирования экспорта.
О росте протекционизма в торговой политике свидетельствует ограничение объемов внешней торговли.
Такая политика
дает государству контролировать международные
отношения и успешно
2. Политика фритредерства
2.1 понятие и характеристика фритредерства
Политика свободной торговли (free trade - фритредерство) - это политика невмешательства государства в международную торговлю. В чистом виде это означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Такую политику проводят страны с высокоэффективным национальным хозяйством, она дает возможность его товаропроизводителям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и преодолевать протекционистские таможенные барьеры, расширять экспорт своих товаров на мировой рынок. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения.
Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. В реальности государство не устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, однако в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Поэтому наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.
Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодности торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Политика свободной торговли имеет следующие основные характеристики:
·Стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом.
· Позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ.
· Дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей, производителей и потребителей.
· Расширяет границы рынка - она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.
Информация о работе Протекционизм и фритредерство как основные виды таможенной политики